Программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

37

1. Пояснительная записка.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в ГОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №14», реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, получающих профессии:

«Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»;

«Повар, кондитер»;

«Продавец, контролер, кассир»;

«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Рабочая программа разработана на основе:

- Государственного стандарта общего образования по русскому языку, 2004г.;

- авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова), 2003г.;

-примерной программы по русскому языку (базовый уровень) для профессий начального профессионального образования, составленную Воителевой Т.М., 2008 г.;

-обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, 1999г.

- письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Мин. обр. науки России от 29.05.2007 № 03-1180.

- разъяснений по реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП НПО и СПО, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта НПО и СПО (приложение 1, приложение 2, приложение 3).

- рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО и СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 29.05. 2007г.



При получении профессий НПО обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объёме 78 часов - это обязательная аудиторная учебная нагрузка. На самостоятельную работу обучающихся отводится 23 часа. Таким образом, максимальная учебная нагрузка составляет 101 час.


Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; осуществлять информационный поиск благодаря ресурсам интернета, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению терминологической лексики, связанной с будущей профессией. В этом и состоит профессиональная направленность.

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

В связи с тем, что программой предусмотрено небольшое количество часов по русскому языку, то все обязательные письменные работы отрабатываются на учебных занятиях, а домашние задания не предполагаются, они могут быть заданы только по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- связь истории и языка;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных носителях;

говорение и письмо:

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Для достижения поставленных целей образования, развития, воспитания используются следующие виды и методы контроля:

- виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый;

- методы: устные опросы, диктанты, контрольные работы, зачёты, тесты и задания ЕГЭ и др.;

- организационные формы (индивидуальные, групповые, фронтальные).

Курс «Русский язык» заканчивается письменной экзаменационной работой (сочинением или изложением с творческим заданием).

Отметка по русскому языку выставляется за орфографическую и пунктуационную грамотность, а также за речевое оформление всей работы.









2. Тематический план учебной дисциплины.


Название раздела

Макси-

мальная

учебная нагрузка

(всего)

Самостоя-тельная

работа

обучающегося

(всего)

Обязательная аудиторная

учебная нагрузка

(всего,

общее

количество часов)

(в том

числе

контрольных работ)

(в том числе лекционных занятий)

(в том числе практических занятий)

1

3

4

5

6

7

8

  1. Введение.


  1. Язык и речь. Функциональные стили речи.


  1. Лексика и фразеология.


  1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.


  1. Морфемика, словообразование, орфография.


  1. Морфология и орфография.


  1. Служебные части речи.


  1. Синтаксис и пунктуация.


  1. Резервные часы


2



14


11



13



9



14


8


23


7




2


3



3



3



3


3


3


3


2



12


8



10



6



11


5


20


4

1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.


1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.


1 к/р. - 1 ч.


1 к/р. - 1 ч.

1




11


7



9



5



10


4


19


4

Итого

101

23

78

8

1

69

Экзамен









Тематическое планирование для групп 1 курса, получающих профессии:

«Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»;

«Повар, кондитер»;

«Продавец, контролер, кассир»;

«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Количество часов русского языка на первом курсе - 40.



Название раздела

Макси-

мальная

учебная нагрузка

(всего)

Самостоя-тельная

работа

обучающегося

(всего)

Обязательная аудиторная

учебная нагрузка

(всего,

общее

количество часов)

(в том

числе

контрольных работ)

(в том числе лекционных занятий)

(в том числе практических занятий)

1

3

4

5

6

7

8

  1. Введение.


  1. Язык и речь. Функциональные стили речи.


  1. Лексика и фразеология.


  1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.


  1. Морфемика, словообразование, орфография.


  1. Резервные часы


2



14


11



13



9


3









2


3



3



3


1



2



12


8



10



6


2



1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.


1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.



1 к/р. - 1 ч.




1




11


7



9



5


2

Итого

52

12

40

5 к/р. - 5 ч.

