Урок ко Дню Всемирного Чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного ЧтенияУрок ко Дню Всемирного Чтения


Учитель русского языка и литературы Акетова Г.Ж.

Казахстан, город Атырау, школа-лицей №17, 5 класс

Дата проведения урока: 25 апреля 2015 г.

Ход урока


Тема урока: А. Платонов «Маленький солдат» (к юбилею Победы)

Цели урока:

1. Раскрыть образ героя рассказа « Маленький солдат» через стратегии Критического мышления.

2. Выяснить, в чём секрет воздействия рассказа на читателя.

3.Через чтение привить любовь к книгам. Воспитать чувство гражданского долга, патриотизма и любви к родной земле.

4. Показать непримиримость к войне, человеконенавистичеству, несовместимости понятий «война и дети» воспитание вдумчивого читателя. Раскрыть образ маленькаго солдата .

Основная мысль автора в том, что «ребёнок остаётся ребёнком на войне», на войне маленьких не бывает.

Оборудование: портрет писателя, документальный фильм «Маленьких на войне не бывает», слайды « Герои-пионеры». Компьютер, интерактивная доска.

Эпиграф на экране: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» А.Т.Твардовский.

Ход урока:

  1. Стадия вызова или пробуждение интереса учеников

Какие ассоциации вызывают у вас слова «война и дети»?

Ключевые слова «война и дети».

Создайте ассоциацию к словам

сиротысолдаты

разруха

Война и детигоре

голодслёзы

Герои-пионерыподвиг

Как мы видим в ваших представлениях нет ничего положительного и светлого. Главное: Дети на войне - это горе!

Слайд по теме.

Стихотворение. Предлагаю послушать ученицу 6 «Г» класса, которая прочтет стихотворение М.Джалиля «Варварство». Одновременно показываем слайды о войне.

Эпиграф А. Твардовского «Дети и война - нет ничего ужасного, чем сближение двух противоположностей».Такое страшное испытание постигло нашего маленького героя в рассказе «Маленький солдат».

Вопрос: Что можете сказать о заглавии рассказа «Маленький солдат»?

Да, война и дети - эти понятия несовместимы. В такой ужасной ситуации оказываются герой нашего рассказа. Среди войны маленький человек, ребёнок, маленький солдат. Кто он?

  1. Стадия осмысления темы чтения. Чтение с остановками.

Вопрс: Что можно сказать о заглавии рассказа «Маленький солдат»?

Первая остановка. От слов: «Недалеко от линии фронта,…..» до слов: «который должен оставить его с чужим человеком».

Что узнали в первой остановке о герое рассказа? Как озаглавить?

Есть предложения: «Сцена прощания отца с сыном на вокзале», «Прощание на вокзале».

Кто он: этот человек? Зачем он здесь, на вокзале?

Вторая остановка. От слов «Подвиги маленького солдата», «Майор Бахичев», «Ну, Серёжа, прощай пока» до слов «А потом случилось горе, и в тыл мальчишку стал отправлять».

Вопрос: Как мальчик принимает заботу о нем, как относится к чужому человеку-майору? Подтвердите примерами из текста.

Предлагается работа над ДДЗ (Дневником двойной записи)

Цитата

Комментарии

Чуждо и робко глядел, оставался отчуждённым

Принимая к сердцу войну, начал понимать

по-настоящему, для чего нужна война. Характер

его втянулся в войну. Лицо его было спокойным

и невинно чистым.

Из второй остановки узнаём о судьбе матери подростка, о самом мальчике, по имени Сергей Лобков. Узнаём, что мальчик был разведчиком, помогал отцу перерезал взрывной провод, приносил важные сведения, «верные засечки». Отказывался идти в тыл, «потому что у него воинский характер.

Третья остановка. Рефлексия со слов: «Отца его, полковника серьёзно поранило,...» до слов: «Я тоже уснул, пользуясь нужным временем, чтобы оно не проходило зря».

Вопрос: Как вы думаете, какое горе случилось в жизни мальчика? Что теперь ожидало Серёжу? Савельев теперь сказался «вместо отца и матери, вместо родных всем человеком».

Казалось, Серёжи Лобкова теперь судьба в надёжных руках матери Савельева. Савельев посылали на курсы усовершенствования и когда он ещё вернётся. Савельев поручает сына полка майору Бахичеву. Теперь-то мальчику доживётся спокойно. О нем позаботится майор Бахичев. Как вы полагаете, как сложится теперь судьба мальчика? «Побег».

Четвёртая остановка: «Уход в неизвестность». «Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем» со слов: «Проснувшись мы в сумерки.....» до слов « На утро Серёжа Лобков тоже не вернулсяк нам....» Мальчик совершает побег в «бог весть куда».

Рефлексия. О чём повествует последнее предложение рассказа? Можем ли мы догадывалься, что ждёт впереди этого маленькаго солдата, ведь дата написания рассказа 1943 год.

Учитель предлагает записать концовку-продолжение произведения в форме эссе-размышления, закончить рассказ своими размышлениями о судьбе маленького солдата.

Основная мысль автора в том, что «ребёнок остаётся ребёнком на войне», «на войне маленьких не бывает».

Эссе «Впереди - огоньки»

Составить синквейн - пятистишие:

«Маленький солдат» А. Платонова

Маленький солдат

Храбрый, смелый, отважный

Помогает, находит, совершает

Сын полка

Домашнее задание:

Ответить на вопрос: Что я знаю о детях войны своего края?

Заключительное слово гостей

© 2010-2022