Литературный вечер на тему Созвучие двух сердец

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа №27 имени С.Ескараева



Литературный вечер на тему:

Абай и Пушкин - созвучие двух сердец .

Абай және Пушкин : екі ақынның үндестігі .

Литературный вечер на тему Созвучие двух сердецЛитературный вечер на тему Созвучие двух сердец





Учитель русского языка и литературы : Сейлова Р.Б.

21. 09. 2015 г Утверждаю:____________________

Тема литературного вечера : Абай и Пушкин - созвучие двух сердец .Абай және Пушкин : екі ақынның үндестігі .

Учебная цель: Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина и А. Кунанбаева.

Воспитательная цель : Приобщение учащихся к культурному достоянию русского и казахского народов , эстетическое воспитание .

Развивающая цель : Привитие интереса к творчеству выдающихс поэтов - Абая и Пушкина , изучению языков .

Оборудование: Портреты Абая и Пушкина , выставка произведений Абая и Пушкина , сборники стихов

Оформление зала :

вывеска с темой вечера, газеты на

тему стихов Абая и Пушкина, слайды

Ход классного часа :

І. Операционно- мотивационный этап.

II .Психологический настрой на фоне казахской музыки

( музыка Құрманғазы )

1.Слово учителя.

Мы приветствуем гостей ,

Дорогих учителей!

Всех знакомых , незнакомых ,

серьезных , и веселых !

1 вед. Құрметті ұстаздар, оқушылар, бүгінгі кешке қатысушы қонақтар! «Даналардың үндестігі» атты Абай атамызға және орыс классигінің ақыны Пушкинге арналған поэзиялық кешімізді ашуға рұқсат етіңіздер.

2 вед. Г. К. Бельгер пишет: «В великих людях есть некий общий фермент духовности. Он выражается в единстве, в родственности духа, в страстном, целеустремленном порыве к Истине, к Красоте, к Жизни». Таковы Пушкин и Абай.

1 вед. Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует :
Они жрецы единых уз;
Единый пламень их волнует…

2 вед. Абай менен Пушкиндер - тең даналар,

Екеуінің ойлайтыны - жас балалар.

Екі алыптың шығармасын оқығандар

Еліміздің болашағы боп саналар

1 вед. Абай и Пушкин. Что мы о них знаем? 2

2 вед. Абай Кунанбаев - великий поэт, гордость казахского народа. Родился в Бывшей Семипалатинской области, среди голубых Чингизских гор. Имя Абай дала ему в детстве мать. Оно означает «вдумчивый», «осмотрительный», «внимательный».

1 вед. Ақын Абай - қазақта дара тұлға,

Бөленер күміс ән мен сұлу жырға.

Оқымасам жырларын ұлы Абайдың,

Көкірегі толады жер мен мұңға.

2вед. А.С.Пушкин родился в Москве. Саша рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Впоследствии всё изменилось: он стал живым, шаловливым ребёнком, поражавшим родителей своим пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом.

1вед. Наш вечер «Абай и Пушкин- созвучие двух сердец »посвящен Пушкину и Абаю. Ничто так не сближает и не роднит души людей разных стран и народов, как высокое поэтическое слово - "сладостный союз" двух поэтов-гениев.

2вед. Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Каждый любил свой край, свою родину, красоту родной природы.

1 вед. Абай атамыз орыс классиктерін оқып шығармаларымен танысады. Соның бірі - А.С.Пушкин. Абай оның өлеңдерін естіп, өз халқына сүйспеншілікпен жеткізеді.

2 вед. Два гения двух народов, два поэта вселенской культуры встретились сегодня друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог о добре, любви, счастье, о месте поэта и поэзии, об исторической дружбе двух народов.

1 вед. Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур - русской и казахской. Они - поэты вселенской культуры".

2 вед. Размышляем мы о великих личностях поэтов, о их месте в мировой культуре, о значении их творчества для всей нашей Вселенной.

1 вед. Поговорим о вечных темах их творчества - теме любви, добра, зла, природы, поэта и поэзии.

2 вед. Наш вечер пройдет под девизом "Абай и Пушкин-созвучие двух сердец"

-Ребята , сегодня мы поговорим о знаменитых людях ХІХ века.

Абай и Пушкин ! Светочи поэзии , наша гордость . непревзойденное достижение казахской и русской литературы . Их стихи - гимн высокой гражданственности , « союз волшебных звуков , чувств и дум». Для них поэзия властитель языка .

Начиная разговор о творчестве двух гениев - А.С. Пушкина и А. Құнанбаева давайте , вспомним , что мы знаем о них ?

( дети делятся своими знаниями)

1. : Абай Құнанбаев- великий поэт , гордость казахского народа . Родился в Семипалатинской области , среди голубых Чингизских гор . Имя Абай дала ему в детстве мать . Оно означает «вдумчивый , «осмотрительный»

2.: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве .Саша был кудрявым мальчиком , со смуглым личиком , с очень живыми глазами .

3. - Бабушка Пушкина учила маленького поэта русской грамоте , рассказывала ему о русской старине . Няня знала множество сказок, , песен и была замечательной разказчицей .

4. Бабушку Абая звали Зере . Бабушка Зере прививала Абаю любовь к народному творчеству с малых лет. Она знала старинные легенды о батырах , сказания , песни.

5. Рассказы бабушек , сказки запали в души поэтов и стали источниками их творчества .

