Технологическая карта урока Правописание суффиксов -ек-, -ик-(-чик-) (Бадртдинова Э. Ф.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 101

Класс: 5 А, Б

Дата урока:

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема

Правописание суффиксов -ек/-ик (-чик).

Цель

Научиться определять условия написания гласных в суффиксах-ек/-ик (-чик) имен существительных;

Задачи

Исследовать условия, которые определяют выбор гласной в суффиксах -ек/-ик (-чик) имен существительных; создать алгоритм правописания гласных в суффиксах-ек/-ик (-чик) сущ-х; образовывать имена сущ-е с помощью суффиксов; выполнять морфемный и словообразовательный разбор сущ-х

Формируемые УУД

Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма при консультативной помощи учителя.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Основные понятия

Суффикс, морфемный и словообразовательный разбор сущ-х

Организация пространства

Интерактивная доска, листы сопровождения,

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотного написания слов с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания)

Личностные результаты: формировать уважительное отношение к мнению окружающих, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои слова и действия, формировать представление о необходимости изучения русского языка.

Метапредметные:

Познавательные: умения структурировать знания, учиться делать выводы и обобщения; применять алгоритм; находить и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: умение планировать своё время на уроке, самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности

Учитель приветствует детей, настраивает на продуктивную работу. Мы продолжаем наше путешествие по морю «Морфология». Вы готовы к новым приключениям. Сегодня нас будут сопровождать разные задания, которые мы вместе будем выполнять. Обратите внимание на лист сопровождения.

Коммуникативная

Включение учащихся в учебную деятельность

Самоопределение, планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проверка домашнего задания.

Упражнение 124. Домашнее задание проверяется с помощью документ-камеры.

Понаблюдаем

  • Мост..к

  • Колокольч..к

  • Горош..к

  • В какой части слова пропущены буквы?

  • В суффиксе

Попробуйте определить тему урока.

1 часть. Фехтовальщик, танцовщица, регулировщик, барабанщик, каменщик, уборщица, дрессировщица.

2 часть. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и объясните, почему оно «лишнее». (барабанчик, моторчик, зимовщик)

Записывают в тетрадь.

Пятнадцатое февраля.

Классная работа.

Правописание суффиксов -ек-, -ик-

(-чик-).



  • Мост..к

  • Колокольч..к

  • Горош..к

  • В какой части слова пропущены буквы?

  • В суффиксе

Совершенствование навыка выделения суффиксов щик и щиц имен существительных.

Анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания; выполнение пробного учебного действия; выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

III. Выявление места и причины затруднений.

Продолжаем наблюдение.

  • Мост..к мостика

  • Колокольч..к колокольчика

  • Горош..к горошка

  • В какой падеж мы поставили слова с пропущенными орфограммами? Сделайте вывод.

  • Родительный падеж.

Анализируют проделанную работу, проговаривая вслух, что и как они делали. Отмечают, в каком месте возникли затруднения. Фиксируют внимание на том, что испытывают сложности в выборе гласной е-и при написании суффиксов сущ-х.

Объяснение языковых явлений и процессов, фиксация повторяемых понятий в виде графического объяснения орфограмм

Фиксация индивидуального затруднения, выражение своих мыслей, учет разных мнений одноклассников

IV. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Чему мы будем учиться?

-Сформулируйте тему урока.

- А теперь я предлагаю вам по группам проанализировать правильно записанные примеры на ваших карточках и попытаться сформулировать новое правило самостоятельно.

Ставят перед собой цель: научиться определять условия написания гласных в суффиксах существительных. Формулируют сами правило.

  • Мост..к мостика

  • Колокольч..к колокольчика

  • Горош..к горошка

  • В какой падеж мы поставили слова с пропущенными орфограммами? Сделайте вывод.

Родительный падеж

Определение содержательных рамок урока; организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение

Постановка и формулирование проблемы; планирование; целеполагание; выражение своих мыслей

V. Реализация построенного проекта

Работа с учебником. Упражнение 126.

Прочитайте отрывок из повести «В стране невыученных уроков». Догадайтесь, что за странные человечки встретили двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю у входа в эту страну. Какое задание нужно было выполнить, чтобы оказаться в ней.

Работа с правилом в учебнике.(стр. 86)


- Сумели ли мы преодолеть затруднение? Смогли правильно определить правило?

Выдвигают и обосновывают гипотезы, составляют алгоритм применения нового знания.

Выполняют у доски задание, проговаривая все действия вслух и графически выделяя новую орфограмму (т.е. создают эталон, который затем отражают на доске и фиксируют в теоретической тетради).

-Да.

Фиксация нового учебного материала во внешней речи; составление алгоритма действий на новое правило

Анализ, сравнение, выражение своих мыслей, учет разных мнений одноклассников; достижение общего решения, построение логической цепочки рассуждения; волевая саморегуляция в случае затруднения

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Координация работы учащихся.

Перед нами препятствие - это айсберг. Кто мне скажет, что такое айсберг?

АЙСБЕРГ - отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью.

Упражнение 127

Упр. выполняют фронтально, по одному выходя к доске и решая по 1-2 примера на доске.


-чик- со значением лица и профессии

-чик- с уменьшительно-ласкательным значением

Обидчик, паркетчик, ракетчик,

Стаканчик, карманчик, сарафанчик, чемоданчик, помидорчик …..

Первичное закрепление изученной орфограммы , отработка навыка графического объяснения орфограммы

Подведение под понятие, обобщение, выполнение действий по алгоритму; построение речевого высказывания

VII. Включение в систему знаний и повторение



Перед вами следующее задание. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Поэтому нам нужно немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Вы должны будете по рисунку образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением и записать их распределяя по орфограммам.

Фронтально выполняют в рабочих тетрадях (ученики по цепочке работают у доски). Устно проговаривают в форме родительного падежа. Попугайчик нет попугайчика.

чик

ик

ек

Попугайчик

бегемотик

львеночек

телефончик

мячик

камешек

Включение изученного материала в систему знаний и повторение уже изученного

Анализ, синтез; выполнение действий по алгоритму; построение речевого высказывания

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тестовая работа.

Работают группами. (по 4 человека)

В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

Перчик

Пальчик

Огурчик

Помидорчик

В каком слове нет суффикса -ЧИК- ?

вагончик;

ключик;

узорчик;

диванчик

IX. Рефлексия

-Какова была цель нашего урока?

Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

Какое значение придают существительным суффиксы - чик, -ек, -ик?

- От чего зависит выбор гласных Е и И в суффиксах -ек и -ик?

-Кто достиг этой цели?

-Нужны ли нам полученные знания?

Домашнее задание: §17; упражнение 128 (письменно), 130 (по выбору).

Фиксация нового содержания, оценка собственной деятельности на уроке

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


© 2010-2022