Урок-путешествие по теме: «Склонение вопросительных и относительных местоимений» (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие по теме: «Склонение вопросительных и относительных местоимений»

Цели:

Образовательная: Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая некоторые особенности их склонения; обратить внимание на интонацию предложений, содержащих вопросительные местоимения.

Развивающая: Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.

Воспитывающая: Воспитывать усидчивость, интерес к предмету.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Форма урока: Урок - путешествие.

Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности (острова, сказочные герои, таблицы), карточки для самостоятельной работы, ребусы.

Ход урока.

  1. I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?

Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».

Учитель. А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морских фигур (якорь, ракушка, рыбка). По количеству жетонов каждый получит оценку за урок.

  1. II. Повторение пройденного о местоимении.

(Мы уже знакомы с личными и возвратным местоимениями, повторим эти разряды в игровой форме).

Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они, к тому же, большие шалуньи - перепутали все падежные формы личных местоимений.

Неправильный вариант:

Ходить со вам

Смеяться над вас

Шутить с его

Думать о мной

Ждал тобой

Зашёл к вами

Правильный вариант:

Ходить со мной

Смеяться над тобой

Шутить с вами

Беспокоился о вас

Ждал его

Зашёл к вам

Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.

(Инсценировку могут разыграть два заранее подготовленных ученика).

- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. - Хочу - купаюсь, хочу - принимаю солнечные ванны, хочу - ем спелые бананы.

- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. - На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…

Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?

Ученики. СЕБЯ.

Учитель. Что вы о нём знаете?

Учитель. К берегу прибило бутылки с записками. Но некоторые слова в них размыла вода. Попробуем восстановить написанное.

Самостоятельная работа.

(Двое работают у доски, остальные на карточках).

Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.

Вариант 1.

Я беру эту книгу не для (…), а для своего товарища. Мне надо было бы попробовать это на (…). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).

Вариант 2.

Подруга позвала меня к (…) заниматься. Приучите (…) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал, что много работал над (…).

  1. III. Изучение нового материала.

Учитель. Пришло время изучить морское дно.

Объяснительный диктант.

Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решиться проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?

Учитель. Давайте поработаем с пословицами.

Кто Родиной торгу..т, того кара не мину..т.
О том кукушка и куку..т, что своего гнезда нет.
Кто храбр да стоек, тот десятерых сто..т.
Кто честно служ..т, с тем слава друж..т.
Плох тот солдат, который не мечта..т стать генералом.
Слава к тому приход..т, кто впереди ход..т.
Кто в поле съезжа..тся, родом не счита..тся.
Кто в науке силён, у того и жито, и лён.

Текст с вопросительными местоимениями.

Учитель. Какие это предложения по цели высказывания?

Ученики. Вопросительные.

Учитель. Что помогает нам это определить?

Ученики. Интонация, вопросительные слова.

Учитель. Подчеркните слова, помогающие создать вопросительную интонацию. Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное.

КТО? КАКОЙ? ЧТО? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ?

Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»

Учитель. Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним три его задания.

- Просклоняйте устно местоимения КТО?, ЧТО? Какой вывод вы сделаете?

- Найдите местоимения, которые изменяются по родам, числам и падежам. (Какой? Чей? Каков?). Докажите, составляя словосочетания.

- Какие вопросительные местоимения не изменяются по родам и числам? (Кто? Что?)

Учитель. Дочь морского царя - прекрасная русалка с необыкновенным голосом - тоже приготовила для нас задания.

- Просклоняйте письменно словосочетания птичий пух, чей голос.

(Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях).

Что общего в правописании прилагательного птичий и местоимения чей?

- Какую орфограмму необходимо знать, склоняя местоимение чей?

Ученики. Разделительный ь.

Учитель. На дне морском живёт мудрый осьминог. Он поведает нам интересную информацию. Сколько ног у осьминога?

- Местоимение сколько образовалось в результате слияния предлога с в значении «приблизительно, примерно, около» и наречия колико. В некоторых диалектах до сих пор встречаются формы кольки, колько.

Необходимо запомнить, что при склонении слово сколько сохраняет ударение на первом слоге.

  1. IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина - это упражнение.

Кто варе..ки пёстрые вяж..т,

Стари(н,нн)ые песни поёт?

Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,

Что снится всю ночь напролёт?

Ч..и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж..лею?

О ком соч..няю стихи?

(Е. Благинина)

Учитель. Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: …. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.

Учитель. Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?

Первая ловушка - ребусы.

С одним из слов составьте вопросительное предложение, содержащее вопросительное местоимение.

Вторая ловушка - сети, расставленные пиратами.

Найти в тексте все известные вам местоимения, выписать, определить разряд и, если есть, падеж, число, род, лицо.

Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

- Не стриги меня пока.

Дам я шерсти три мешка.

(С. Я. Маршак)

V. Итог урока.

Рефлексия.

Учитель. Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу.

(Каждый ученик получает нарисованную шлюпку)

Учитель. На своей шлюпке напишите всё то, что вы увезёте домой с этого урока.

Вспомогательные вопросы.

- Какие вы узнали вопросительные местоимения?

- Для чего они служат?

- Какие местоимения не изменяются по родам и числам?

- Какие местоимения имеют категорию рода и числа?

- В чём особенность местоимения сколько?

Приложение:

1.Поставить местоимения в нужной форме:

Ходить со вам

Смеяться над вас

Шутить с его

Думать о мной

Ждал тобой

Зашёл к вами

2.Сценка с попугаями

- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. - Хочу - купаюсь, хочу - принимаю солнечные ванны, хочу - ем спелые бананы.

- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. - На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…

3.Письма в бутылках.

Дополнить возвратным местоимением Себя в нужной форме. Указать падеж.

Вариант 1.

Я беру эту книгу не для (…), а для своего товарища. Мне надо было бы попробовать это на (…). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).

Вариант 2.

Подруга позвала меня к (…) заниматься. Приучите (…) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал, что много работал над (…).

4. Жемчужина.

Кто варе..ки пёстрые вяж..т,

Стари(н,нн)ые песни поёт?

Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,

Что снится всю ночь напролёт?

Ч..и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж..лею?

О ком соч..няю стихи?

(Е. Благинина)


© 2010-2022