Программа по русскому языку 10 кл (индивидуальное обучение)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор

Руководитель ШМО МОУ «Победненская МОУ «Победненская

«Победненская школа» школа» школа»

А. С. Эмирвелиева Н. Л. Пташинская П.С. Пташинский

Протокол № Приказ №

От « » 2015г. От « » 2015г. От « » 2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

(индивидуальное обучение)

для 10 класса(базовый уровень)

на 2015/2016 учебный год


Программу составил

учитель русского языка и литературы

Кобылянская Татьяна Серафимовна


с.Победное,2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 10 разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010).

Общая характеристика учебного предмета

В 9 классе учащиеся закончили изучение курса «Синтаксис и пунктуация», получили базовые знания по основным разделам русского языка, поэтому данная программа направлена на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; совершенствование орфографических, пунктуационных навыков и речевой грамотности учащихся, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, формирование умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи. В основу данной рабочей программы положены идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.

Программа обеспечивает формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку) и создаёт условия для развития общекультурного уровня десятиклассника.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:

-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развить и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- сформировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Изучение русского языка в 10 классе способствует развитию логического мышления учащихся. В ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать языковые факты, учатся приводить нужные примеры, доказательства, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с проблемой высказывания; строить логически правильное и композиционно завершённое высказывание.

В процессе изучения русского языка в 10 классе учащиеся овладевают общеучебными умениями: самостоятельно приобретать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и целесообразность своей речи.

Место предмета в учебном плане.

Данная Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в связи с чем в авторскую программу внесены изменения, связанные с распределением часов (авторская программа рассчитана на 34 часа). Основное количество часов отведено на повторение изученного материала.

Планируемые результаты обучения

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского народа;

- смысл понятий речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы языка, их признаки;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

- проводить лингвистический анализ текста различных стилей;

аудирование и чтение:

- использовать основные видя чтения;

- извлекать основную информацию из различных источников;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения;

- использовать основные, а также приобретённые приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.


Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование текста;

составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);

- сочинения-рассуждения,

- сравнение текстов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- коммуникативные и игровые ситуации.

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой)

компетенции

Раздел 1. Общие сведения о языке.

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Язык и речь.

Раздел 2. Русский язык как система средств разных уровней.

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы.

Разделы науки о языке. Фонетика.

Лексика и фразеология.

Состав слова (морфемика) и словообразование.

Морфология.

Содержание, обеспечивающее формирование

коммуникативной компетенции

Раздел 3. Речь. Речевое общение

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.

2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой)

компетенции

Раздел 4. Функциональная стилистика

1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи

(рассказ, беседа, спор).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства

языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 5. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых

средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности.

Тематический план

1.

Общие сведения о языке

1 час

2.

Русский язык как система средств разных уровней.

16 часов

3.

Речь. Речевое общение

1час

4.

5.

4. Функциональная стилистика.

5. Культура речи.

2 часа

1 час

контрольных диктантов - 2;

контрольных словарных диктантов - 1;

контрольных работ - 2;

контрольных изложений - 2;

контрольных сочинений - 3.










Календарно -тематическое планирование


Тема урока

Форма урока

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Планируемые результаты освоения материала, характеристика основных видов деятельности (на уровне уд)

и информационное сопровождение

Дата проведения

Примечание

1

Вводный урок. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

Урок-лекция, обобщение и систематизация УУД

Знакомство с курсом русского языка в 10 классе, работа по учебнику, словарный диктант

Фронтальный: индивидуальный коллективный

опросы.

Знать особенности развития русского языка; уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми понимать социальную сущность языка; осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты.

Материалы из доп.источников.

07.09.15.

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире, в международном общении, в межнациональном общении.

Функции русского языка как учебного предмета.

Урок-беседа

Повторение материала по орфографии. Выполнение заданий ЕГЭ

Тематический: коллективный, индивидуальный.

Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в устной или письменной форме ; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

понимать значимость норм литературного языка;

Тексты разных стилей речи.

2.

Особенности стилей речи

Урок-практикум

Словарный диктант, тренировочные упражнения, выполнение заданий типа С из КИМов.

Тематический: коллективный, индивидуальный.

Знать признаки каждого стиля;

уметь использовать нужный стиль в конкретной речевой ситуации;

понимать значимость использования стилей речи.

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
КИМы.

014.09.15.

Язык художественной литературы

Урок-практикум

Анализ текстов разных стилей, осмысление, выявление особенностей - граммати-ческих и стилистических.

Тематический: индивидуальный.

Знать основные признаки художественного стиля;

уметь определять средства выразительности, тему, осн. мысль текста; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

понимать тексты на морально-этическую тему; осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты;

Тексты разных стилей речи.

3.



