Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии (9 класс)

Тип урока: вводное занятие Форма проведения: литературное кафе Цели: ·         Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского. ·         Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии(9 класс)Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии"

Мартова Нина Алексеевна учитель русского языка и литературы

Тип урока: вводное занятие

Форма проведения: литературное кафе

Цели:

  • Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.

  • Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.

  • Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Оборудование:



  • афиша с названием кафе,

  • фонохрестоматия к учебнику литература 9

  • на доске -тема, эпиграф, термины (модернизм ,символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм)

  • видеоролики

  • задания для групп,

Ход урока

1.Орг.момент.



  • Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.


  • Век серебряный,

  • Век из света…

  • Век поэзии,

  • Век мечты,

  • Бытия век,

  • Век человека,

  • Мысли век

  • И век красоты…

  • Сколько тайн и имен!В этот век я влюблен.

2. Актуализация новой темы.

-Скажите ,пожалуйста, как в литературе называют век Пушкина, Лермонтова ,Некрасова?

  • Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии.

  • Но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов , которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название серебряный век русской поэзии.

  • «…этот мир очарований ,этот мир из серебра…» В.Брюсов



  • Понятие "серебряный век" появилось позже , а современники использовали термин - "модернизм".

  • -Как вы думаете что он означает? (От франц. модерн - новый, современный).

  • Этот термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

  • Модернисты были ослеплены « сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» ,это были молодые талантливые люди ,посвятившие себя искусству .С каким жаром они спорили о том ,какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея ,в кабаре, в кафе.

  • .Вот и мы с вами побываем сегодня в Кафе поэтов и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.

  • Итак ,уважаемые дамы и господа! Давайте перенесёмся в Петербург ровно на сто лет назад. Сегодня 8 апреля 1915 года,

  • И мы рады вас приветствовать в литературном кафе «Бродячая собака». Кафе размещалось во втором дворе на Михайловской площади ,в подвале.


  • Открыто кафе было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов.


  • . Они были молоды и талантливы. Они были влюблены и счастливы.

  • … Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество - подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

Видеоролик



  • Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя символистами, акмеистами, имажинистами, футуристами(раздать на каждый стол карточки с названиями литературных направлений).

3. Организация групповой работы.

  • Ребята ,дома вам нужно было подготовить сообщение об одном из направлений модернизма .Мы условно разделились на 4 группы ,каждая группа будет представлять одно из направлений и попытается убедить нас в своей правоте.

(Каждая группа выступает с сообщениями)

1.«Мы называем себя символистами и считаем целью искусства- постижение мира через символы. Символ-это окно в бесконечность! Единственно верный путь поэзии- уход от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства! -вот главный принцип нашей эстетики.»

Довольно! Надежды и чувства

Отныне былым назови,

Приветствуй лишь грезы искусства,

Ищи только вечной любви!

- Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы (условное изображение чего-либо). Социальные и гражданские темы были отодвинуты символизмом, на первый план вышли темы философии существования .Данное литературное направление объединило таких поэтов как Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус ,Александр Блок.

2.«Мы - акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его изначальный ,не символический смысл. Долой мистику! Мы за самоценность каждого явления! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир .Мы хотим, чтобы затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне.

Здравствуй!

-Акмеизм -модернистское течение ,сплотившее таких поэтов как Николай Гумилев,Анна Ахматова ,Осип Мандельштам .Они воспевали прекрасную ясность ,любовь и красоту.

3.Мы- новокрестьянские поэты-имажинисты пришли в поэзию совсем с другими темами. Человек и природа- едины! Хранителем национальной культуры является крестьянство! Мы пишем не стихи - песни о родной деревне.

Соломенная Русь ,куда ты?

Какую песню затянуть?

Как журавли курлычут хаты,

Поднявшись в неизвестный путь.

-Имажинизм-течение в русской литературе ,объединившее поэтов ,выходцев из деревни Сергея Есенина ,Николая Клюева, Петра Орешина. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом..Высший идеал красоты для них -это природа.

