Организация исследовательской работы с текстом на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской работы с текстом на уроках литературы



В современной науке особое значение приобретает метод интерпретации текста. Многие исследователи вслед за Р. Бартом утверждают о «смерти автора», что приводит к возрастающей роли в интерпретации текста личности читателя. В условиях возрастающего значения свободной интерпретации текста (особенно популярным сейчас становится, например, интертекстуальный анализ литературного произведения) актуальной является проблема разработки новых методов исследования художественного текста как органического целого.

Наиболее приемлемым является, на наш взгляд, метод интерпретации М. Бахтина, целью которого становится познание личности (в этом специфика гуманитарных наук, по мнению русского исследователя).

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроках литературы формируется учителем постепенно, и важное условие ее осуществления - читательская самостоятельность, возможность выбора произведения для анализа или заучивание наизусть, возможность выбора задания.

Развитию познавательной деятельности учащихся способствует метод проблемного обучения. Система опережающих заданий, создание проблемной ситуации на уроке, аналитическая беседа и самостоятельное выведение и записывание выводов учащимися способствует развитию их аналитического мышления и самостоятельной учебной деятельности. На определенном этапе необходимо предлагать учащимся самим ставить вопросы к прочитанным произведениям.

Развитию образного мышления способствует метод творческой интерпретации, который также основан на исследовании текста. Он включает в себя словесное рисование, выразительное чтение, инсценирование, создание изобразительных или музыкальных иллюстраций.

К исследовательской работе с литературным произведением учащихся готовит также поисковый метод и метод прогнозирования. Собственно исследовательская деятельность осуществляется с помощью метода реконструкции текста, эксперимента и модельного метода. Наилучшей аудиторной формой реализации исследовательского метода является семинарское занятие и самостоятельный анализ литературного произведения в классе. Важным этапом в развитии навыков и умений исследовательской деятельности учащихся является перспективная рефлексия, которую осуществляют сами учащиеся и преподаватель.

Хочется надеяться, что проблема разработки новых методов исследовательской работы с текстом на занятиях окажется перспективной для дальнейшего исследования.



© 2010-2022