- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к написанию сочинения по картине
Подготовка к написанию сочинения по картине
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рукосуева Е.А. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Готовимся к написанию сочинения по картине.
Цель: подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Задачи:
Обучающая: развить умение писать сочинение по картине;
Развивающая: понимать замысел автора, идею картины и реализацию замысла средствами художественной выразительности, присущими этому виду искусства;
Воспитательная: содействовать идейно-нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид: развитие речи.
Метод: частично-поисковый
Форма: урок-презентация
Средства обучения: компьютерная презентация «Февральская лазурь», мультимедийный проектор, экран, CD проигрыватель, Музыкальные записи: П.И.Чайковский «Февраль. Масленица», «Звуки леса».
Ход урока
I. Организационный момент Слайд 1
II. Актуализация знаний.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ
Слайд 2 Пейзаж - ( от фр.paysage - относящийся к местности) - описание картины природы в произведении словесности или изобразительного искусства. Но это не все определения этого термина. Посмотрим, как же ещё истолковывается слово «пейзаж». (переход по гиперссылке)
Слайд 3 (музыкальный фрагмент 1)
вопрос
ответ
-
Можно ли картину Грабаря назвать пейзажем? Почему?
- Это пейзаж, потому что на картине изображены берёза, небо, снег.
-
Какое настроение создает этот пейзаж?
Атмосферу праздника
-
Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как это он изобразил?
Многие русские художники писали зиму, стараясь передать ее сказочную красоту. Художник - очень внимательный человек, он все видит и все запоминает. Что-то его удивляет и радует, вызывает восторг или печалит, доставляет удовольствие или напоминает о том, что он когда-то пережил. Русская зима с ее необычайными красотами не могла не тронуть сердца художников.
Сейчас попробуем с вами восстановить текст воспоминаний, написанных самим художником Грабарем. Но для этого нам с вами необходимо образовать от названий месяца и драгоценных камней прилагательные. Слайд 4
Перед вами текст, с пропущенными эпитетами. Слайд 5
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Слайд 6
« Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба» - продолжал И.Э. Грабарь.
III. Формирование новых понятий и способов действия
Художник создает свои картины с помощью красок и движений кисти. Слайд 7
-
А может ли композитор создавать пейзажи? Если может, то с помощью чего?
-
Композитор создает образы с помощью звуков.
(Музыкальный фрагмент 2)
-
Что общего у прозвучавшего музыкального фрагмента с картиной художника
-
Ощущение праздника и торжественности, восторженности
-
А как мы будем с вами создавать свои работы ?
-
Вспомним значение этих литературных терминов. Слайд 8
-
С помощью словесных красок: эпитетов, сравнений.
«Слово - это лицо человека, и так же, как у каждого листика на дереве есть свое выражение, - так у каждого человека есть свое собственное, единственно ему принадлежащее слово.
Пусть даже это свое тайное слово никому не удается сказать, но все равно, он этим словом живет, оно образует его выражение.
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свои жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слове, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени» М.Пришвин 1948 г.)
-
Вспомните строчки любимых поэтов о зиме, в которых мы бы с вами нашли краски словесные. Слайд 9
Чародейкою Зимою, околдован /лес стоит… / Весь опутан, весь окован / Легкой цепью пуховой
Под голубыми небесами Великолепными коврами, блестя на солнце , снег лежит…
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
-
Какой день изобразил художник?
Слайд 10
Ясный солнечный февральский день.
Конец февраля. День тёплый, ясный. Светит солнышко.
-
Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?
Перед нами высокое безоблачное небо. Оно словно звенит своей лазурностью. От ярко-синего на переднем плане картины оно постепенно теряет свою насыщенность и становится светло-голубым на горизонте.
-
Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
Снег искрится на ярком солнце, переливаясь оттенками беловато-розового и сиреневого цветов. Глубокие сапфировые тени от берез легли на него легким кружевом.
-
Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?
Береза словно девушка-красавица одета в жемчужный сарафан, а ее коралловые ветви горят необыкновенным огнем на фоне лазоревого неба.
На верхушках деревьев ещё сохранились прошлогодние листочки. Они высохли и приобрели коричневато-бурый оттенок. Ветви кажутся коричневыми, а тоненькие веточки на концах имеют красноватый оттенок (коралловые).
-
Что можно сказать о других березках?
Деревца-березки на втором плане словно закружились в веселом хороводе. Они более скромные.
Берёзки потоньше. Стволы высокие, прямые, и лишь у одного дерева сивол изогнут и коряв.
-
Что виднеется на горизонте?
Художник изобразил так много берёз, что к горизонту они сливаются в одну красновато-коричневую массу.
-
Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?
-
Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
-
Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?
-
Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?
-
Какова основная мысль этого пейзажа?
IV. Формирование умений и навыков
Умение удивляться - одно из главных свойств человека. Благодаря ему совершаются открытия. Давайте мы тоже попробуем сделать наше открытие картины Грабаря. Мы сейчас разделимся на три группы. Слайд 11
1 группа будет готовить описание БЕРЕЗЫ, главной героини картины.
2 группа опишет НЕБО, которое играет очень важную роль в этом полотне.
3 группа попробует свои силы в описании СНЕГА.
А поможет вам словарный материал, который содержится на карточках.
-
На что была похожа наша с вами работа: на описание, рассуждение или повествование?
На описание
-
Попробуйте сопоставить типы текстов и вопросы.
-
А теперь проверим ваши ответы
Слайд 12
Слайд 13
Зачитаем, что же получилось в каждой из групп.
V. Работа над планом
Составление плана описания. Слайд 14
I. Вступление. Слайд 15
-
Когда происходит действие.
-
Какой февральский день изобразил художник.
II.Основная часть. Слайд 16
-
Что изображено на картине:
а) небо, горизонт;
б)снег;
в) березы
III.Заключение. Слайд 17
-
Удалось ли И. Э. Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? Почему?
-
Моё отношение к картине.
VI. Работа над текстом:
Продолжи предложение:
-
ВСТУПЛЕНИЕ: Слайд 18
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 19
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Слайд 20
VII. Домашнее задание: написать сочинение Слайд 21