Внеклассное мероприятие. «Декада русского языка»

В статье представлен опыт проведения декады русского языка в сельской общеобразовательной школе. Говорится о значимости хорошего владения родным языком для учения и развития. Рассказывается о некоторых мероприятиях декады: лингвистической игре, эвристических беседах, конкурсах. Подчёркивается важность освещения мероприятий на школьном сайте, вовлечения в декаду большего числа учащихся, поддержания интереса к мероприятиям, а также о значимости мотивации и поощрения каждого участника. В статье пок...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык - один из ведущих предметов школьного учебного плана. Владение языком - а это умение воспринимать речь на слух, умение продуктивно читать, умение выражать свои мысли и чувства грамотно, выразительно, точно в устной и письменной формах, открывает ученику путь ко всем изучаемым предметам. Каждое занятие, каждое упражнение в чём-то продвигает его по бесконечным ступеням расширения и углубления знаний о родном языке. Русский язык могуч, объёмен, велик. Сразу всего не охватишь, штурмом не возьмёшь, в глубины его в одночасье не проникнешь. Чтобы подняться на очередную ступеньку знаний о языке, методическое объединение учителей-словесников решило провести декаду русского языка, запланировав разнообразные мероприятия: конкурс «Грамотей - 2013», эвристические беседы по истории родного языка и по культуре русской речи, конкурс «Весёлые этимологии», выставку словарей и справочников по русскому языку, конкурс «Самый зоркий». Особенно тщательно мы подошли к подбору заданий для проведения декады. Хотелось, чтобы они были одновременно интересны и поучительны, имели бы практическую значимость. Работа по подготовке декады включала также разработку рациональной методики оценивания выполненных конкурсных работ. Для каждого конкурса было написано положение, где оговаривались требования к выполнению и оформлению работ, сроки проведения и виды поощрения победителей. Ещё один важный вопрос - это реклама предстоящей декады, создание у учащихся необходимой мотивации. Как известно, грамотный пиар способен привлечь гораздо большее количество участников. Результаты конкурсов были размещены на школьном сайте, всем участникам начислялись баллы за работу, которые шли в личную копилку ученика, решившего побороться за звание «Ученик года».

Расскажем подробнее о некоторых мероприятиях декады.

Выбор тем для эвристических бесед был, с одной стороны, продиктован приближающимися новогодними праздниками (декада проходила в декабре), а с другой стороны - ожиданием самого яркого спортивного праздника - зимней Олимпиады в Сочи. Беседа «Лексика по теме «Олимпиада» прошла в 7-8 классах. Учащиеся с удовольствием обсудили этимологию и трудности правописания слов кёрлинг, сноуборд, шорт-трек, биатлон, бобслей, фристайл, скелетон, хоккей. Болельщиков у российской сборной, мы думаем, после такого занятия стало ещё больше. Тема «Новогодняя открытка» была предложена ученикам 5 класса. Школьники узнали об этикете новогодней открытки, о том, какое поздравление можно считать оригинальным, попробовали сами изготовить и подписать открытки к празднику.

Ещё одна новогодняя тема была представлена ученикам 6 класса. В занимательной форме, используя стихи и загадки, ребята раскрыли историю слов фейерверк, серпантин, карнавал, конфетти, каникулы.

Интересная и познавательная тема для беседы была выбрана учениками старших классов - «Биография русского письма». Зарождение письменности, развитие алфавита - увлекательная страница в истории человеческой цивилизации, к тому же при обсуждении темы организовалась дискуссия о реформе русского правописания, практической значимости алфавита. Не случайно, многие считают, что алфавит - это своего рода код мира. Из букв мы складываем слова, за словом - целая история, которая своими корнями уходит в глубь веков.

Истории отдельных слов и выражений была посвящена лингвистическая игра брэйн-ринг. Игроки с азартом боролись за звание быть лучшими, знатоками русского языка. Сбор материала для игры начался задолго до её проведения. В результате - 25 познавательных историй.

Конкурс «Самый зоркий» представлял собой работу с файндвордами. В переводе на русский язык «файндворд» означает «найди слово». Перед ребятами стояла задача найти в тексте «спрятанные» слова (нужные слова вписаны всеми буквами подряд в отдельные или соседние слова текста). На наш взгляд, такая работа развивает внимание, умение анализировать, расширяет словарный запас. В каждом классе нашлись самые зоркие и любознательные.

Хочется рассказать и о выставке словарей, организованной в школьной библиотеке. Во многих классах прошли беседы о назначении словарей, их структуре, правилах работы со словарями. По школьным словарям русского языка учащимся была предложена практическая работа.

Мы считаем, что декада не должна быть только внеклассным мероприятием, поэтому каждый урок русского языка начинали с афоризмов, посвящённых языку. «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать», - писал Л. Толстой. Приобщение к мудрости возвышает и делает всех нас великодушными и рассудительными. Именно этому мы учим своих учеников и учимся сами.

Выбирая мероприятия декады, мы думали о том, чтобы как можно больше учеников приняли в ней участие. Так, конкурс «Грамотей 2013» был проведён во всех классах. Учащимся 10-11 классов предстояло справиться с заданиями по орфоэпии и грамматике, учащимся 8-9 - по лексике и фразеологии, а семиклассникам и шестиклассникам - по синтаксису.

Итак, декада русского языка прошла, итоги подведены. Что дальше? А дальше и учёба, и игра. Ведь язык - окно в огромный, многогранный мир, ключ к знаниям, к постижению себя и окружающего мира. А это значит, что в следующем году мы будем планировать декаду русского языка с новыми формами работы, интересными как для учеников, так и для педагогов.


© 2010-2022