Конспект урока по русскому языку на тему Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7

Тема урока: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Цели урока:

Образовательные:

1.Познакомитьучащихся с деепричастным оборотом;

2. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты

Воспитательная:

воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, чувство ответственности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.

  4. Опрос по теме «Деепричастие».

- Что такое деепричастие? (Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)

- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие, а сказуемое - основное.

V. Новая тема.

1. Синтаксический разбор предложения.

По улице шла девушка, улыбающаяся сама себе.

- Почему мы выделили запятыми причастный оборот?

-Что называется причастным оборотом? Какова его роль в предложении?

-Переделайте причастие в деепричастный оборот и запишите предложение.

По улице шла девушка, улыбаясь сама себе.

- А что мы можем назвать деепричастным оборотом? Какова его роль в предложении?

2. Работа с учебником.

-Прочитать § 27.

Познакомиться с пунктограммой №7.

Воспроизведение правила.

Схема деепричастного оборота /_._._._._/.

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимым словом (словами). Определяемое слово при деепричастном обороте - глагол.

Деепричастный оборот отвечает на вопросы как?что делая? что сделав?

В предложении является обстоятельством.

-Запись в тетради.

Сложные случаи расстановки знаков препинания при деепричастном обороте:

1) Мы добрались до лагеря,но, очень устав, решили осмотреть окрестности завтра. (Перед противительным союзом но ставим запятую, т.к. он разделяет однородные сказуемые; после союза ноставим запятую, т.к. обособляем деепричастный оборот).

Птица вспорхнула и,задевая воду крылом, полетела на другой берег. (Перед соединительным союзом и запятая не ставится, деепричастный оборот обособляется).

х

2) Эти птицы только дремлют, не закладывая головы под крыло,и , заметив

х

опасность, будят криком своих товарищей. (Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым)

Исключения

· Не являются деепричастным оборотом и не обособляются выражения со словами: смотря, начиная, исходя из, если их можно перенести в другую часть предложения или убрать из предложения, а смысл не изменится. Например: Начиная с вечера шёл сильный снег. - С вечера шёл сильный снег.

· Не обособляются деепричастные обороты, если в их состав входят фразеологизмы или устойчивые словосочетания. Например: Бежать сломя голову. Работать засучив рукава.

· Необходимо отличать деепричастие не смотря от производного предлога несмотря на. Однако в любом случае обстоятельство обособляется.

предлог + сущ. дееприч.об.

Сравните: Несмотря на дождь, поход состоялся. - Он шел, не смотря по сторонам.

VI. Закрепление изученного на уроке.

Тренировочные упражнения.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3. Выборочный диктант.

Задание: построение предложения с деепричастным оборотом

Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей;

2) оказалось, что там слишком много ролей;

3) была назначена репетиция;

4) мы немедленно начали репетировать.

Правильный вариант: Выбрав пьесу, мы немедленно начали репетировать.

Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Лодка, подплывающая к берегу, была полна людей.

2) Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке.

3) Он сидел на лавочке, наблюдая как дети играют в песочнице.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Посмотрев на небо, она увидела солнечное затмение.

6) Нас заинтересовал домик, стоящий на опушке леса.

7) Актеры на сцене замерли, ожидая аплодисментов

Код проверки: 3, 5,7.

VII. Итог урока.

Д/З § 27, придумать 7 предложений с деепричастными оборотами.



© 2010-2022