- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободе
Конспект урока по литературе Атталея принцепс: навстречу свободе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Беляева Ж.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок в 5 классе по теме: «Allalea princeps». Навстречу свободе»
При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
-
подготовительный - стадия вызова;
-
собственно восприятие нового - стадия осмысления;
-
присвоение информации - стадия рефлексии.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
- самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задача: максимально приблизить обучающихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемому произведению, «прочувствовать» его.
Тип урока: Вводный (изучение нового материала).
Применяемая технология: "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием «мозгового штурма»; составление фишбоуна и кластера.
Ход урока
Приветствие учителя.
На доске написан эпиграф к уроку:
Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт. (В. Гаршин)
Стихотворение называется «Пленница». Это первооснова нашей сказки.
Смотрим в тексты сказки. С чего она начинается? Описание оранжереи.
Далее показываю фото оранжереи. Какие слова и понятия приходят вам на ум, когда вы представляете оранжерею?
Составляем кластер на доске.
А теперь читаем второй абзац. Обращаем внимание на слово «заключенные». Кто такие заключенные? Где они находятся? С какими словами у вас ассоциируется слово «Тюрьма»?
Составляем кластер на доске.
2. Стадия осмысления.
Какая мысль в итоге получается?: Растения - это заключенные, которые сидят ( отбывают срок) в оранжерее. Как мы назовем эти два понятия? Противопоставление, антитеза, верно.
В сказке Гаршин использует антитезу не один раз. Давайте найдем этот прием еще раз в тексте и запишем в тетради.
Находим: директор - бразильянец, все растения - Атталея, мечта - реальность. Сравним их: 1)Директор, ученый - все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересую только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и не хочет знать. Он отгорожен от внешнего мира. Закрыт. Бразильянец - много путешествует по всему миру. Хочет видеть все своими глазами, жалеет Атталею, потому что она живет в неволе, относится к ней с пониманием. Открыт и доброжелателен.
2)Все растения смирились с участью, предпочитают иметь синицу в руках. Атталея - не хочет мириться, борется всеми силами, не жалея себя, с препятствиями на пути к мечте.
3)Мечта - Бразилия, Родина, тепло, солнечно. Реальность - чужой незнакомый край, холод, серость.
А теперь найдем в тексте диалог растений. С каких слов он начинается? «Скоро ли нас будут поливать?». Видели ли мы в жизни говорящие растения, которые возмущены тем, что их вовремя не поливают? Нет. Как же мы назовем такой прием, когда на неодушевленные предметы переносят человеческие качества? Олицетворение, верно. Растения у Гаршина - это живые люди, у которых свои проблемы, мечты. Но какая главная мечта их всех объединяет?
Составляем фишбоун.
Мечта Растения мешают оранжерея - их тюрьма
друг другу
о Родине
расти
навстречу солнцу
или смириться
Забирают влагу и пищу им тесно, не видят солнца,
друг у друга сидят в темноте
Какое решение принимают растения? Все, кроме Атталеи, решают смириться.
Как Атталея решает исполнить свою мечту? Расти до тех пор, пока верхушка не сломает купол оранжереи, и увидеть солнце и родную землю.
Каков же финал? Ожидания обмануты, Атталея испытывает разочарование, грусть, страх, безнадежность. «Все кончено». Атталея погибает не только от того, что ее спилили, но и от разочарования.
А сейчас небольшая разминка для вас.
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
3. Стадия рефлексии. А теперь предлагаю вам, ребята, придумать свою концовку сказки. Выполните работу письменно. Буквально несколько предложений. А чтобы появилось соответствующее настроение, включим музыку. Звучит мантра для активизации мозгового процесса.
Обсуждение нескольких вариантов.
Скажу вам, что современники Всеволода Гаршина не приняли концовку рассказа. Гаршин творил в 70-е годы 19 века. Это было время поколения передовой интеллигенции. Тема осознания и признания вины дворян за многолетнее угнетение человека человеком, ответственность за зло, царящее в человеческих отношениях. Поэтому несчастный конец сказки мог показаться как призыв к тому, что перемены ни к чему хорошему не приводят. Что бороться не имеет никакого смысла. Что лучше синица в руке… Но так ли это на самом деле? Автор хотел показать нам, что борьба за свободу сама по себе - это уже прекрасно. А если сегодня и у вас не получилось, то это не повод опускать руки. Надо пытаться «продираться вверх», несмотря ни на какие препятствия. Когда-нибудь это обязательно получится. И каждой маленькой, не теряющей надежду, Атталее удастся обрести настоящую свободу.
Хочу закончить наш сегодняшний урок стихотворением:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.