Программа заочной формы обучения по литературе. 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа Программа утверждена Программа введена

рассмотрена на педсоветом школы в действие приказом директора

заседании РМО протокол № от « »

протокол № от « » 201

от « » 201 г. Директор школы:

руководитель







Программа составлена

Учителем русского языка и литературы

Селивановой Т.М.

































Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение



Рабочая программа

по предмету «Литература»

основного общего образования

(заочное обучение)

8 класс



















2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009. - С.37 - 45.).

В работе используется: 1. Учебник Литература. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. - М.: Просвещение, 2011. 2. Фонохрестоматия для 8 класса авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. - Просвещение, 2011.

На изучение заочного курса обучения отводится 34 часа из расчета 1 часа в неделю.

Программа предусматривает виды контроля :Домашние контрольные работы - 4.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках я буду уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений, нахождению деталей, работе над языковыми средствами.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

На уроках используются мультимедийные средства, презентации, созданные учителем, видеофграгменты, аудиозаписи. Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках даётся сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются нестандартные формы проведения уроков: диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

Тексты художественного произведения.

Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические, лирические и драматические произведения.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

Давать анализ отдельного эпизода.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетическоо содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 класс); свободное владение монологической речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются одна - две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка.


Оценка за сочинение

Оценка

Содержание и речь

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующие об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочета.

«3»

Ставится за сочинение: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материла; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестов

«5»

«4»

«3»

«2»

100 - 85%

84 - 61%

60 - 33%

32 - 0%

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

- умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии - - со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

- соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование - ------ - иллюстративного материала;

- широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:

- правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых - - источников и ссылок на них;

- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

- целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

"5" - если все задания выполнены правильно;

"4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

"3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;

"2" - выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:

"5" - нет ошибок;

"4" - 1-2 ошибки;

"3" - 3-4 ошибки;

"2" - допущено до 7 ошибок.




Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное

оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактичес-кой информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко пред-ставлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко чи-тается, но простран-ство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использо-вано пространство, бед-ный иллюстративный материал.

Максимальная оценка - 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося

(по В.Г. Маранцману)

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

- сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

- составление киносценария;

- инсценирование;

- домысливание сюжета;

- реконструкция внесценических эпизодов драмы.

Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

- сопоставление произведения и его реальной основы.























Учебно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

п/п

Название темы

об-щее

контроль

Введение .Устное народное творчество (1)

Из древнерусской литературы, из русской литературы XVІІІ века (2)

Д.И. Фонвизин

Из русской литературы XІX века (14)

И.А. Крылов

К.Ф. Рылеев

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

М.Е. Салтыков-Щедрин

Л.Н. Толстой

Поэзия родной природы

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков

А.П. Чехов

Из русской литературы XX века (11)

И.А. Бунин

А.И. Куприн

А.А. Блок

С.А. Есенин

И.С. Шмелев

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон» М. Зощенко

М.А. Осоргин

А.Т. Твардовский

А.П. Платонов

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

М.Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин

В.П. Астафьев

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Поэты русского зарубежья Н. Оцуп, З. Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин

Из зарубежной литературы (5)

Уильям Шекспир

Жан Батист Мольер

Джонатан Свифт

Вальтер Скотт

Итоги

1

1

1

1

1

4

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1


Сочинение

Сочинение

Сочинение-миниатюра





Сочинение



Итого

34

Планирование проектных работ.

Литература 20 в













Календарно - тематическое планирование по литературе 8 класс

№ур

Дата

Тема урока

Форма деятельности учащихся на уроке

Вид контроля

Домашнее задание


Введение.Фольклор (1 час)

1

Литература и история. Отражение жизни народа в народных песнях, в преданиях

Рассказ учителя. Беседа.

Выучить песню «Пугачёв в темнице»

Стр. 17, вопрос 1, стр. 19-27(чтение, вопросы


Древнерусская литература (1 часа)

2

«Житие Александра Невского» Житие Сергия Радонежского»

учителя. Беседа. Анализ песен.

)


Русская литература 18 века (1часа)

3

Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

Лекция учителя. Беседа. Чтение по ролям. Заполнение таблицы.