4.Мы, молодые поэты футуристы заявляем -только мы - лицо нашего времени! Прошлое тесно Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности. Искусство должно будить и будоражить! Мы -новые люди новой жизни! За нами будущее!

Каждая строчка-пощечина.

Голос мой -сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно,

Тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю

На мировой резонанс!

-Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)

Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности, новых ритмов и слов.



4.Закрепление.

-А я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Каждая группа получает задание ,где дано стихотворение поэта серебряного века, проанализировав которое, вы попробуете определить, к какому направлению модернизма относится данное стихотворения, кто автор.

Приложение (задания на каждую группу)



Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так .Исхода нет.

Умрешь-начнешь опять сначала,

И повторится все ,как встарь:

Ночь ,ледяная рябь канала,

Аптека ,улица, фонарь.

1912 г.

О чем это стихотворение? (философия существования ,все повторяется)

Какова композиция данного стихотворения? (начало и концовка одинаковая, -кольцевая)

Какие цветовые образы вы увидели? (ночь, тусклый свет, ледяная рябь-все неясно, призрачно ,таинственно)

К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение? Кто автор? (символизм А.Блок)



Широк и желт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада,

Ты опоздал на много лет,

Но все таки тебе я рада.

Прости ,что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

1915 г.

Какова тема этого стихотворения?(тема любви ,ожидание встречи со своей единственной любовью)

Каким настроением овеяно стихотворение?(грусть о несбывшихся надеждах)

Использует ли автор тропы?(нет,все ясно и просто,нет переносных символических значений)

Какие приемы позволяют понять состояние героини?(анафора, синтаксический параллелизм)

Назовите литературное направление и автора.( акмеизм А.Ахматова)

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

1916 г.

О чем это стихотворение ?(о родном доме )

Какие образы помогают представить поэту родную деревню? (дорога, изба, кусты рябин)

Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?

(эпитеты: красный вечер, овсяный двор, желтоволосый отрок, развернутая метафора : изба-старуха челюстью порога жует мякиш тишины ,олицетворение :задумалась дорога, холод ласково крадется )

К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение ? Кто его автор?

-А это стихотворение я предлагаю послушать по аудиозаписи ,чтобы услышать его особенный ритм.(фонохрестоматия)

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

  • Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?


1913 г.


  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

( подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель, он всемогущ и всесилен)

Какие приемы использует автор?(риторический вопрос, новые образы-метафоры, новые формы)


  • Кто автор этого стихотворения?

  • Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов )

Есенин и Маяковский были частыми гостями в « Бродячей собаке».Современники отмечали, что они всегда относились друг к другу очень настороженно и даже в чем то враждебно .И это не случайно ,Маяковский - весь во власти большого города ,страстно ожидаемых перемен ,весь-порыв, движение вперед ! Есенин-это лирическая оглядка назад ,он ощущает себя последним поэтом соломенной Руси .Маяковский писал: «Мы ругались с Есениным часто ,кроя его, главным образом ,за разросшийся вокруг него имажинизм»

А вот как представили поэтическую дуэль Есенина и Маяковского создатели фильма « Сергей Есенин» ,эти роли в фильме прекрасно исполнили Сергей Безруков и Евгений Дятлов (кадр из фильма)

5. Рефлексия.

Ребята, а вам кто в этом споре показался более убедительным?

Как вы думаете можно ли считать лучшим какое -либо направление модернизма?(каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию)

А вам, ребята, творчество поэтов какого направления показалось наиболее понятным?

Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку?

(Оценка работы групп)

6. Домашнее задание.

( по группам - жизнь и творчество А. Блока, С Есенина, В Маяковского ,А.Ахматовой)

7. Заключение. Слово учителя.

  • . Итак, ребята, мы познакомились с основными направлениями модернизма.



  • Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают ,в них живут и умирают»Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще только предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда ,потому что она живыми нитями связана с нашей жизнью ,с современностью.

(Песня на стихи Цветаевой в исполнении Н.Носкова)



© 2010-2022