4.

Язык и речь.



Контрольное сочинение №1 по проблеме текста

Урок-беседа,

практикум

Чтение, осмысление и анализ текстов, письмо с грамматическим заданием

Фронтальный

Знать , что такое язык, монологическая и диалогическая речь, речь устная и письменная;

понимать необходимость воспитывать гражданственность , ответственность;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Таблицы по орфографии и пунктуации.

21.09.15.



28.09.15


5.

Повторение.

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксические нормы

Урок-беседа по материалу, подготовленному учащимися дома.

Работа по вопросам учебника, тренировочные упражнения, синтаксический и пунктуационный разборы предложений.

Коллективный.

Закрепить умения учащихся находить грамматическую основу предложения, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы;

знать основные понятия синтаксиса; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

понимать задания ЕГЭ по пунктуации и способы их решения;

овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

Задания ЕГЭ, часть В.

05.10.15.

6.

Русский язык как система средств разных уровней. Взаимосвязь единиц языка.

Выполнение заданий ЕГЭ

Урок-беседа,практикум .

Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ.

Тематический индивидуальный.

Проверка УУД учеников по теме «Единицы языка»;

уметь извлекать необходимую информацию из различных источников;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

12.10.15.

7.

Разделы науки о языке.

Словари русского языка.

Урок закрепления УУД.

Урок-практикум

Виды разбора языковых единиц, тренировочные упражнения, тест.

Тематический: коллективный,

Индивидуальный.

Знать разделы науки о языке, производить все виды разбора слов;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

19.10.15.

8.


9.

Контрольное сжатое изложение текста.№1

Анализ контрольного изложения

Контрольный урок

Творческая работа

Тематический.

Владеть приёмами информационной переработки прослушанных текстов;

понимать необходимость избегать грамматических ошибок в речи при составлении словосочетания и предложения.

02.11.15.


09.11.15.

10.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.

Комбинированный урок

Тренировочные упражнения с само- и взаимопроверкой; выполнение заданий КИМов.

Тематический: коллективный,

Индивидуальный.

Производить фонетический разбор слова; понимать связь фонетики с орфоэпией и графикой; знать особенности ударения в русском языке.

16.11.15.

11.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Урок-практикум

Практическая работа, тест.

Тематический: групповой

Индивидуальный.

Знать основные понятия по изученному материалу;

понимать особенности работы с тестами;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета., соблюдать в речи произносительные и акцентологические нормы.

23.11.15.

12.


Контрольная работа №1 по теме «Фонетика»

Анализ контрольной работы

Контроль знаний

Работа с тестами, фонетическй разбор

Тематический: коллективный,

Индивидуальный

Контроль навыков фонетического разбора, теоретических сведений по разделу

30.11.15.

13.

Лексическая система русского языка. Многозначность слов.

Обобщение и систематизация УУД.

Урок-практикум

Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ

Тематический и

Индивидуальный

Проверка УУД учеников по теме «Лексика. Однозначные и многозначные слова», уметь анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм.

07.12.15.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Обобщение и сис-тематизация УУД.

Урок-практикум

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений.

Тематический: коллективный,

Индивидуальный

Закрепление знаний;

соблюдение в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

14.

Русская лексика с точки зрения её происхождения.

Комбинированный урок.

Урок-контроль

Работа по учебнику, тренировочные упражнения, проверочная работа по карт.

Углубление знаний по теме;

Уметь адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

14.12.15.

Исконно русские и заимствованные слова.

Обобщение и систематизация УУД .

Урок-исследование

Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов.

Тематический

Групповой, коллективный, индивидуальный

Уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис


15.

Русская лексика с точки зрения употребления.

Обобщение и систематизация УУД.

Работа по таблице учебника, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа по карточкам

Обобщение и систематизация УУН по теме; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

21.12.15.



Фразеология. Крылатые выражения.

Лексико-фразеологический анализ текста. Выполнение заданий ЕГЭ.

Комбинированный урок.

Урок-практикум

выполнение заданий КИМов.

Фронтальный тематический.

Проверка УУД по теме;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; подготовка к ЕГЭ;

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; уметь адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

16.



17.

Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Урок-практикум

Работа с текстом

Индивидуа, групповой, коллективныйльный.

Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.

Овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; выполнять лексико-фразеологический анализ текста.

.

18.

Состав слова и словообразование.

Совершенствование УУД.

Урок-практикум

Работа по учебнику, тренировочные упражнения на повторение и закрепление УУН по теме, творч . работа.

Тематический: коллективный,

Анализировать состав слова, выполнять словообразовательный разбор.





Словообразовательный разбор


Обобщение и систематизация УУД.

Практическая работа, проверочная работа по карточкам.

Тематический: коллективный,

Индивидуальный.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

Уметь адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

19.

Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа слова.

Анализ контрольного сочинения.

Совершенствование УУД.

Урок-исследование.

Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения по теме.

Тематический: коллективный,

Групповой и

Индивидуальный.

Уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

20.


Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

Контрольный урок

Письмо под диктовку

Тематический: коллективный.

Проверка знаний.

21.

Обобщающее повторение морфологии.

Анализ контрольного диктанта

Совершенствование УУД.

Урок-практикум

Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений.

Тематический и

Индивидуальный.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм; уметь определять основные признаки различных частей речи.

22.


Контрольное изложение №2


Анализ изложений и работа над ошибками.

Контрольный урок


Совершенствование УУД.

Урок-практикум

Самостоятельная работа, конструирование предложений

Тематичес

Индивиду

альный.

Совершенствование УУД по пунктуации, подготовка к ЕГЭ;

Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


23.

Принципы русской орфографии.

Урок-практикум

Самостоятельная, групповая работа

Индивидуальный, коллективный

Знать основные принципы русской орфографии

24.

Контрольное сочинение №2 на морально-этическую тему (типа ЕГЭ часть С).

Контрольный урок.

Составление опорного плана сочинения, подбор и оформление цитат, подбор аргументов.

Индивидуальный.

Проверка УУД по пунктуации; уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

25.

Анализ сочинения и работа над ошибками.

Морфологический разбор частей речи

Комбинированный урок.

Урок-практикум

Творческая работа, самостоятельная работа.

Тематический: коллективный,

Индивидуальный .

Уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

владеть навыками морфологического разбор частей речи.

26.




Контрольный

Словарный диктант №1 с грамматическим заданием.


Контрольный урок


Комбинированный урок

Написание диктанта, выполнение грамм. Задания.


Работа с текстами, тренировочные упр.

Тематический:

Индивидуальный.


Коллективная и групповая работа

Проверка УУД по морфологии, подготовка к ЕГЭ.


Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма.

27.

Текст, его строение и виды его преобразования. Работа над ошибками в словарном диктанте.

Совершенствование УУД.

Урок-исследование

Тематический: коллективный,

Индивидуальный.

Совершенствование УУН, подготовка к ЕГЭ;

формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты; развитие умения ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее.


Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект, реферат.

Урок-практикум

Практическая работа по теме, анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений.

Тематический

Самостоятельная работа.

Совершенствование УУД, подготовка к ЕГЭ ;

уметь извлекать необходимую информацию из различных источников; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

28.

Функциональные стили речи.

Обобщение и систематизация УУД.

Работа с текстами разных стилей речи.

Групповая и самостоятельная работа.

Уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

29.

Контрольное сочинение №3

Урок-контроль

Написание сочинения

индивидуальный

Уметь конструировать высказывания, соблюдая основные требования к речи.


30.

Работа над ошибками

Совершенствование ууд

Повторение и анализ материала

коллективный

Уметь анализировать и исправлять ошибки, совершенствуя умения


31.

Годовая контрольная работа.№2

Тест по материалам ЕГЭ.

Контрольный урок.

Выполнение тестовых заданий.

Итоговый тематический контроль.

Проверка УУД.

32.

Анализ контрольных работ.

Культура речи. Виды и классификация речевых и грамматических ошибок.

Урок совершенствования УУД.

Урок-практикум

Классификация ошибок на грамматические и лексические, выполнение тренировочных упражнений.

Тематический.

Конструирование предложе-ний.

Развитие умения находить в предложении лексические и грамматические ошибки и устранять их; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

33.-34.

Повторение в конце года


35.

Итоговый урок






КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ уче­ника должен представлять собой связное, логически последо­вательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных слу­чаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле­дующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) сте­пень осознанности, понимания изученного;

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.

3) языковое оформ­ление ответа.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта



Класс

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

5

90-100

12

2-3

5

15-20

1 слово

6

100-110

16

3-4

7

20-25

2 слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова

8

120-150

24

10

10

30-35

4 слова

9

150-170

24

15

10

35-40

4 слова


1До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основ­ные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную програм­му;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания по­ставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лекси­ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав­ляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учи­тываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.







Учебно-методическое обеспечение:

1.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. - Москва «Просвещение», 2014.

2.Русский язык.Итоговая аттестация.10.класс/Г.Т.Егораева.-М.:Издательство «Экзамен»,2014.

3.Комплексный анализ текста.Рабочая тетрадь по русскому языку:10 класс:ко всем действующим учебникам/Е.А.Владовска.-М.: Издательство «Экзамен»,2013.

4.Зачёт на основе текста.Русский язык. 10 класс/В.Н.Афанасьева,А.Н.Майрина.-М.:Издательство «Экзамен»,2014.






© 2010-2022