Тестирование

Стр. 74-79 (читать, вопросы)


Русская литература 19 века

4

И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз»

Рассказ учителя. Беседа.

Тестирование по басням Крылова

Стр. 88-94 (читать, вопросы),сообщение

5

К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

Сообщение. Чтение текста произведения. Беседа.

Стр. 95-105 (чтение, вопросы)

Творчество А.С.Пушкина (4 ч)

6

А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»

Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений и их анализ.

Наизусть «Я помню чудное .Читать повесть Пушкина «Капитанская дочка».мгновенье»

7

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания. Первая встреча с Пугачёвым

Лекция учителя, конспект лекции, составление плана.

Стр. 167-202 (читать) стр. 217-218 (вопросы)

8

Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Путём милосердия

Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы.

Стр. 202-215 (читать) стр. 218 (вопросы)

9

Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика. Образ Марьи Ивановны.

Беседа, составление плана сравнительной характеристики составление плана характеристики.

Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»


Творчество М.Ю.Лермонтова ( 1час)

10

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой, композиции поэмы

Слово учителя. Беседа.

Отрывок «Бой с барсом» (наизусть)

Гоголь «Ревизор» (читать)


Творчество Н.В.Гоголя (3 часа)

11

Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника.

Ответы на проблемные вопросы.

12

Хлестаков и хлестаковщина

Работа с текстом. Составление плана характеристики.

Заполнение обобщающих таблиц

13

Речевая характеристика городничего. Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников»

Составление плана сочинения Работа с текстом.

Домашнее сочинение

Написать сочинение


Русская литература второй половины 19 века (7 часов)

14

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Рассказ учителя. Беседа.

Стр. 15-26 (читать, вопросы)

15

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ учителя. Беседа Работа с текстом. Составление плана сочинения.

Сочинение-миниатюра

Тютчев «Осенний вечер» (наизусть)

16

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова

Практикум. Чтение стихотворения наизусть.

Чтение наизусть

Тургенев «Ася» (прочитать)

17

А. П. Чехов «Человек в футляре» «О любви» «Ионыч»

Беседа. Работа с текстом.

Блок «Россия» (наизусть)

18

И.А. Бунин Кавказ


19

Куприн «Куст сирени»


Русская литература 20 века (6 часов

20

А. А. Блок. Образ России и её истории

Рассказ учителя. Беседа. Чтение наизусть.

Чтение наизусть

Стр. 88-95 (чтение, вопросы), сообщения.

21

С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Рассказ учителя. Беседа. Сообщения.

Сообщения

22

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству

Рассказ учителя. Беседа.

Стр. 108- 114 (чтение, вопросы)

23

М. А. Осоргин «Пенсне»

Рассказ учителя. Беседа.

24

М.Зощенко «История болезни»

Рассказ учителя. Беседа.

25

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассказ учителя. Беседа

Подготовить устный рассказ с цитированием

26

А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Ответы на проблемные вопросы. Пересказ.

Подготовиться к уроку-концерту

27

Урок-концерт «Стихи и песни о ВОв»

Прослушивание и чтение стихов и песен о Вов.

Чтение наизусть

Стр. 202-220 (чтение, вопросы)

28

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ учителя. Беседа.

сочинение



Зарубежная литература (6 часов)

29

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» ». Поединок семейной вражды и любви

Лекция учителя. Работа с текстом. Выразительное чтение

Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать)

30

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Беседа. Слово учителя.

31

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Чтение эпизодов, их анализ.

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»(читать)

32

Дж.Свифт путешествие Гулливера»

Чтение эпизодов, их анализ.

В.Скотт «Айввенго» чтение

33

В.Скотт «Айвенго»

Слово учителя. Чтение эпизодов, их анализ

34

Подведение итогов. Рекомендации на лето

Урок-игра


Кимы

Темы сочинений. По творчеству А.С.Пушкина.

  1. Становление личности Петра Гринёва.

  2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

  3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

  4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

  6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

Сочинение «Обобщающая характеристика чиновников».

Темы.

  1. «О чем мечтают герои комедии «Ревизор»?

  2. Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?

  3. Характеристика одного из героев комедии.

Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

Любовь растаяла как дым.

Сочинение

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе 20 века.



11



© 2010-2022