Конспект урока по литературе на тему Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми» Приключения – игра – жизнь

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми» Приключения – игра – жизнь.   Этапы урока Содержание Формирование УУД и технология оценивания   I.                   Цель урока     На данном  уроке: учащиеся анализируют поведение героя на материале глав «Моисей в тростниках» и «Страшная клятва нашей шайки» и стараются ответить на проблемный вопрос раздела «как мы становимся взрослыми»?     II. Введение в тему. 1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.           - Всё на свете начинается с игры. Сначала мы двигаем куклами или солдатиками, потом сами включаемся в систему социальных ролей. Сначала делаем кораблики из бумаги и пускаем в луже, потом – проектируем и спускаем на воду настоящие корабли. В жизни Гека Финна всё начинается с игры. Но как он относится к этой игре? Формулируем тему урока: Приключения – игра – жизнь.      III. Работа с текстом. 1. Анализ прочитанного и пересказ с компрессией.                                                                                 2. Работа с текстом во время чтения                                                                   3.Работа с текстом после чтения   - Давайте в кратком варианте представим, как звучал бы рассказ Гека Финна о его жизни у вдовы Дуглас, с сохранением интонации Гека, характерных словечек, манер. (Можно задействовать трёх человек: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает.) По ходу чтения задаём вопросы: - Как вы думаете, изменило ли Гека богатство? - Гек смотрит на мир глазами взрослого или ребёнка? Почему? - Какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у Тома Сойера, но отсутствуют у Гека Финна? - Составьте литературный...  Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать сод...   IV. Итог урока. 1. Что вышло из «кровожадных» разбойничьих планов «Шайки Тома Сойера»? Почему через месяц мальчики, в том числе Гек, бросили играть в разбойников? Проводите параллель: приключения – игра – жизнь. 2. Подтвердите текстом, что Марку Твену в этих главах не изменяет чувство юмора.   V. Домашнее задание К следующему урокуучащиеся читают главы 6 и 7          
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»

Приключения - игра - жизнь.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока

На данном уроке: учащиеся анализируют поведение героя на материале глав «Моисей в тростниках» и «Страшная клятва нашей шайки» и стараются ответить на проблемный вопрос раздела «как мы становимся взрослыми»?

II. Введение в тему.

1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.


- Всё на свете начинается с игры. Сначала мы двигаем куклами или солдатиками, потом сами включаемся в систему социальных ролей. Сначала делаем кораблики из бумаги и пускаем в луже, потом - проектируем и спускаем на воду настоящие корабли.

В жизни Гека Финна всё начинается с игры. Но как он относится к этой игре?

Формулируем тему урока: Приключения - игра - жизнь.

III. Работа с текстом.

1. Анализ прочитанного и пересказ с компрессией.











2. Работа с текстом во время чтения









3.Работа с текстом после чтения

- Давайте в кратком варианте представим, как звучал бы рассказ Гека Финна о его жизни у вдовы Дуглас, с сохранением интонации Гека, характерных словечек, манер. (Можно задействовать трёх человек: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает.)

По ходу чтения задаём вопросы:

- Как вы думаете, изменило ли Гека богатство?

- Гек смотрит на мир глазами взрослого или ребёнка? Почему?

- Какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у Тома Сойера, но отсутствуют у Гека Финна?

- Составьте литературный портрет Гека Финна и Тома Сойера (работа в парах). Обменяемся портретами, подчеркнём совпадающие характеристики, выделим отличия.

- Охарактеризуйте вдову Дуглас и мисс Уотсон со слов Гека Финна, составьте их литературные портреты. Попробуйте охарактеризовать Гека Финна со стороны вдовы Дуглас.

Возможные варианты характеристики:

Гек Финн: умеет прощать и снисходительный, любознательный и любопытный; мечтает стать взрослым («Скоро мне захотелось курить… а сама небось нюхает табак - это ничего, ей-то можно.»); любит свободу, не терпит над собой насилия («Её сестра, мисс Уотсон, старая дева в очках… пристала ко мне с букварём… «Не клади ноги на стул…», «Не скрипи…, сиди смирно», «Не зевай и не потягивайся… веди себя как следует.»); знает приметы и верит в них; ищет приключений.

- Выполняем задания I.1 и II.1, 2 в рабочей тетради. (с.20-21). (Уточняем еще раз понятия «автор», «рассказчик», «писатель».)

Пользуемся словариком в конце книги: «Рассказчик (повествователь) - условный образ человека, от лица которого ведётся рассказ (повествование) в литературном произведении».

- Где мы уже встречались с образом рассказчика?

(В рассказе Э.А. По «Золотой жук» и в романе Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Рассказчиком (повествователем) является и Гек Финн в повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».)

- Сохранилась ли дружба Гека с Томом Сойером? Докажите текстом. Почему Гек послушно идёт за Томом даже тогда, когда ему этого не хочется?

- Докажите, что Том и Гек в душе совсем ещё дети. Что привлекает их? Какую клятву дают члены «Шайки Тома Сойера»? Почему она была такой «кровожадной»? Как относятся к тексту клятвы члены «шайки»?

«Страшная клятва нашей шайки».

Мы пошли на цыпочках по дорожке между деревьями в самый конец сада… мне не терпелось поскорее убраться подальше.

(Приключения начинаются, и самое интересное впереди!)

<…> Мы спустились с горы, разыскали Джона Гарпера и ещё двух или трёх мальчиков… Мы отвязали лодку и спустились… и там высадились на берег. (Всё продумано до мелочей в этой игре.)

Когда мы подошли к кустам, Том Сойер заставил всех нас поклясться, что мы не выдадим тайны (Клятва - обязательная часть игры!), а потом показал ход в пещеру<…>

- Ну вот, мы соберём шайку разбойников и назовём её «Шайка Тома Сойера». (В. Почему именно Тома Сойера? Это значит, ... (предположения детей).) Кто захочет с нами разбойничать, тот должен будет принести клятву и подписаться своей кровью.

(Неужели это обязательно?)

Все согласились. Тогда Том достал листок бумаги, где была написана клятва, и прочёл её <…>

Все сказали, что клятва замечательная, (Согласны? В. Неужели сам написал?)… а остальное взял из книжек про разбойников и пиратов (П. Вот и ответ на наш вопрос. А есть здесь ответ на вопрос, почему такое название - «Шайка Тома Сойера?) - у всякой порядочной шайки есть такая клятва. (Играть - так по всем правилам!)

Почти целый месяц мы играли в разбойников (Почти месяц для такой игры - это много или мало?) … Никого мы не ограбили и не убили - так только, дурака валяли… (Геку нравится?) И, вернувшись в пещеру, мы хвастались тем, что сделали и сколько человек убили и ранили. (По-настоящему?)

- Чем привлекали наших героев пираты и разбойники? Обратите внимание на слова Тома Сойера: «Мы не воры. Воровать - это совсем не шикарно. Мы разбойники». В чём видел Том разницу между понятиями «кража» и «грабеж», «вор» и «разбойник»?

- Охарактеризуйте персонажей. Кто из них «играет жизнь», а кто живёт?

Вывод: игра - неизменный атрибут взросления.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

IV. Итог урока.

1. Что вышло из «кровожадных» разбойничьих планов «Шайки Тома Сойера»? Почему через месяц мальчики, в том числе Гек, бросили играть в разбойников?

Проводите параллель: приключения - игра - жизнь.

2. Подтвердите текстом, что Марку Твену в этих главах не изменяет чувство юмора.

V. Домашнее задание

К следующему уроку учащиеся читают главы 6 и 7


© 2010-2022