- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Бессоюзное сложное предложение
Урок на тему Бессоюзное сложное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколенко Н.А. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 28
Дата: 28.01.2015 г.
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Средства связи в БСП.
Цели и задачи:
-формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
-формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
-формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Ход урока
-
Организационный момент.(запись числа и темы урока)
2.Работа с эпиграфом к уроку
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Все ли слова вам знакомы и понятны? (слайд 2)
Маета - собственно русское образование от существительного мая - «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.(слайд 3)
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
- Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.
1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта
2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро - всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова). (сл.4)
Подберите синонимы: доброта - отзывчивость, сердечность, душевность.
Подберите антонимы: доброта - злость, ненависть.(слайд 5)
3.Устный опрос учащихся
-
Что такое сложное предложение?
-
На какие группы делятся сложные предложения?
-
При помощи чего соединяются простые предложения в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях?
-
А при помощи чего соединяются простые предложения в бессоюзном сложном предложении?
- А вот на последний вопрос мы сегодня постараемся найти ответ на нашем уроке…
3.Синтаксическая разминка:
Составьте ССП, СПП, БСП (по рядам), используя следующие простые предложения:
Небо снова покрылось тучами.
Посыпался холодный дождь. (слайд 7)
4. Контрольно - подготовительный этап.
Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. (Слайд 8)
(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2.Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3.С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4.Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5.Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6.Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7.Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8.Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9.Где тонко, там и рвется.
10Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)
ССП
СПП
БСП
2, 3, 8
1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)
5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)
9 (прид. места)
6, 10
- Почему никуда не отнесли 6 и 10 предложение? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП - заполнение третьей колонки.)
5.Работа с новой темой (слайд 9)
- стр.172, чтение текста по новой теме.
6. Закрепление.- Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (Слайд - 10)
Я вас любил - меня вы не любили.
Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
Вся поверхность земли представлялась зелено - золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
Я понял: долго не смогу притворяться.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?
7. Видео о значениях и знаках препинания в БСП. (7.14 мин)
(раздать учащимся памятки)
8. Тренировочные упражнения.
1 вариант
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
(Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8).
2 вариант.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
(Бессоюзные предложения:2,5,6,9)
9. Работа с учебником: упр.385., с объяснением
10. Видео о доброте (4,28)
11..Итоги. Рефлексия.
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
Почему так называются такие предложения?
Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
Что показалось наиболее легким?
12.. Чтение стихотворения (слайд 11)
13.Домашнее задание.
- параграф 17, упр.394., индивидуальные карточки с заданием, творческая миниатюра «Добро - это…» (ССП, СПП, БСП)
1 вариант
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
2 вариант.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
1 вариант
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
2 вариант.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2.Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3.С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4.Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5.Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6.Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7.Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8.Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9.Где тонко, там и рвется.
10Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП
СПП
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2.Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3.С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4.Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5.Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6.Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7.Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8.Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9.Где тонко, там и рвется.
10Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП
СПП
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2.Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3.С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4.Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5.Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6.Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7.Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8.Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9.Где тонко, там и рвется.
10Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП
СПП
Я вас любил - меня вы не любили.
Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
Вся поверхность земли представлялась зелено - золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
Я понял: долго не смогу притворяться.
Я вас любил - меня вы не любили.
Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
Вся поверхность земли представлялась зелено - золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
Я понял: долго не смогу притворяться.
Я вас любил - меня вы не любили.
Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
Вся поверхность земли представлялась зелено - золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
Я понял: долго не смогу притворяться.
1.Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
2.День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
3.В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
4.Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
5.Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
6.Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
1.Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
2.День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
3.В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
4.Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
5.Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
6.Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
1.Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
2.День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
3.В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
4.Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
5.Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
6.Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.