- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии (9 класс)
Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартова Н.А. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии"
Мартова Нина Алексеевна учитель русского языка и литературы
Тип урока: вводное занятие
Форма проведения: литературное кафе
Цели:
-
Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
-
Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
-
Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование:
-
афиша с названием кафе,
-
фонохрестоматия к учебнику литература 9
-
на доске -тема, эпиграф, термины (модернизм ,символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм)
-
видеоролики
-
задания для групп,
Ход урока
1.Орг.момент.
-
Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
-
Век серебряный,
-
Век из света…
-
Век поэзии,
-
Век мечты,
-
Бытия век,
-
Век человека,
-
Мысли век
-
И век красоты…
-
Сколько тайн и имен!В этот век я влюблен.
2. Актуализация новой темы.
-Скажите ,пожалуйста, как в литературе называют век Пушкина, Лермонтова ,Некрасова?
-
Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии.
-
Но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов , которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название серебряный век русской поэзии.
-
«…этот мир очарований ,этот мир из серебра…» В.Брюсов
-
Понятие "серебряный век" появилось позже , а современники использовали термин - "модернизм".
-
-Как вы думаете что он означает? (От франц. модерн - новый, современный).
-
Этот термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
-
Модернисты были ослеплены « сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» ,это были молодые талантливые люди ,посвятившие себя искусству .С каким жаром они спорили о том ,какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея ,в кабаре, в кафе.
-
.Вот и мы с вами побываем сегодня в Кафе поэтов и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.
-
Итак ,уважаемые дамы и господа! Давайте перенесёмся в Петербург ровно на сто лет назад. Сегодня 8 апреля 1915 года,
-
И мы рады вас приветствовать в литературном кафе «Бродячая собака». Кафе размещалось во втором дворе на Михайловской площади ,в подвале.
-
Открыто кафе было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов.
-
. Они были молоды и талантливы. Они были влюблены и счастливы.
-
… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество - подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
Видеоролик
-
Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя символистами, акмеистами, имажинистами, футуристами(раздать на каждый стол карточки с названиями литературных направлений).
3. Организация групповой работы.
-
Ребята ,дома вам нужно было подготовить сообщение об одном из направлений модернизма .Мы условно разделились на 4 группы ,каждая группа будет представлять одно из направлений и попытается убедить нас в своей правоте.
(Каждая группа выступает с сообщениями)
1.«Мы называем себя символистами и считаем целью искусства- постижение мира через символы. Символ-это окно в бесконечность! Единственно верный путь поэзии- уход от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства! -вот главный принцип нашей эстетики.»
Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви!
- Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы (условное изображение чего-либо). Социальные и гражданские темы были отодвинуты символизмом, на первый план вышли темы философии существования .Данное литературное направление объединило таких поэтов как Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус ,Александр Блок.
2.«Мы - акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его изначальный ,не символический смысл. Долой мистику! Мы за самоценность каждого явления! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир .Мы хотим, чтобы затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!
-Акмеизм -модернистское течение ,сплотившее таких поэтов как Николай Гумилев,Анна Ахматова ,Осип Мандельштам .Они воспевали прекрасную ясность ,любовь и красоту.
3.Мы- новокрестьянские поэты-имажинисты пришли в поэзию совсем с другими темами. Человек и природа- едины! Хранителем национальной культуры является крестьянство! Мы пишем не стихи - песни о родной деревне.
Соломенная Русь ,куда ты?
Какую песню затянуть?
Как журавли курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
-Имажинизм-течение в русской литературе ,объединившее поэтов ,выходцев из деревни Сергея Есенина ,Николая Клюева, Петра Орешина. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом..Высший идеал красоты для них -это природа.
4.Мы, молодые поэты футуристы заявляем -только мы - лицо нашего времени! Прошлое тесно Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности. Искусство должно будить и будоражить! Мы -новые люди новой жизни! За нами будущее!
Каждая строчка-пощечина.
Голос мой -сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
-Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)
Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности, новых ритмов и слов.
4.Закрепление.
-А я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Каждая группа получает задание ,где дано стихотворение поэта серебряного века, проанализировав которое, вы попробуете определить, к какому направлению модернизма относится данное стихотворения, кто автор.
Приложение (задания на каждую группу)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так .Исхода нет.
Умрешь-начнешь опять сначала,
И повторится все ,как встарь:
Ночь ,ледяная рябь канала,
Аптека ,улица, фонарь.
1912 г.
О чем это стихотворение? (философия существования ,все повторяется)
Какова композиция данного стихотворения? (начало и концовка одинаковая, -кольцевая)
Какие цветовые образы вы увидели? (ночь, тусклый свет, ледяная рябь-все неясно, призрачно ,таинственно)
К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение? Кто автор? (символизм А.Блок)
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада,
Ты опоздал на много лет,
Но все таки тебе я рада.
Прости ,что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
1915 г.
Какова тема этого стихотворения?(тема любви ,ожидание встречи со своей единственной любовью)
Каким настроением овеяно стихотворение?(грусть о несбывшихся надеждах)
Использует ли автор тропы?(нет,все ясно и просто,нет переносных символических значений)
Какие приемы позволяют понять состояние героини?(анафора, синтаксический параллелизм)
Назовите литературное направление и автора.( акмеизм А.Ахматова)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916 г.
О чем это стихотворение ?(о родном доме )
Какие образы помогают представить поэту родную деревню? (дорога, изба, кусты рябин)
Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
(эпитеты: красный вечер, овсяный двор, желтоволосый отрок, развернутая метафора : изба-старуха челюстью порога жует мякиш тишины ,олицетворение :задумалась дорога, холод ласково крадется )
К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение ? Кто его автор?
-А это стихотворение я предлагаю послушать по аудиозаписи ,чтобы услышать его особенный ритм.(фонохрестоматия)
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
-
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913 г.
-
Каким настроением проникнуто стихотворение?
( подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель, он всемогущ и всесилен)
Какие приемы использует автор?(риторический вопрос, новые образы-метафоры, новые формы)
-
Кто автор этого стихотворения?
-
Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов )
Есенин и Маяковский были частыми гостями в « Бродячей собаке».Современники отмечали, что они всегда относились друг к другу очень настороженно и даже в чем то враждебно .И это не случайно ,Маяковский - весь во власти большого города ,страстно ожидаемых перемен ,весь-порыв, движение вперед ! Есенин-это лирическая оглядка назад ,он ощущает себя последним поэтом соломенной Руси .Маяковский писал: «Мы ругались с Есениным часто ,кроя его, главным образом ,за разросшийся вокруг него имажинизм»
А вот как представили поэтическую дуэль Есенина и Маяковского создатели фильма « Сергей Есенин» ,эти роли в фильме прекрасно исполнили Сергей Безруков и Евгений Дятлов (кадр из фильма)
5. Рефлексия.
Ребята, а вам кто в этом споре показался более убедительным?
Как вы думаете можно ли считать лучшим какое -либо направление модернизма?(каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию)
А вам, ребята, творчество поэтов какого направления показалось наиболее понятным?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку?
(Оценка работы групп)
6. Домашнее задание.
( по группам - жизнь и творчество А. Блока, С Есенина, В Маяковского ,А.Ахматовой)
7. Заключение. Слово учителя.
-
. Итак, ребята, мы познакомились с основными направлениями модернизма.
-
Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают ,в них живут и умирают»Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще только предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда ,потому что она живыми нитями связана с нашей жизнью ,с современностью.
(Песня на стихи Цветаевой в исполнении Н.Носкова)