1

34










Тематическое планирование для групп 2 курса, получающих профессии:

«Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»;

«Повар, кондитер»;

«Продавец, контролер, кассир»;

«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Количество часов русского языка на первом курсе - 38.



Название раздела

Макси-

мальная

учебная нагрузка

(всего)

Самостоя-тельная

работа

обучающегося

(всего)

Обязательная аудиторная

учебная нагрузка

(всего,

общее

количество часов)

(в том

числе

контрольных работ)

(в том числе лекционных занятий)

(в том числе практических занятий)

1

3

4

5

6

7

8


  1. Морфология и орфография.


  1. Служебные части речи.


  1. Синтаксис и пунктуация.


  1. Резервные часы




14


8


23


4



3


3


3


2




11


5


20


2



1 к/р. - 1 ч.


1 к/р. - 1 ч.


1 к/р. - 1 ч.




10


4


19


2

Итого

49

11

38

3 к/р. - 3 ч.


35

Экзамен














3. Содержание обучения.

1.Введение (2 ч.)

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.


2. Язык и речь. Функциональные стили речи (12 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвостилистический анализ текста.

3. Лексика и фразеология (8 ч.)

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография (10 ч.)

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И - Ы после приставок.

5. Морфемика, словообразование, орфография (6 ч.)

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.


6. Морфология и орфография (11 ч.)

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.


7. Служебные части речи (5 ч.)

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.


8. Синтаксис и пунктуация (20 ч.)

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.



9. Резервные часы для повторения (4ч.)

Преподаватель, в зависимости от подготовленности обучающихся, сам определяет темы и проблемы, на которые нужно обратить внимание.






























4. Требования к результатам обучения.


В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


5. Контроль качества усвоения знаний, умений и навыков.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по русскому языку и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

Оценка устных ответов.

Отметкой «5» оценивается ответ, если учащийся полно излагает материал, правильно даёт определения изученных понятий; обнаруживает понимание, может обосновать суждения, применять знания на практике, приводить свои примеры, грамотно излагать материал.

Отметкой «4» оценивается ответ, если учащийся полно излагает материал, правильно даёт определения изученных понятий; обнаруживает понимание, может обосновать суждения, применять знания на практике, приводить свои примеры, грамотно излагать материал. При ответе учащийся может допустить 1-2 ошибки, но сам их исправляет. В последовательности изложения материала и в речевом оформлении может быть 1-2 недочёта.

Отметкой «3» оценивается ответ, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировки правил, не умеет глубоко обосновать суждения, привести свои примеры, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в языковом оформлении.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание большей части материала. Учащийся допускает ошибки в формулировке правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание материала.

Оценка сочинений, диктантов.

Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Грамотность

«5»

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено отметкой «3».

«1»

Показана полная безграмотность.

При проверке исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. на правила, которые не включены в школьную программу;

  3. в передаче авторской пунктуации, а также описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» вместо «работает», «дулпо» вместо «дупло», «мемля» вместо «земля».

При оценке учитывается также характер ошибки. Среди ошибок бывают негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся следующие ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании Ы и И после приставок;

  6. в случаях трудного различения НЕ и НИ (например: Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как…; ничто иное не…; и др.);

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Учитывается также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (пример - в армии, в роще; колют, борются) и в фонетических (пример - пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (например: вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Оценка тестовых заданий.

Отметка «5» ставится, если нет ни одной ошибки.

Отметка «4» ставится, если допущена 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится, если правильно выполнено больше половины заданий, но количество ошибок превышает критерии отметки «4».

Отметка «2» ставится, если правильно выполнено меньше половины заданий.

Отметка «1» ставится за полное незнание материала.

Оценка словарных диктантов.

Отметка «5» ставится, если нет ни одной ошибки.

Отметка «4» ставится, если в работе допущены 1 или 2 ошибки.

Отметка «3» ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится, если в работе до 7 ошибок.

Отметка «1» ставится, если больше 7 ошибок.







