Обобщение и систематизация знаний по теме Деепричастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение и систематизация сведений

по теме «Деепричастие» (7 класс)

Цель урока: обобщение сведений о деепричастии, выработка умения правильного написания НЕ- с деепричастиями, выделения деепричастий и деепричастных оборотов на письме и правильного использования деепричастий в речи.

Ход урока.

I. Ребята, сегодня мы с вами снова в Стране Русского языка, на одном из самых больших её островов под названием Морфология.

Здесь мы познакомились с разными частями речи, сейчас вспомним об одной из них; о её приметах, тайнах правописания, обособления, употребления в речи. Что это за часть речи, вы должны определить сами.

Вся работа будет выполняться на рабочих листах, каждый получит оценку.

(На доске ученик выполняет индивидуальное задание).

П.Работа с классом. Повторение сведений о деепричастии. На доске плакат с тремя китами (три группы признаков части речи).




  • Определите часть речи по известным признакам: вид, не изменяется.


/Такие признаки есть у деепричастий/


  • Какие признаки здесь отсутствуют? Восстановите их.


Запишите в ваши рабочие листы название части речи.

Деепричастие можно узнать не только по морфологическим признакам, но и по морфемным приметам.

Проверка индивидуального задания.

Обобщение и систематизация знаний по теме Деепричастие

Вопросы:


  1. По каким морфемным признакам определили деепричастие?


  2. Восстановите деепричастия, определите их вид.


  3. Чем отличается по строению причастие от деепричастия.

Задание классу.

Придумайте слово, соответствующее 5 схеме, произведите его морфологический разбор.

III. Секреты правописания деепричастия.

Каждая часть речи имеет не только свои приметы и признаки, но и секреты правописания. Раскройте эти секреты. Обратите внимание на загадочные правила.


  1. Эта частица с деепричастием


дружбы не водит,

Но иногда от него ни на шаг

не отходит.


  • Что это за частица?


  • Когда она не отходит от деепричастия ни на шаг?


  1. Я суффикс гордый, знаменитый,
    Своих позиций не сдаю:


И перед Л, и ВШИЙ, и ВШИ

Я никогда не отступлю.

-Что это за суффикс?

Применяя данные орфограммы, определите третье лишнее слово. (Ученик работает у доски)




  1. Не зная, не думая, недоумевая.


  2. Ненавидя, негодуя, не узнав.


  3. Не смотря на небо, не смотря на землю, несмотря на непогоду.


IV. Тестирование.

Мы с вами повторили приметы деепричастия, секреты правописания. Сейчас увидим, насколько внимательны вы были. (Тест по теме «Деепричастие»).



Обобщение и систематизация знаний по теме Деепричастие

Обобщение и систематизация знаний по теме Деепричастие

Ни одна часть речи не живёт обособленно. Все они взаимодействуют, общаются, встречаются в нашей речи, в текстах, где каждая выполняет свою роль. Работа с текстом - следующий этап нашей работы.

/Текст на рабочем листе/

Задания и вопросы.




  1. Прочитайте текст выразительно.


  2. Из какого он произведения?


  3. Как можно озаглавить текст?


  4. Слова какой части речи чаще встречаются в тексте? С какой целью автор


так часто их употребляет?


  1. Что отсутствует в тексте?


  2. Как деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме?


  3. Когда одиночное деепричастие не выделяется запятыми?


  4. Расставьте знаки препинания в тексте, не забывая при этом и о других


пунктуационных правилах.

(Работа проверяется учителем) Продолжаем работу с текстом.

Тот, кто печатал рабочий лист, совершенно случайно вставил в одно предложение лишнее слово, что повлекло за собой ошибку в употреблении деепричастия.


  • Найди такое предложение.


  • Что мы должны ещё помнить, употребляя деепричастие в своей речи? Деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же


существительному, местоимению.


  1. Подведение итогов урока.


  2. Д/3. Составить четыре предложения по данным в карточке схемам по теме «Как я иду отвечать выученный (невыученный) урок».



Обобщение и систематизация знаний по теме Деепричастие
Также учащимся предлагается дома выполнить устное задание. Они должны прочитать стихотворение Роберта Саути и ответить на вопросы.

Роберт Саути «Ладорский водопад» (перевод В.А. Жуковского)

Кипя,

Шипя,


Ворча,

Струясь,


Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Ладоре.


  1. Сколько здесь деепричастий?


  2. Как автору в печатном тексте удалось изобразить водопад?


  3. Замените деепричастия глаголами. Что у вас получится?


  4. Какой текст вам больше нравится, почему?


Обобщение и систематизация сведений по теме

« ».


РАБОЧИЙ ЛИСТ

Задание №1. Определи часть речи и её признаки.

Задание №2. Восстанови деепричастие по данным морфемам.

_______________________________________________________________________

Задание №3. Раскрой секрет правописания.

Задание №4. Третье лишнее.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №5. Тест по теме «Деепричастие».

Задание №6. Прочитай выразительно текст. Слова какой части речи чаще встречаются здесь? Почему? Расставь знаки препинания в тексте.



Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт задумавшись покачиваясь поглядывая вокруг из-под руки. Остановилась вдруг испугавшись кого-то. Откачнулась в сторону и отводя рукой кого-то. Опустив голову замерла прислушалась улыбаясь всё сильнее.

© 2010-2022