Рабочая программа факультативного курса 6-7 класс Занимательная лексика для школьников (корреционная школа VIII вида)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор ОКУГС(К)ОУ школа-

_____ Шереметьева Т..А. _______ Адаева А.А. интернат VIII вида г.Маркса

Протокол № 1 «30» 08. 2014 г. _______ Ларина Н.А.

От «30» 08. 2014 г. Приказ № 2 от «01» 09. 2014 г.






Рабочая программа

факультатива

« Занимательная лексикадля школьников»

по русскому языку 6 - 7 класс

автор и составитель учитель I квалификационной категории

Щелина Н.В.
















2014 - 2015 учебный год




Факультатив по русскому языку

« Занимательная лексика для школьников»



Пояснительная записка.

Словарная работа на уроках русского языка в школе для умственно отсталых детей является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на старшей ступени школьного обучения должна быть первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Но на уроках в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением факультативной работы по русскому языку.

Программа рассчитана на 64 часа и предлагается для работы с обучающимися 6-7 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Цель: вызвать интерес к изучению русского языка.

Задачи факультатива:

  • Развитие интереса к изучению русского языка.

  • Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.

  • Углубление уже имеющихся знаний о лексике.

  • Изучение и исследование вместе с детьми конкретных лексических понятий.

  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

К концу года обучающиеся должны иметь представления:

  • об основных терминах, связанных с лексикой.

знать:

  • откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;

  • некоторые термины и понятия;

  • некоторые пословицы, поговорки, загадки;

уметь:

  • правильно употреблять изученные слова в речи;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

№ п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Цели занятия


Часть I. Таинства лексики.

6 класс.

2

Лексическое значении слова.

Развивать познавательный интерес, дать понятие о лексическом значении слов, способствовать обогащению словарного запаса. Знакомство с толковым словарем.

2

Прямое и переносное значении слова.

Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.

1

Ударение меняет значение.

Изучить особенности русского ударения, расширить и углубить знания об ударении. Способствовать развитию творчества.

2

Синонимы.

Изучить особенности синонимов, учить находить синонимы и правильно употреблять их в речи.

2

Антонимы..

Дать понятие антонимов. Учить отличать антонимы от синонимов.

2

Слова - двойники. Омонимы.

Изучить особенность омонимов. Учить правильно употреблять их в речи.

2

Омоформы, омофоны, омографы -виды омонимов.

Изучить разновидности омонимов.

2

Похожи, но не одинаковы. Паронимы

Изучить особенности слов-паронимов.

2

Из глубины веков. Архаизмы.

Изучить особенности устаревших слов - архаизмов. Учить правильно употреблять и понимать архаизмы.

1

КВН «Эти понятные и непонятные слова»

Способствовать развитию творческого мышления, развивать коммуникативные навыки, коррекция памяти, мышления.

1

Устный журнал «Красна речь пословицей»

Изучить особенности русских пословиц, поговорок; учить правильно употреблять пословицы и поговорки в речи. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса.

2

Устойчивые сравнения.

Познакомить с особенностями устойчивых сравнений, учить правильно употреблять их в речи.

2

Фразеологические сочетания.

Познакомить с понятием - фразеологизмы, фразеологические сочетания; употребление их в речи.

2

Что такое диалектные слова?

Виды диалектов, определение диалектов своей местности.

2

Что такое профессиональные слова?

Дать понятие профессиональных слов

1

Игра «Поле чудес»

Коррекция ВПФ. Развитие коммуникативных навыков.

1

Шарада.

Учить разгадывать шарады, составлять шарады.

1

Кроссворды, чайнворды, ребусы.

Познакомить с разными видами кроссвордов. Учить составлять кроссворды.

1

Поиграем в слова. Письмо мини сочинений-рассуждений.

Способствовать развитию творчества.

1

Праздник Славянской письменности и культуры.

Расширять знания об истории страны.

1

В.И.Даль «У тебя у самого свой ум» (Лексический анализ сказки)

Учить сочинять сказки.

Часть II. Слово в словах.

7 класс.

2

Откуда ты, имя?

Выяснить, откуда пришли названия имен, дать представления о том, какие имена носили люди в Древней Руси.

2

Отчество и фамилия.

Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.

2

Письмо истории о своей фамилии.

Учить выражать подобранный материал и свои мысли в письменной форме.

2

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представления о том, как назывались месяцы в Древней Руси.

2

«Крутится - вертится шар голубой…»

Выяснить, что означают названия материков, частей света.

2

В гостях у сказки.

Инсценирование сказок.

2

Что нужно школьнику?

Выяснить, откуда пришли названия некоторых учебных принадлежностей, учебных предметов.

2

Скатерть - самобранка.

Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

2

Растения - почему их так называют?

Познакомить с историей возникновения названий растений.

1

Сочинение « Откуда я появился»

1

Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке.

Знакомство с разнообразием словарей, справочной литературой.

2

Птицы и звери - почему их так называют?

Знакомство с происхождением названий птиц.

1

Составление игрового лото «Лексика»

Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса.

2

Крисс - кроссы.

Учить разгадывать и составлять крисс-кроссы.

2

О том, что мы носим.

История происхождения слов, обозначающих одежду.

1

Викторина «Эти многоликие слова»

Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса.

1

Занятие - игра «По стране Лексика»

Развитие познавательного интереса, обобщение изученного

1

Викторина «Праздник фразеологизмов»

Развитие познавательного интереса, обобщение изученного

1

Речевой этикет.

Познакомить с понятием речевого этикета.

1

Игра «Я - деловой человек»

Обобщение изученного материала

1

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»

Развитие познавательного интереса, обобщение изученного


Формы проведения занятий:


  • рассказ;

  • беседа;

  • игра;

  • театрализация;

  • работа в парах;

  • работа малыми группами.

Форма контроля:

  • тестирование;

  • викторины;

  • конкурсы.

Используемая литература:

  • «Игровые технологии на уроках русского языка» В.Н.Пташкин. Издательство «Учитель»

  • «Я иду на урок» Издательство «Первое сентября»

  • «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Н.Н.Ушаков.

  • «Нетрадиционные уроки» Н.О.Крамаренко

  • «Олимпиадные задания» Г.Т.Дьячкова.

  • «Занимательная лексика» Е.М.Елизарова.






© 2010-2022