6. Список используемой литературы.


1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования по русскому языку, 2004г.

2. Типовая программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Власенкова, 2003г.

3. Примерная программа по русскому языку для профессий начального профессионального образования, составленная Воителевой Т.М., 2008 г.

4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, 1999г.

5. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Мин. обр. науки России от 29.05.2007 № 03-1180.

6. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. М.: Дрофа, 2004г.

Владимирская Г.Н., Райский С.И. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11кл. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004г.-144с.

7. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2006г.

8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2003г.

9. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. 11кл./Автор-составитель С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2001г.

10. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород: Издательство «Деком», 1994г.

11. Чуфистова Е.В., Чуфистова Ю.В. Русский язык: Учебное пособие. М.: Издательство «Эксмо», 2004г.

12. 140 лучших диктантов для учащихся старших классов и абитуриентов /Автор-составитель Н.А. Юрьева. Мн.: Юнипресс, 2001г.






Приложение №1

Перечень самостоятельных работ, используемый для контроля знаний учащихся.

  1. Введение.

Чтение материала из учебника А.И. Власенкова (стр. 131 - 133).

  1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Чтение материала из учебника А.И. Власенкова (стр. 196 - 197;

стр. 144 - 145).

Анализ текста, выявление его признаков.

  1. Лексика и фразеология.

Чтение разделов из учебника А.И. Власенкова о лексике и словообразовании.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Работа с толковым словарём.

  1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Чтение разделов из учебника А.И. Власенкова о фонетике и орфоэпии.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Фонетический разбор слова.

  1. Морфемика, словообразование, орфография.

Чтение разделов из учебника А.И. Власенкова о морфемике и словообразовании.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Разбор слова по составу.

  1. Морфология и орфография.

Чтение разделов из учебника А.И. Власенкова о морфологии и орфографии.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Морфологический разбор.

  1. Служебные части речи.

Выполнение заданий ЕГЭ.

  1. Синтаксис и пунктуация.

Чтение разделов из учебника А.И. Власенкова о синтаксисе и пунктуации.

Выполнение заданий ЕГЭ.

  1. Резервные часы для подготовки к экзамену.

Преподаватель, в зависимости от подготовленности учащихся, сам определяет темы и проблемы, на которые нужно обратить внимание или изучить глубже.





Приложение №2

Домашние задания.

Домашние задания могут быть изменены по усмотрению учителя.


  1. Введение.

Чтение лекционного материала.


  1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Анализ текста, определение его признаков.


  1. Лексика и фразеология.

Определение лексического значения слова.


  1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Фонетический разбор слова.


  1. Морфемика, словообразование, орфография.

Разбор слова по составу.


  1. Морфология и орфография.

Морфологический разбор.


  1. Служебные части речи.

Чтение лекционного материала.


  1. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксический разбор предложения.


  1. Резервные часы для подготовки к экзамену.

Преподаватель, в зависимости от подготовленности учащихся, сам определяет темы и проблемы, на которые нужно обратить внимание или изучить глубже.








Приложение №3

Контрольные работы.


Входной контрольный диктант.


Избушка охотника.

Охотничьи избушки стоят по берегам таёжных рек и озёр. Зимой в каждой избушке живут два охотника. Летом вверх по реке охотники завозят в избушки припасы: порох, дробь, муку, сухари, керосин, сахар, батареи для приёмников.

Когда охотник уходит в тайгу, он всегда оставляет в избушке спички, наколет сухих дров и положит в печку, нальёт керосина в лампу. Это на случай, если заблудится в тайге незнакомый охотник или убегут от него олени. Придёт он в избушку, быстро обогреется, сварит себе еду. И, перед тем как уйти, обязательно наколет дров и приготовит всё для другого человека. И никто не удивляется, если, возвратившись в избушку, увидит, что продуктов стало меньше - значит, кто-то был. Таков закон тайги.

