- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока Правописание суффиксов -ек-, -ик-(-чик-) (Бадртдинова Э. Ф.)
Технологическая карта урока Правописание суффиксов -ек-, -ик-(-чик-) (Бадртдинова Э. Ф.)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бадртдинова Э.Ф. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок № 101
Класс: 5 А, Б
Дата урока:
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема
Правописание суффиксов -ек/-ик (-чик).
Цель
Научиться определять условия написания гласных в суффиксах-ек/-ик (-чик) имен существительных;
Задачи
Исследовать условия, которые определяют выбор гласной в суффиксах -ек/-ик (-чик) имен существительных; создать алгоритм правописания гласных в суффиксах-ек/-ик (-чик) сущ-х; образовывать имена сущ-е с помощью суффиксов; выполнять морфемный и словообразовательный разбор сущ-х
Формируемые УУД
Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма при консультативной помощи учителя.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Основные понятия
Суффикс, морфемный и словообразовательный разбор сущ-х
Организация пространства
Интерактивная доска, листы сопровождения,
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотного написания слов с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания)
Личностные результаты: формировать уважительное отношение к мнению окружающих, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои слова и действия, формировать представление о необходимости изучения русского языка.
Метапредметные:
Познавательные: умения структурировать знания, учиться делать выводы и обобщения; применять алгоритм; находить и выделять необходимую информацию.
Регулятивные: умение планировать своё время на уроке, самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Самоопределение к учебной деятельности
Учитель приветствует детей, настраивает на продуктивную работу. Мы продолжаем наше путешествие по морю «Морфология». Вы готовы к новым приключениям. Сегодня нас будут сопровождать разные задания, которые мы вместе будем выполнять. Обратите внимание на лист сопровождения.
Коммуникативная
Включение учащихся в учебную деятельность
Самоопределение, планирование учебного сотрудничества
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Проверка домашнего задания.
Упражнение 124. Домашнее задание проверяется с помощью документ-камеры.
Понаблюдаем
-
Мост..к
-
Колокольч..к
-
Горош..к
-
В какой части слова пропущены буквы?
-
В суффиксе
Попробуйте определить тему урока.
1 часть. Фехтовальщик, танцовщица, регулировщик, барабанщик, каменщик, уборщица, дрессировщица.
2 часть. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и объясните, почему оно «лишнее». (барабанчик, моторчик, зимовщик)
Записывают в тетрадь.
Пятнадцатое февраля.
Классная работа.
Правописание суффиксов -ек-, -ик-
(-чик-).
-
Мост..к
-
Колокольч..к
-
Горош..к
-
В какой части слова пропущены буквы?
-
В суффиксе
Совершенствование навыка выделения суффиксов щик и щиц имен существительных.
Анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания; выполнение пробного учебного действия; выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
III. Выявление места и причины затруднений.
Продолжаем наблюдение.
-
Мост..к мостика
-
Колокольч..к колокольчика
-
Горош..к горошка
-
В какой падеж мы поставили слова с пропущенными орфограммами? Сделайте вывод.
-
Родительный падеж.
Анализируют проделанную работу, проговаривая вслух, что и как они делали. Отмечают, в каком месте возникли затруднения. Фиксируют внимание на том, что испытывают сложности в выборе гласной е-и при написании суффиксов сущ-х.
Объяснение языковых явлений и процессов, фиксация повторяемых понятий в виде графического объяснения орфограмм
Фиксация индивидуального затруднения, выражение своих мыслей, учет разных мнений одноклассников
IV. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Чему мы будем учиться?
-Сформулируйте тему урока.
- А теперь я предлагаю вам по группам проанализировать правильно записанные примеры на ваших карточках и попытаться сформулировать новое правило самостоятельно.
Ставят перед собой цель: научиться определять условия написания гласных в суффиксах существительных. Формулируют сами правило.
-
Мост..к мостика
-
Колокольч..к колокольчика
-
Горош..к горошка
-
В какой падеж мы поставили слова с пропущенными орфограммами? Сделайте вывод.
Родительный падеж
Определение содержательных рамок урока; организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение
Постановка и формулирование проблемы; планирование; целеполагание; выражение своих мыслей
V. Реализация построенного проекта
Работа с учебником. Упражнение 126.
Прочитайте отрывок из повести «В стране невыученных уроков». Догадайтесь, что за странные человечки встретили двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю у входа в эту страну. Какое задание нужно было выполнить, чтобы оказаться в ней.
Работа с правилом в учебнике.(стр. 86)
- Сумели ли мы преодолеть затруднение? Смогли правильно определить правило?
Выдвигают и обосновывают гипотезы, составляют алгоритм применения нового знания.
Выполняют у доски задание, проговаривая все действия вслух и графически выделяя новую орфограмму (т.е. создают эталон, который затем отражают на доске и фиксируют в теоретической тетради).
-Да.
Фиксация нового учебного материала во внешней речи; составление алгоритма действий на новое правило
Анализ, сравнение, выражение своих мыслей, учет разных мнений одноклассников; достижение общего решения, построение логической цепочки рассуждения; волевая саморегуляция в случае затруднения
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Координация работы учащихся.
Перед нами препятствие - это айсберг. Кто мне скажет, что такое айсберг?
АЙСБЕРГ - отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью.
Упражнение 127
Упр. выполняют фронтально, по одному выходя к доске и решая по 1-2 примера на доске.
-чик- со значением лица и профессии
-чик- с уменьшительно-ласкательным значением
Обидчик, паркетчик, ракетчик,
Стаканчик, карманчик, сарафанчик, чемоданчик, помидорчик …..
Первичное закрепление изученной орфограммы , отработка навыка графического объяснения орфограммы
Подведение под понятие, обобщение, выполнение действий по алгоритму; построение речевого высказывания
VII. Включение в систему знаний и повторение
Перед вами следующее задание. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Поэтому нам нужно немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Вы должны будете по рисунку образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением и записать их распределяя по орфограммам.
Фронтально выполняют в рабочих тетрадях (ученики по цепочке работают у доски). Устно проговаривают в форме родительного падежа. Попугайчик нет попугайчика.
чик
ик
ек
Попугайчик
бегемотик
львеночек
телефончик
мячик
камешек
Включение изученного материала в систему знаний и повторение уже изученного
Анализ, синтез; выполнение действий по алгоритму; построение речевого высказывания
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тестовая работа.
Работают группами. (по 4 человека)
В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
Перчик
Пальчик
Огурчик
Помидорчик
В каком слове нет суффикса -ЧИК- ?
вагончик;
ключик;
узорчик;
диванчик
IX. Рефлексия
-Какова была цель нашего урока?
Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
Какое значение придают существительным суффиксы - чик, -ек, -ик?
- От чего зависит выбор гласных Е и И в суффиксах -ек и -ик?
-Кто достиг этой цели?
-Нужны ли нам полученные знания?
Домашнее задание: §17; упражнение 128 (письменно), 130 (по выбору).
Фиксация нового содержания, оценка собственной деятельности на уроке
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности