- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок
Интегрированный урок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбатова Н.Ю. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель урока:
научиться сравнивать художественный и научный взгляды на мир в мифах народов мира, сопоставлять научное и художественное восприятие и толкование явлений природы;
видеть художественные особенности мифов народов мира.
Задача:
строить сравнительные модели, основываясь на текст.
Объект изучения: мифы разных народностей: славянский, тюркский, греческий.
Оборудование:мультимедиа (флипчарт, Word)
Ход урока
1 Работа в флипчарте (На доске хаотичное расположение иллюстративного материала)
Учитель:
- Какое физическое явление демонстрируют данные иллюстрации?
(Процесс сотворения мира.)
- Иллюстрации дают научное объяснение? Аргументировать ответ.
(Нет, мифологическое: изображены Боги, хаос, океан. С этим встречаемся в мифах.)
- Дано представление о сотворении мира одной народности? Доказать.
(Нет. Видим элементы этнической принадлежности: одежда, типичные лица определенной национальности. Узнаем Богов первого поколения в греческой мифологии.)
Работа в группах:
Задание№1:
Посовещавшись, выстроить сюжетную последовательность славянского и тюркского мифов? Аргументировать выбор. 1гр.-славяне, 2гр. -тюрки, 3гр.-тюрки.
(учащиеся перемещают иллюстрации на доске)
Словарная работа на казахском языке (названия и символическое значение элементов внешности тюрков)
Түрк халқының сыртқы бейнесін және оларға тән элементтерін сапаттау керек:
-
Түрк халқының бас формасы қандай болып келеді? (жалпақ, сопақ немесе дөңгелек ); Түрк халқының басы жалпақ болып келеді.
-
Түрк халқына сай көз формасы қандай болып келеді? (ашық, кішкентай, дөңгелек); Түрк халқының көз формасы кішкентай, бір сызық тәрізді немесе жатқан жарты айға ұқсайды.
-
Сол кездегі түрк халқының ер адамдары сақал ұстаған. Сақал формасы қандай және қалай өсірген? Шашыраңқы, ұзын немесе орташа ұшы үшкір);
-
Сақал формасы орташа және сақал ұшы үшкір болып келген;
Формулировка и запись темы ( работа со шторкой).
-Как понимаете тему урока?
(Как люди разных народностей объясняют происхождение мира)
Задание №2: «Давайте познакомимся» (работа со шторкой: дать толкование имен. Кто есть кто? Дописать в тетрадь.) 1гр. выбирает образы из славянской мифологии, 2гр.-из греческой, 3-из тюркской.
(обмен тетрадями, проверка)
Словарная работа на казахском языке (значение имен для понимания идеи мифа).
Мифологияны оқыған кезде, оның ішінде Ақ- Ана, Ерлік және Үлкен Тенгри яғни үлкен деген сөздер кездеседі. Сол сөздер қандай мағына білдіреді?
-
Ақ-Ана деген сөзде қандай мағына жатыр? Ақ -Ана деген сөзде - ақтық, тазалық, пәктік, қайырымдылық және махаббат деген мағына жатыр
-
Ерлік деген сөзде қандай мағына жатыр? Ерлік бұл сөз - батырлық деген мағынаны білдіреді. Адамның жер бетіне келуі, ол батырлық деп білемін.
-
Үлкен деген сөз нені білдіреді? Үлкен - бұл дәу,басшы, бастық яғни бақарамын деген мағынаны білдіреді.
-
Төре деген сөз қандай мағынаны білдіреді? Төре деген сөз - хан деген мағынаны білдіреді.
Целевая установка:
Итак, какое физическое явление описывается в мифах?
Задание №3:
Сформулируйте по одному вопросу об этом явлении, описанном в мифах. Вопросы должны начинаться с местоимений: почему, кто, как.
(работа со шторкой).
Вопросы: Почему возникла Вселенная?
Кто создал мир?
Как Боги это сделали?
- Какие вопросы вы отнесете к научным, а какие к литературоведческим?
( Больше вопросов литературоведческих, так как мы говорим о мифах)
Формулировка проблемы самими учащимися.
- Что вы заметили при чтении мифов?
(Они похожи, хотя создавались в разных частях света.)
Почему на научный вопрос люди разных народностей отвечают почти одинаково?
- Что необходимо доказать?
1 Что мифы похожи.
2 Что Боги-создатели похожи на людей.
3 Надо найти и объяснить различия в толковании происхождения мира.
-Как это делать?
(построить модель: 1гр-создать модель, демонстрирующую сходство мифов; 2гр-различия; 3гр-пользуясь справочным материалом с опорой на текст, создать модель человека, доказывающая, что Боги-создатели подобны людям)
Учитель: Прежде чем вы приступите к работе, убедимся, что вы смогли правильно понять текст. Ответьте на вопрос (задание группам)
1гр: Каков процесс сотворения семерых человек?
2гр: Почему Тенгри решил сотворить мир?
3г: Зачем Тенгри сотворил Майторе?
Беседа по тюркскому мифу (на казахском языке)
Осы мифологияға байланысты тиісті сұрақтар мынадай:
-
Жеті адамды жарату үшін, қандай жұмыс істелінді және оларды қалай жасаған? Ол адамның қабырғасын қамыстан, бұлшық еттерін балшықтан жасаған. Ал, құлақтан үріп оған адамның санасы жасаған; мұрыннан үріп оған адамға жан берген;
-
Үлкен Тенгри әлемді неге жаратқысы келген? Мұхит ішінен дауыс естиді, содан кейін ғана Үлкен Тенгри аспанды және жерді жаратқан;
-
Құдай Тенгри Майтөрені неге жаратқан? Адамды жаратты, бірақ ол қызғаншақ болған.
Учащиеся работают 15-20 минут
Защита проектов на русском и казахском языке (Приложение: презентации)
Обобщение
Решение проблемы:
-
Люди считали, что природа антропоморфна, значит создатели мира должны быть похожи на людей. Боясь сил природы, древние люди поклонялись богам, наделяя их огромной силой.
-
Считали, что создатели Вселенной должны делать то, что делают сам люди: творить, созидать.
-
Люди видели три главных природных объекта:Землю, небо, воду. Именно это, необходимое для жизни, должны создать Боги.
Подведение итогов (учащиеся в группах оценивают работу)
Домашнее задание:
1.Познакомиться с библейским мифом о сотворении мира.
2.Создать модель по данному мифу и сравнить с
имеющимися моделями.
Аннотация
Интегрированный урок (русская и казахская литература) в 6 классе отвечаеет требованиям современного урока, в основе которого разноуровневый подход по таксономии Блума.
Объектом изучения явились мифы народов разных стран: славянский, тюркский, греческий.
Структура урока предполагает групповую работу, которая демонстрирует умения учащихся работать в флипчарте, Word.
Цель урока: научиться сравнивать художественные и научные взгляды на мир в мифах народов мира, сопоставлять научное и художественное восприятие и толкование явлений природы.
Задача: исследовав тексты, построить сравнительные модели.
Результатом работы явился сравнительный анализ моделей, что способствовало решению поставленной проблемы: Почему на научный вопрос люди разных народностей отвечают почти одинаково?
Воплощение физической структуры мира в мифах разных народов
интегрированный урок
(русская литература, казахская литература)
6 класс
Учителя: Покровская Л.М. Тюляева Б.Т.