А бывает, придёт непрошеный гость - медведь, выломает дверь, всё разломает. Потом охотник находит пустой мешок от сахара за рекой, миски все помяты и разбросаны по тайге, даже батареи от радиоприёмника и то пожёваны, а уж от приёмника только куски скрученные оставит.

Но то такого гостя, да ещё от росомахи, делают на дереве, высоко от земли, лабаз - помост из жердей…

Вечером возвращаются усталые охотники с добычей в избушку, разжигают печку, пьют чай и сразу начинают снимать шкурки с соболей и белок.

Кругом ночь, за стеной избушки воет ледяной ветер, а в избушке тепло, горит огонь в печке, мыши скребутся под полом.

Охотники работают и рассказывают друг другу, что случилось за день.

(224 слова.)

(По Г. Снегирёву.)
















Лингвостилистический анализ текста.


1 вариант.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.


Зол…тая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что счас…ливей твоего Петьки нет ч…ловека на свете? Да мне теперь сам сатана - не страшен. Милая, р…дная, родненькая, спасибо тебе за Серёжку, за то, что ты есть у меня, за твои глаза, за твои руки золотые, за твоё сер…це - за всё, за всё спасибо. Одна у меня к тебе - самая великая превеликая про…ьба: береги себя и Серёжку. Сейчас я сменился с дежурства у пулемёта. Всю ночь дежурил. Небо было ясное, звёздное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал её Журавушкой. Глядя на неё, я разг…вариваю с тобой, моя родная. Ну, вот, кажись, и всё. Обнимаю тебя крепко-крепко. А Серёжку целую в пузо. До свидания.

(По М. Алексееву)


Вопросы

  1. К какому стилю речи относится текст?

  2. Какой тип речи текста?

  3. Какова цель данного стиля?

  4. Каковы жанры этого стиля?

  5. Назовите характерные черты стиля.


Ответы

  1. Разговорный стиль.

  2. Тип речи - повествование.

  3. Цель разговорного стиля - общение, обмен мыслями, впечатлениями.

  4. Записки, частные письма.

  5. Неофициальность, неподготовленность речи, непринуждённость общения, преобладающая устная форма общения, разговорная лексика.












Лингвостилистический анализ текста.


2 вариант.


Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.


Сколько на рос…ийских просторах ра…кидано больших и маленьких селений. И у каждого из них есть своё лицо, своя история. Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старин…ая книжка донесёт до нас из глубины веков имя осн…вателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы ч…сами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера? Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)


Вопросы

  1. К какому стилю речи относится текст?

  2. Какой тип речи текста?

  3. Какова цель данного стиля?

  4. Каковы жанры этого стиля?

  5. Назовите характерные черты стиля.


Ответы

  1. Публицистический стиль.

  2. Тип речи - рассуждение.

  3. Цель публицистического стиля - информирование, передача значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя.

  4. Статья, очерк, интервью, выступление, доклад.

  5. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.



Контрольная работа по лексике.


  1. Какая пара слов не является антонимами?

А) густой, редкий

Б) радоваться, горевать

В) ускорение, замедление

Г) цветок, дерево


  1. Значение какого слова определено неверно?

А) дёрн - верхний слой почвы

Б) новация - новшество

В) демонстрировать - выходить на демонстрацию

Г) популярный - известный, признанный


  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий недостатков, безупречный, совершенный»?

А) изумительный

Б) безукоризненный

В) великолепный

Г) потрясающий


  1. В каком ряду слова не являются синонимами?

А) возражать, восклицать

Б) опасаться, робеть

В) ругать, бранить

Г) бродить, блуждать


  1. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

А) грустно

Б) вредно

В) мало

Г) глупо


  1. Какое лексическое значение устаревшего слова бричка?

А) лёгкая полукрытая дорожная повозка

Б) передняя часть повозки (телеги, саней), на которой сидит кучер

В) место для слуги, лакея за спиной старинного экипажа

Г) лёгкое переносное жилище


  1. Какая пара слов не является антонимами?

А) редколесье, чаща

Б) жизнерадостный, унылый

В) лицемерный, двоедушный

Г) закономерный, случайный


  1. Какой фразеологический оборот имеет значение «защищать, отстаивать»?

А) стоять горой

Б) стоять в стороне

В) стоять на месте

Г) стоять на своём


  1. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?

А) волк в овечьей шкуре

Б) тише воды, ниже травы

В) вольная птица

Г) заячья душа


  1. Укажите слово, имеющее омоним.

А) успех

Б) острый

В) топить

Г) сидеть


  1. Значение какого слова определено неверно?

А) дёрн - верхний слой почвы

Б) дипломант - тот, кто удостоен диплома

В) эксперт - научный работник

Г) двойственный - противоречивый


  1. Значение какого слова определено неверно?

А) экспонат - предмет для обозрения в музее, на выставке

Б) гипербола - сглаживание различий

В) обуза - нечто ненужное, обременяющее

Г) штраф -денежное взыскание

Ответы

1Г, 2В, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7В, 8А, 9Б, 10В, 11В, 12Б












Контрольная работа по фонетике.


1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

А) воробьи, перешьют, поставь

Б) объедки, уязвить, обжечься

В) увлечься, мальчонка, съешьте

Г) маячить, разрежьте, бурьян


2. В каком ряду все слова состоят из 12 звуков?

А) несъедобная, сверхъёмкий, фельетонист

Б) Прибайкалье, безъядерный, сильнейшая

В) разъяснение, межъязыковой, интервьюировать

Г) объединение, компьютерный, субъективизм


3. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

А) безмятежность, утешение, комментарий

Б) бюллетень, часики, десятилетие

В) съешьте, по-щучьему, отличаешься

Г) режьте, серебряный, прищемит


4. В каком ряду во всех словах количество звуков и букв совпадает?

А) страстное, бьющаяся, подстричь

Б) июльский, маячить, прелестное

В) создаёшь, поющие, местность

Г) тростниковые, вскользь, разъярившийся


5. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки - глухие?

А) станица, предки, письмецо

Б) посадка, тапки, вместе

В) все, птица, текст

Г) пехота, вкусно, кашевар


6. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки - звонкие?

А) сбросил, ежевика, чемодан

Б) южный, мороз, резвый

В) деревня, царица, небесный

Г) ножны, сделали, вьюжная


7. В каком ряду во всех словах есть звук ?

А) яд, прекрасный, познакомьте

Б) переехал, простоял, восемьдесят

В) йогурт, пояснительного, съёмки

Г) почтальон, моё, примять



8. В каком ряду во всех словах есть звук ч ?

А) колокольчик, рассчитывать, бесчестный

Б) расчищенный, разведчик, счёт

В) молчание, песчаный, грузчик

Г) рябчик, жетончик, чемпионат


9. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

А) дочиста, легка, лила

Б) цемент, близка, рвала

В) принял, мельком, инсульт

Г) понят, заговор, тортов


10. В каком ряду во всех словах есть звук ж ?

А) чижик, сторожка, мужчина

Б) остужать, жалеющий, перемежающийся

В) художник, жюри, дворняжка

Г) подружиться, фуражка, изжелта-красный


11. В каком ряду во всех словах буквенное сочетание чн обозначает

звуки шн ?

А) скворечник, точный, прочный

Б) съёмочный, дачный, алчный

В) конечно, скучный, нарочно

Г) яичница, отлично, вечный


12. В каком ряду слов ударение падает на первый слог?

А) живность, овен, дзюдо

Б) лечо, дефис, дралась

В) древко, созыв, оптовый

Г) сливовый, бездарь, статуя


13. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

А) догнала, жалюзи, соврала

Б) разлучит, монолог, магазин

В) эксперт, во-первых, ждала

Г) украинский, иероглиф, подкралась


14. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

А) библиотека, ветеринария, плесневеть

Б) хозяева, избрала, подбодрить

В) призывник, отключится, ненадолго

Г) подождала, разорвалась, приобретение


Ответы

1Б, 2Г, 3Б, 4Б, 5В, 6Г, 7В, 8Г, 9Г, 10Б, 11В, 12Г, 13В, 14В



Контрольная работа по морфемике, словообразованию.


