ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

СУББОТ

ЗИНАИДА

СЕМЁНОВНА

МОУ

«ООШ П.ЧИКШИНО»


УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

36 ЛЕТ

II. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

НАПРАВЛЕНИЕ ОПЫТА:

  1. ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


  1. ИСТОЧНИК ИЗМЕНЕНИЙ

Произошедшие за последние годы в нашем обществе резкие изменения информационной и языковой среды, а также новые задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся в школе. Новые возможности преподавания, связанные с появлением ТСО нового поколения и распространением международного передового педагогического опыта.

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Теперь компьютер - первый помощник и советчик учителя.

  1. ИДЕЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Обновление и совершенствование учебно-образовательного процесса как механизма развития учащихся; создание необходимых условий для реализации обучения детей; более широкие возможности применения педагогического опыта.

Оказать значительную помощь в решении проблемы постижения основ русского языка и литературы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам, и что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала.

Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение ИКТ (презентаций, электронных энциклопедий и поисковых систем Интернета) необходимо для наиболее рациональной организации деятельности учащихся на уроке.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка - важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Сам факт проведения урока русского языка или литературы , когда в классе (так хочется сказать «в кабинете»), оснащѐнном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация.

Ребѐнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету. Ему интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

Такие уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий.

Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Трудоемкость подготовки к уроку велика лишь на стадии разработки методических и технических его компонентов. В дальнейшем же применении разработок и их тиражировании трудоемкость становится минимальной.

Созданные в ходе работы по интеграции инновационных технологий уроки систематизируют деятельность как учителя, так и учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные алгоритмы анализа художественного текста и написания собственных сочинений, давая учителю необходимый материал для наиболее эффективной работы как с классом, так и с группой учащихся, и для индивидуальной работы.

Риски могут быть связаны лишь с нарушением инструкций по работе с компьютером.

Важно подчеркнуть, что очень хотелось бы больше «разбудить» коллективы классов в оказании помощи учителю в подготовке материалов, а также «развернуть» возможности материальной базы школы в вопросе работы с Интернетом-чтобы был непосредственный выход в сеть на самом уроке то ли русского языка, то ли литературы .

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля.

Для успешной реализации представляемого ИПО учителю необходимо свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, уважения, толерантности, а любой урок делать личностно значимым для ученика. Кроме того, важно понимание учителем «сверхзадачи» каждого урока: не предложение готовой информации, а создание эвристической ситуации. Все это требует от учителя не столько большого опыта и высокого уровня профессионализма педагога, сколько стремления развивать и воспитывать уникальную языковую личность ученика посредством предмета

Ученикам очень нравятся уроки с использованием компьютера. Применение компьютера сосредотачивает их внимание, активизирует их деятельность, вырабатывает быстроту и чёткость работы как на уроке, так и во время подготовки к урокам, даёт возможность увидеть изучаемый предмет во всём великолепии, тем самым развивается интерес к русскому языку и литературе.

1) Заинтересованность учителя в результатах своего труда, готовность педагога к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства.

2) Эффективное использование на современном уроке ИКТ (презентации, музыкальное оформление).

3) Апробация инновационных методик, технологий, приемов обучения.

Жаль, что нет возможности работать в профильном классе и вести преподавание в старшем звене , т.к. школа лишь основная и малая наполняемость классов.

  1. РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Самое элементарное применение компьютера ребятами - редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать учителю от времени и от своих учеников.

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Применение ИПО помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке.

  1. ПУБЛИКАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕННОМ ИПО


III. Описание инновационного опыта учителя.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

 Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

 Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

 Тренажёр

 Контроль за умениями, навыками учащихся

 Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

 В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?

 Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

 Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

 Визуализация учебного материала;

 Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой.

 Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

 Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

 Стимулирование воображения школьников;

 Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций).

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры).

В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).

В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).

Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Мои - личные- технические возможности преподавателя русского языка и литературы: солиднейшая подборка учебных презентаций по учебной программе с 5 по 9 классы как русского языка, так и литературы 5-9 классов, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет - позволяют использовать всевозможные демонстрационные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые очень нравятся учащимся.

В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное - выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком.

Именно в этой работе нам может помочь компьютер. Он пунктуален, скрупулѐзен, неутомим, беспристрастен и упорен в достижении поставленной перед ним задачи. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания, дети проявляют неподдельный интерес, а привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

Много полезных программ можно найти на сайте school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы.

Благодаря этому же сайту провожу интересные уроки с мультимедиа, которые в занимательной форме знакомят обучающихся с теоретическим материалом, наглядно демонстрируют примеры, обобщения, делают выводы.

На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции цифровых образовательных ресурсов. Хотя известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций.

Следует отметить, что разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям.

Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу.

Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.

Для учащихся 8-9 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов.

Что ещѐ можно использовать на уроке? Самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

Преимущества электронного учебника в том, что большой объѐм информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником.

У учителя всегда возникает потребность в создании собственных электронных материалов.

На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11 классов (несмотря на то, что уже третий год в школе нет 10-11 классов), множество тестовых и других материалов. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Особенно часто использую компьютерный тренажер по русскому языку, включающий несколько вариантов тренировочных и столько же вариантов контрольных тестов.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Уроки литературы - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты - все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучал романс «И скучно, и грустно». Многие ребята выучили наизусть именно это стихотворение, хотя у них был выбор. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова. Блока и др.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаѐт компьютер.

Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее ( Мураново, Мелихово, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, Тарханы, Болдино или Михайловское и др.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений (собрала огромную фонохрестоматию, фонотеку и видеотеку), познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты. В школе хотелось бы собрать видеотеку шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставил бы учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делать их ближе, понятнее, у многих появилось бы желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

Использование ИКТ во внеклассной работе помогает сделать классные часы «живыми», наглядными. Просмотр презентаций о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя, видеоряд об ужасных проявлениях СПИДа никого не оставил равнодушным. Видеоряд фотографий военного времени, показанный под музыкальное сопровождение, нашел глубокий отклик в сердцах подростков.

Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внешкольной деятельности даѐт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление.

Я думаю, что мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.






© 2010-2022