- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок ко Дню Всемирного Чтения
Урок ко Дню Всемирного Чтения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Акетова Г.Ж. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель русского языка и литературы Акетова Г.Ж.
Казахстан, город Атырау, школа-лицей №17, 5 класс
Дата проведения урока: 25 апреля 2015 г.
Ход урока
Тема урока: А. Платонов «Маленький солдат» (к юбилею Победы)
Цели урока:
1. Раскрыть образ героя рассказа « Маленький солдат» через стратегии Критического мышления.
2. Выяснить, в чём секрет воздействия рассказа на читателя.
3.Через чтение привить любовь к книгам. Воспитать чувство гражданского долга, патриотизма и любви к родной земле.
4. Показать непримиримость к войне, человеконенавистичеству, несовместимости понятий «война и дети» воспитание вдумчивого читателя. Раскрыть образ маленькаго солдата .
Основная мысль автора в том, что «ребёнок остаётся ребёнком на войне», на войне маленьких не бывает.
Оборудование: портрет писателя, документальный фильм «Маленьких на войне не бывает», слайды « Герои-пионеры». Компьютер, интерактивная доска.
Эпиграф на экране: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» А.Т.Твардовский.
Ход урока:
-
Стадия вызова или пробуждение интереса учеников
Какие ассоциации вызывают у вас слова «война и дети»?
Ключевые слова «война и дети».
Создайте ассоциацию к словам
сиротысолдаты
разруха
Война и детигоре
голодслёзы
Герои-пионерыподвиг
Как мы видим в ваших представлениях нет ничего положительного и светлого. Главное: Дети на войне - это горе!
Слайд по теме.
Стихотворение. Предлагаю послушать ученицу 6 «Г» класса, которая прочтет стихотворение М.Джалиля «Варварство». Одновременно показываем слайды о войне.
Эпиграф А. Твардовского «Дети и война - нет ничего ужасного, чем сближение двух противоположностей».Такое страшное испытание постигло нашего маленького героя в рассказе «Маленький солдат».
Вопрос: Что можете сказать о заглавии рассказа «Маленький солдат»?
Да, война и дети - эти понятия несовместимы. В такой ужасной ситуации оказываются герой нашего рассказа. Среди войны маленький человек, ребёнок, маленький солдат. Кто он?
-
Стадия осмысления темы чтения. Чтение с остановками.
Вопрс: Что можно сказать о заглавии рассказа «Маленький солдат»?
Первая остановка. От слов: «Недалеко от линии фронта,…..» до слов: «который должен оставить его с чужим человеком».
Что узнали в первой остановке о герое рассказа? Как озаглавить?
Есть предложения: «Сцена прощания отца с сыном на вокзале», «Прощание на вокзале».
Кто он: этот человек? Зачем он здесь, на вокзале?
Вторая остановка. От слов «Подвиги маленького солдата», «Майор Бахичев», «Ну, Серёжа, прощай пока» до слов «А потом случилось горе, и в тыл мальчишку стал отправлять».
Вопрос: Как мальчик принимает заботу о нем, как относится к чужому человеку-майору? Подтвердите примерами из текста.
Предлагается работа над ДДЗ (Дневником двойной записи)
Цитата
Комментарии
Чуждо и робко глядел, оставался отчуждённым
Принимая к сердцу войну, начал понимать
по-настоящему, для чего нужна война. Характер
его втянулся в войну. Лицо его было спокойным
и невинно чистым.
Из второй остановки узнаём о судьбе матери подростка, о самом мальчике, по имени Сергей Лобков. Узнаём, что мальчик был разведчиком, помогал отцу перерезал взрывной провод, приносил важные сведения, «верные засечки». Отказывался идти в тыл, «потому что у него воинский характер.
Третья остановка. Рефлексия со слов: «Отца его, полковника серьёзно поранило,...» до слов: «Я тоже уснул, пользуясь нужным временем, чтобы оно не проходило зря».
Вопрос: Как вы думаете, какое горе случилось в жизни мальчика? Что теперь ожидало Серёжу? Савельев теперь сказался «вместо отца и матери, вместо родных всем человеком».
Казалось, Серёжи Лобкова теперь судьба в надёжных руках матери Савельева. Савельев посылали на курсы усовершенствования и когда он ещё вернётся. Савельев поручает сына полка майору Бахичеву. Теперь-то мальчику доживётся спокойно. О нем позаботится майор Бахичев. Как вы полагаете, как сложится теперь судьба мальчика? «Побег».
Четвёртая остановка: «Уход в неизвестность». «Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем» со слов: «Проснувшись мы в сумерки.....» до слов « На утро Серёжа Лобков тоже не вернулсяк нам....» Мальчик совершает побег в «бог весть куда».
Рефлексия. О чём повествует последнее предложение рассказа? Можем ли мы догадывалься, что ждёт впереди этого маленькаго солдата, ведь дата написания рассказа 1943 год.
Учитель предлагает записать концовку-продолжение произведения в форме эссе-размышления, закончить рассказ своими размышлениями о судьбе маленького солдата.
Основная мысль автора в том, что «ребёнок остаётся ребёнком на войне», «на войне маленьких не бывает».
Эссе «Впереди - огоньки»
Составить синквейн - пятистишие:
«Маленький солдат» А. Платонова
Маленький солдат
Храбрый, смелый, отважный
Помогает, находит, совершает
Сын полка
Домашнее задание:
Ответить на вопрос: Что я знаю о детях войны своего края?
Заключительное слово гостей