  1. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) свалка, переплывая, обладание, прослушавший

Б) связной, принёсший, перегородка, пришкольный

В) протухший, обещание, пролезающий, заглядывая

Г) выпачканный, прокручивая, нависший, страдание


  1. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) свысока, обязательный, скрипач, разлюбивший

Б) наклейка, просматривая, беспроигрышный, обидчик

В) прицельный, расчистка, предосенний, бессовестный

Г) примета, освобождающий, выскользнув, перебирая


  1. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) образный, заново, рассыпанный, выделяя

Б) выдерживая, засыпанный, заключение, подкова

В) перенёсший, заглушка, проездной, налипший

Г) свалка, допечатанный, образный, выбегая


  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

А) надпись, надуманный, надоедать

Б) надрез, надомница, надувной

В) надломленный, надкусить, надсечка

Г) надрубка, надрываться, надёжность


  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

А) искалеченный, исколесить, искромётный

Б) искореженный, искоса, искательница

В) искривлённый, искуситель, исключительный

Г) искупление, исклёванный, ископаемые


  1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке равный- равнять- … -уравнение?

А) уравнять

Б) сравняться

В) поровну

Г) равнение






  1. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?


А) разрыдаться, привокзальный, наибольший

Б) по-зимнему, сослуживец, наручники

В) наконечник, досрочный, премилый

Г) закавказский, нахлебник, просмотреть


  1. В каком слове есть суффикс -АН-?

А) разбросаны

Б) рваный

В) кожаный

Г) ванная


  1. В каком слове есть окончание -Е?

А) иначе

Б) будущее

В) многоточие

Г) побольше


  1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке молодой - молодец -… - по-молодецки?

А) молодчик

Б) молодецкий

В) молодцеватый

Г) молодеть


  1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке грубый - грубеть - огрубеть - … - огрубелость?

А) загрубелый

Б) грубиян

В) огрубелый

Г) грубость


  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка -ЗА?

А) заглохший, залежь, законный

Б) загородный, задушевность, закатиться

В) заземлённый, замшевый, заикаться

Г) заквасить, занозить, закадычный



Ответы

1Б, 2В, 3В, 4В, 5Г, 6А, 7Б, 8В, 9В, 10Б, 11В, 12Б



Контрольная работа по морфологии и орфографии.


  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква -Е?

А) в нахлынувш..м воспоминании..

Б) о бредущ..м по лесу медвед..

В) о разгорающ..мся пламен..

Г) дальнейш..м использовани..м


  1. В каком слове пропущена буква -Е?

А) Быль за сказкой не угон..тся.

Б) Друга на деньги не куп..шь.

В) Какое слово произнесёшь, такое и в ответ услыш..шь.

Г) Дитя не плач..т, мать не разумеет.


  1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

А) Хочет..ся в рай, да грехи не пускают.

Б) Что толку на того сердит..ся, кто нас боится.

В) Глаза боят..ся, а руки делают.

Г) Много люди говорят, да не всему верит..ся.


  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

А) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный

Б) изл..жение, д..рижировать, д..лёкая

В) в..новатый, пов..р, вбл..зи

Г) акв..рельный, з..ря, ук..ротить


  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

А) в..зти, к..пучий, взр..стить

Б) выт..рать, р..гламент, огр..ждённый

В) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

Г) пр..зидиум, пож..мать, см..гчённый


  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) пр..вращение, пр..увеличить, пр..огромный

Б) и..брать, не..гибаемый, ра..бросать

В) под..грывать, беспро..грышный, на..грыш

Г) н..право, п..днимать, под..рвать (доверие)


  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) не..ткрытый, пр..явить, пр..дедушка

Б) и..пользование, в..бодриться, не..держанный

В) пр..глушить, пр..думать, пр..вычный

Г) без..ядерный, об..ём, без..облачный


  1. В каком слове пишется Е?

