Конспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободеКонспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободеКонспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободеКонспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободеОткрытый урок в 5 классе по теме: «Allalea princeps». Навстречу свободе»

При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный - стадия вызова;

  • собственно восприятие нового - стадия осмысления;

  • присвоение информации - стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: максимально приблизить обучающихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемому произведению, «прочувствовать» его.

Тип урока: Вводный (изучение нового материала).

Применяемая технология: "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием «мозгового штурма»; составление фишбоуна и кластера.

Ход урока

Приветствие учителя.

На доске написан эпиграф к уроку:

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт. (В. Гаршин)

Стихотворение называется «Пленница». Это первооснова нашей сказки.

Смотрим в тексты сказки. С чего она начинается? Описание оранжереи.

Далее показываю фото оранжереи. Какие слова и понятия приходят вам на ум, когда вы представляете оранжерею?

Составляем кластер на доске.

А теперь читаем второй абзац. Обращаем внимание на слово «заключенные». Кто такие заключенные? Где они находятся? С какими словами у вас ассоциируется слово «Тюрьма»?

Составляем кластер на доске.

2. Стадия осмысления.

Какая мысль в итоге получается?: Растения - это заключенные, которые сидят ( отбывают срок) в оранжерее. Как мы назовем эти два понятия? Противопоставление, антитеза, верно.

В сказке Гаршин использует антитезу не один раз. Давайте найдем этот прием еще раз в тексте и запишем в тетради.

Находим: директор - бразильянец, все растения - Атталея, мечта - реальность. Сравним их: 1)Директор, ученый - все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересую только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и не хочет знать. Он отгорожен от внешнего мира. Закрыт. Бразильянец - много путешествует по всему миру. Хочет видеть все своими глазами, жалеет Атталею, потому что она живет в неволе, относится к ней с пониманием. Открыт и доброжелателен.

2)Все растения смирились с участью, предпочитают иметь синицу в руках. Атталея - не хочет мириться, борется всеми силами, не жалея себя, с препятствиями на пути к мечте.

3)Мечта - Бразилия, Родина, тепло, солнечно. Реальность - чужой незнакомый край, холод, серость.

А теперь найдем в тексте диалог растений. С каких слов он начинается? «Скоро ли нас будут поливать?». Видели ли мы в жизни говорящие растения, которые возмущены тем, что их вовремя не поливают? Нет. Как же мы назовем такой прием, когда на неодушевленные предметы переносят человеческие качества? Олицетворение, верно. Растения у Гаршина - это живые люди, у которых свои проблемы, мечты. Но какая главная мечта их всех объединяет?

Составляем фишбоун.



Мечта Растения мешают оранжерея - их тюрьма

друг другу

о Родине

расти

навстречу солнцу

или смириться



Забирают влагу и пищу им тесно, не видят солнца,

друг у друга сидят в темноте

Какое решение принимают растения? Все, кроме Атталеи, решают смириться.

Как Атталея решает исполнить свою мечту? Расти до тех пор, пока верхушка не сломает купол оранжереи, и увидеть солнце и родную землю.

Каков же финал? Ожидания обмануты, Атталея испытывает разочарование, грусть, страх, безнадежность. «Все кончено». Атталея погибает не только от того, что ее спилили, но и от разочарования.

А сейчас небольшая разминка для вас.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

3. Стадия рефлексии. А теперь предлагаю вам, ребята, придумать свою концовку сказки. Выполните работу письменно. Буквально несколько предложений. А чтобы появилось соответствующее настроение, включим музыку. Звучит мантра для активизации мозгового процесса.

Обсуждение нескольких вариантов.

Скажу вам, что современники Всеволода Гаршина не приняли концовку рассказа. Гаршин творил в 70-е годы 19 века. Это было время поколения передовой интеллигенции. Тема осознания и признания вины дворян за многолетнее угнетение человека человеком, ответственность за зло, царящее в человеческих отношениях. Поэтому несчастный конец сказки мог показаться как призыв к тому, что перемены ни к чему хорошему не приводят. Что бороться не имеет никакого смысла. Что лучше синица в руке… Но так ли это на самом деле? Автор хотел показать нам, что борьба за свободу сама по себе - это уже прекрасно. А если сегодня и у вас не получилось, то это не повод опускать руки. Надо пытаться «продираться вверх», несмотря ни на какие препятствия. Когда-нибудь это обязательно получится. И каждой маленькой, не теряющей надежду, Атталее удастся обрести настоящую свободу.

Хочу закончить наш сегодняшний урок стихотворением:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

© 2010-2022