Статья Опыт по формирования у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление педагогического опыта по формированию у обучающихся

метапредметных универсальных учебных действий.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Сегодня ФГОС ООО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования.

Одним из критериев развития метапредметных универсальных учебных действий является:

8) овладение навыками смыслового чтения текстов, а также

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

В процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации ( включающей в себя проверку умения составлять свои тексты (изложение, сочинение), мною был выявлен ряд проблем, которые мешают учащимся быть успешными в обучении:

- неумение выстроить рассуждение на заданную тему,

- неумение точно подобрать лексику в соответствии с темой,

- неумение четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Для решения этих проблем я использую в своей работе методики формирования общих умений коммуникации, которые отражены в программе О.В.Запятой «Формирование и мониторинг общих умений коммуникации».

Под общими умениями коммуникации (согласно программе) понимают речевые умения, направленные на восприятие чужого и создание собственного текста, письменного или устного.

К ним относятся следующие микроумения: (представлены на слайде)

- умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;

- умение оформить свои мысли в письменный текст;

- умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

Целью обучения ставлю, прежде всего, освоение ребёнком предметных знаний, умений и навыков. Этой цели подчиняются и методики формирования общих умений коммуникации, и конкретное содержание, и структура занятий.

Начинаю работу в 5 классе с формирования умений выделять тему и основную мысль текста, делить текст на абзацы, озаглавливать абзацы, отвечать на вопросы и составлять вопросы к абзацу (тексту). Далее работа строится по формированию умения анализировать текст. Для этого использую памятки, вопросы, доводящие карточки.

В 8 классе начинаю интенсивную работу по формированию умений, которые подвергаются проверке при государственной итоговой аттестации. Работу с обучающимися провожу по различным алгоритмам, способствующим стойкому формированию определенных навыков.

Алгоритм

1.Внимательно прочитай название текста, подумай, о чём в нём говорится.

2. Прочитай весь текст. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно

В случае необходимости обратись к словарям.

3. Составь развернутый план текста.

Как составлять развернутый план:

- Внимательно прочитай изучаемый материал.

- Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).

- Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавь (подпункты плана).

- Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

4. Перескажи свою тему, согласно плану напарнику, проследи, чтобы он записал у себя все пункты твоего плана.

5. Выслушай напарника, запиши его план у себя в тетради

Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля тесно связано со способностями предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения. Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет работа с текстом изложения, сочинения, когда ученик редактирует тексты своих одноклассников. Результатом такой работы является умение обучающихся правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств.

Чтобы добиться положительной динамики, необходимы некоторые условия:

1.Включённость каждого ученика в различные специально организованные ситуации коммуникации (работа в парах, парах сменного состава, индивидуальная работа с учителем и самостоятельная работа с учебником);

Карточка № 2. (Работа в парах)

- Самостоятельно прочитай теорию параграфа.

- Вместе с напарником заполни таблицу, приведенную ниже.

- Расскажи напарнику ( с опорой на таблицу) правило, получи его оценку.

- Выслушай ответ напарника, поставь ему оценку.

Вопрос

ответ

Тип предложения

Главный член

Значение лица

Пример (предложение)

Оценка за ответ

в этих формах работы проявляется участие каждого. Каждый должен слушать, слышать другого, задавать вопросы, советоваться, излагать свою точку зрения. Каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своего напарника. Здесь проявляется и воспитательный аспект: уважение друг друга, умение держать свою позицию.

2. Рефлексия деятельности ребёнка;

Одним из способов отслеживания уровня и качества сформированности отдельных микроумений является рефлексия учащихся. Она может быть ситуативная и регулярная. Если у учащегося в ходе работы возникают сомнения или затруднения в выполнении задания, то на данном этапе проводится ситуативная рефлексия. По анализу проведенных работ проводится регулярная рефлексия. Рефлексия помогает выявить причины затруднения выполнения задания и откорректировать дальнейшую деятельность по развитию умений

3. Выявление дефицитов и определенных образовательных задач по развитию общих умений коммуникации.

По результатам выполнения нескольких работ по каждому микроумению выставляю оценку. Оценивание фиксирую в таблице достижений. По таблице также отслеживаю, в каком направлении нужно двигаться каждому ученику дальше.

На слайде представлен образец такой таблицы.

Таблица достижений по формированию «Умения оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажений»

ФИ

Формулирует название (тему) своего текста

Выбирает объём текста

Составляет разные виды плана

Оформляет мысли тезисно

Подбирает примеры, факты, аргументы

Подбирает соответствующие выразительные средства

Денис А.

+

-

+

+

-

+

Михаил А.

+

+

+

+

+

+

Анна.В

+

-

+

+

+

+

Маргарита К.

+

+

+

-

-

+

Алексей Д

+

-

+

-

+

+

Чтобы поддерживать интерес к предмету или мотивировать ученика, наряду с заданиями, формирующими определенные микроумения, предлагаю выполнение творческих заданий (написание мини-сочинения по опорным словам, синквейн). Данный вид заданий позволяет учащемуся развивать умения оформлять свои мысли в письменный или устный тест, что является еще одним этапом в формировании общих умений коммуникации. Представляю вашему вниманию синквейн, написанный учеником 6 класса.

Синквейн на тему
«Двусложные размеры стиха»

Ямб.

Простой, ритмичный.

Организует, настраивает, успокаивает.

Его использовал А.С.Пушкин.

Мороз и солнце; день чудесный

Успешность работы по формированию общих умений коммуникации во многом будет зависеть от проведения диагностических процедур. Такую диагностику провожу в начале и конце учебного года. Результаты диагностических исследований являются основой для рефлексии моей деятельности.

Применение технологии формирования общих умений коммуникации

во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает глубокую проработку текста.

В-третьих, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

В-четвёртых, расширяет возможность самостоятельной деятельности; способствует формированию навыка исследовательской деятельности.

В-пятых, повышает уровень включенности каждого ученика в деятельность.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования

Одной из задач, поставленных перед педагогами администрацией школы, является обеспечение высокого уровня подготовки выпускников. Использование методик формирования ОУК способствует реализации этих задач.

В ходе такой деятельности наблюдается высокий уровень понимания исходного текста, развивается интерес к предмету, происходит осознанное восприятие материала, а это все помогает получить хорошие результаты.

Конечно же, в процессе работы возникают определенные трудности. Например, трудность в составлении четкого алгоритма действий учащихся, направленных на положительный результат. С целью преодоления такой трудности повышаю квалификацию на курсах, руководителем которых является И.Г.Литвинская.

Надо отметить, что работа, направленная на формирование ОУК, способствует успешному обучению детей в вузах.

Свой опыт представляла на разных уровнях.













Результаты:

2012-2013 учебный год ( 9класс)

  • Качество - 52,2%, успеваемость - 100 %.

  • Написание сжатого изложения - 100%.

  • Смогли дать обоснованный ответ на поставленный вопрос при выполнении задания С2.- 47,8%

  • Привели примеры-аргументы - 60,8 % ;

  • Справились с показателем «смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения» - 73,9%.

2014-2015 учебный год (11 класс)- сочинение

Соответствие теме

Аргументация

Композиция сочинения

Качество речи

Грамотность

100%

100%

100%

92,5%

87,6%

.

















© 2010-2022