А) разве..лся (на ветру)

Б) ускор..вшийся

В) заветр..нный

Г) закашл..ться


  1. В каком слове пишется НН?

А) плетё..ое кресло

Б) ржа..ая мука

В) спица слома..а

Г) погаше..ый свет


  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) (Не)где было разместить новую мебель.

Б) (Не)далеко от посёлка расположился лагерь отдыхающих.

В) (Не)преодолимая для огня полоса земли отделила степь от пожара.

Г) Поставленные перед нами задачи так и (не)решены.


  1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

А) (светло)каштановый, кто(же), (по)товарищески

Б) (русско)испанский, (в)общем, вряд(ли)

В) (по)шведски, (пол)яблока, (сиренево)синий

Г) (бело)русский, (юго)восточный, где(либо)


  1. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

А) Дом бабушки стоял (не)подалёку.

Б) Ступеньки вели (на)верх, в гостиную.

В) На нашем озере не надо определять, (от)куда дует ветер.

Г) Мы не понимали, (при)чём здесь математика.


Ответы

1Б, 2Г, 3Б, 4В, 5В, 6А, 7В, 8В, 9Г, 10 Г, 11В, 12Г















Контрольная работа.

Служебные части речи.


1. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Планы мои растут, и двух жизней не хватит, что(бы)всё исполнилось.

А) чтобы - всегда пишется слитно;

Б) что бы - всегда пишется раздельно;

В) чтобы - здесь это подчинительный союз, пишется слитно;

Г) что бы - здесь это местоимение с частицей бы, пишется раздельно.


2. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Что(бы) ещё интересного придумать для викторины?

А) чтобы - всегда пишется слитно;

Б) что бы - всегда пишется раздельно;

В) чтобы - здесь это подчинительный союз, пишется слитно;

Г) что бы - здесь это местоимение с частицей бы.


3. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

То(же) выражение готовности к решительным действиям появилось на его лице.

А) тоже - всегда пишется слитно;

Б) то же - всегда пишется раздельно;

В) тоже - здесь это сочинительный союз, пишется слитно;

Г) то же - здесь это местоимение с частицей же.


4. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

На(встречу) нам выбежал лохматый пёс.

А) навстречу - всегда пишется слитно;

Б) на встречу - здесь это существительное встреча с предлогом;

В) на встречу - всегда пишется раздельно;

Г) навстречу (нам) - здесь это производный предлог навстречу с местоимением нам, пишется слитно.


5. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Я пришёл, что(бы) поговорить с тобой.

А) чтобы - всегда пишется слитно;

Б) что бы - всегда пишется раздельно;

В) чтобы - здесь это подчинительный союз;

Г) что бы - здесь это местоимение с частицей бы.


6. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

А) чтобы - всегда пишется слитно;

Б) что бы - всегда пишется раздельно;

В) чтобы - здесь это подчинительный союз, пишется слитно;

Г) что бы - здесь это местоимение с частицей бы, пишется раздельно.

7. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Жара днём невыносимая, ночью так(же) не было прохлады.

А) также - всегда пишется слитно;

Б) так же - всегда пишется раздельно;

В) также - здесь это сочинительный союз;

Г) так же - здесь это наречие с частицей же.

8. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

(От)того здания вам нужно свернуть налево и пойти вдоль шоссе.

А) оттого - всегда пишется слитно;

Б) от того - всегда пишется раздельно;

В) оттого - здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

Г) от того - здесь это предлог от с местоимением того.

9. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Этот паренёк понимает, что совершил нехороший поступок, (от)того и прячется сейчас.

А) оттого - всегда пишется слитно;

Б) от того - всегда пишется раздельно;

В) оттого - здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

Г) от того - здесь это предлог от с местоимением того.

10. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать, Галина то(же) молчала.

А) тоже - всегда пишется слитно;

Б) то же - всегда пишется раздельно;

В) тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

Г) то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

11. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

Его не было дома, (по)чему я и оставил записку.

А) почему - всегда пишется слитно;

Б) по чему - всегда пишется раздельно;

В) почему - здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

Г) по чему - здесь это предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.

12. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение.

(От)того я присмирел, что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.

А) оттого - всегда пишется слитно;

Б) от того - всегда пишется раздельно;

В) оттого - здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

Г) от того - здесь это предлог от с местоимением того.


Ответы

1В, 2Г, 3Г, 4Г, 5В, 6В, 7В, 8Г, 9В,10В, 11В




Контрольная работа по пунктуации.

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Я ваш новый учитель.

Б) Талая вода полезна.

В) Старый друг лучше новых двух.

Г) Громкие слова имитация участия.


2. На месте каких цифр должны быть запятые?

Через минуту (1) однако (2) дверь отворилась снова. Однако (3) здесь нас не ждут (4) Алексей Степанович.


3. На месте каких цифр должны быть запятые?

Почему я (1) до сих пор (2) ни разу не попробовал кальмаров (3) или (4) скажем (5) устриц?

А) 1, 2, 3, 4, 5

Б) 4, 5

В) 1, 2, 4, 5

Г) 3, 4, 5

4. На месте каких цифр должны быть запятые?

И отец (1) и дед (2) и даже шурин (3) и все совершенно Башмачкины (4) ходили в сапогах.

А) 1, 2, 3, 4

Б) 1, 2, 3

В) 1, 2

Г) 3, 4


5. Найдите простое предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Письмо получилось глупое и я его порвал.

Б) Была ночь и вдали метались огоньки рыбацких судёнышек.

В) Орудийный гул опрокинул и смёл ночную тишину.

Г) Было совсем светло и туман стал спадать.


6. На месте каких цифр должны быть запятые?

Шесть лет назад (1) дорогие читатели (2) пришлось мне посадить самолёт (3) увы (4) в Сахаре.

А) 3, 4

Б) 2, 3, 4

В) 1, 2, 3, 4

Г) 1, 2, 3


7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Это были бумаги отца: письма, счета, квитанции - и доверенности.

Б) Света было хоть и мало, но достаточно для обозрения.

В) Опять его или отталкивали, или забывали, или обходили.

Г) От ваших экспериментов страдают не только лабораторные крысы, но и лаборанты.

8. Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:

Нам отвели прохладную комнату (1) с одним окном (2) занавешенным ситцевой занавесочкой.

А) 1 - запятая: отделяются однородные члены предложения

Б) 2 - запятая: отделяется причастный оборот

В) 2 - запятая: отделяется деепричастный оборот

Г) запятые не нужны: нет причастного оборота, есть только одиночное причастие.


9. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены).

А) Из отворённой двери вышел человек принадлежащий к разряду заказчиков.

Б) На перекладине деревянной грубо сколоченной рамы висел колокол.

В) В это время мама кладёт на застеленную пледом кровать плюшевую собачку.

Г) Водитель грузовика уже заглушивший мотор хмуро открыл дверь.


10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Он появился у костра в десять часов вечера, когда в лесу было уже совершенно темно.

Б) Встретились они там, где обычно встречались.

В) Поведение её, почему-то казалось ей неприличным, хотя она вела себя так же, как держался он сам.

Г) Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.


11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Традиции - наше богатство.

Б) Вы здесь начальник.

В) Стройка - серьёзное дело.

Г) Мишкин брат - сильный.


12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана.

Б) Конечно, почтальон уже спит, и мы не станем его тревожить.

В) И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

Г) Известно, что домашние хомячки - большие любители поспать.


Ответы: 1Г, 2Г, 3Б, 4Б, 5В, 6В, 7А, 8Б, 9В, 10В, 11Г, 12А



© 2010-2022