Ведущий 1 : Творчество Абая и Пушкина - это отражение времени , в которое суждено им было жить . « В центре пушкинского творчества жизнь его современников , раскрытая им горькая драма века ». Он « знал все страдания человека своей эпохи , выпавшие на долю тех , кто беззаветно начал борьбу за свободу , и тех , кто не отважился на мятеж . Жил , задыхаясь в атмосфере самовластья , погибая под ударами враждебных человеку обстоятельств»

Ведущий 2 : Эпоха Абая - это период ломки патриорхальновековых устоев . Казахстан находился на пути к новому развитию , но весьма усиливался феодальный гнет , борьба за власть . Несмотря на противоречия , раздиравшие страну , развивалась прогрессивная мысль , происходило становление литературы , расширялась сфера культурного общения казахов и русских .

Ведущий1 : Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Каждый любил свою Родину , красоту родной природы .

Ведущий 1: Для Пушкина природа - это чародейка , «очей очарованье».

Эта та действительность , которая вдохновляла поэта на творческий труд . Несравненный живописец природы ,

Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта , но и любящим свою Родину сердцем горячего патриота .

Ведущий 2 : Абая же волнует судьба народа , живущего в степи и лишенного права наслаждаться красотой русской природы . Но Абай любит природу родного степного края и воспевает ее в своих стихах . В поэзии Абая нашли отражение разнообразие картины народной жизни :

Бескрайние просторы степей , жизнь и быт казахского ауыла , летние кочевья , поготовка к зиме , соколиная охота .

Абая увлекает не только степная природа . В этой степи живет его народ . Вот почему стихи о природе - это в то же время стихи о народной жизни , полной противоречий и контрастов .

Послушайте эти замечательные стихи :

Күз .Осень . ( Абай)

Сұр бүлт түсі суық қаптайды аспан ,

Күз болып , дымқыл тұман жерді басқан .

Білмеймін тойғаны ма , тоңғаны ма ,

Жылқы ойнап , бие қашқан , тай жарысқан ?

Жасыл шөп , бәйшешек жоқ бұрынғыдай ,

Жастар күлмес , жүгірмес бала шулай .

Қайыршы шал- кемпірдей түсі кетіп ,

Жапырағынан айырылған ағаш , қурай.

Тучи серые , хмурые ,

Дождь недалек ,

Осень . Голую землю туман заволок .

То ль от сытости , то ль чтоб согреться , резвясь ,

Стригунка догоняет в степи стригунок .

Косяком потянулись на юг журавли ,

Караваны верблюдов

Под ними прошли ,

И в аулах - уныние и тишина .

Смех , веселые игры остались вдали .

Жаз / Лето . ( Абай )

Жаздыгүн шілде болғанда,

Көкорай шалғын , бәйшешек

Ұзарып өсіп толғанда ;

Күркіреп жатқан жылқының

Шалғыннан жоны қылтылдап ,

Ат, айғырлар , биелер

Бүйірі шығып , ыңқылдап ,

Суда тұрып шыбындап ,

Құйрығымен шылпылдап ,

Арасында құлын- тай

Айнала шауып бұлтылдап ,

Жоғары - төмен үйрек , қаз

Ұшып тұрса сымпылдап .

Қыз- келіншек үй тігер ,

Бұрала басып былқылдап ,

Ақ білегін сыбанып ,

әзілдесіп сыңқылдап.

Летом , когда тенисты деревья ,

И буйно цветут цветы на лугах ,

И на широких речных берегах

Шумно раскидываются кочевья ,

Так высока в степи трава ,

Что спины коней видны едва .

.Гусей и уток крикливых стаи

То опускаются , то взлетают ...

Смехом и криками оглашая

Степной простор далеко вокруг .

Осень . ( А.С. Пушкин)

Унылая пора ! очей очарованье !

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье ,

В багрец и золото одетые леса ,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье ,

И мглой волнистою покрыты небеса ,

И редкий солнца луч , и первые морозы ,

И отдаленные седой зимы угрозы .

Зима. ( А.С.Пушкин)

.Вечор , ты помнишь вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась.

Луна как бледное пятно ...

И ты печальная сидела ,

А ныне погляди в окно .

Под голубыми небесами

Великолепными коврами ,

Блестя на солнце , снег лежит.

Прозрачный лес один виднеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит .

Жазғытұры / Весна. (Абай )

Жазғытұры қалмайды қыстың сызы ,

Масатыдай құлпырар жердің жүзі .

Жан- жануар , адамзат анталаса ,

Ата- анадай елжірер күннің көзі .

Жаздың көркі енеді жыл құсымен ,

Жайраңдасып жас күлер құрбысымен .

Көрден жаңа тұрғандай кемпір мен шал

Жалбаңдасар өзінің тұрғысымен .

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер , цветочною пылью пыля .

Все живое обласкано солнцем степным ,

Словно мать и отец ,

Рада наша земля .

И все дедушки лучший надели убор,

И долины в тюльпанах, как пестрый ковер ,

В приозерных низинах гремят соловьи ,

Им кукушки зарей отзываются с гор .

Музыкальная пауза : Танец « Қамажай ».

Викторина
Запись какой легенды казахского народа была сделана А. С. Пушкиным в Приуралье? ( «Козы Корпеш - Баян сулу»)
С каким известным поэтом-бунтарем встретился А.С.Пушкин в Уральске? (Махамбет Утемисов)
«Всенародный акын земли». Кому принадлежат эти слова, посвященные А.С. Пушкину? ( Жамбыл )
Когда впервые «открыли» казахи для себя А. С. Пушкина? Благодаря чьим переводам? (1889 год, Абай Кунанбаев)
Кто впервые положил на музыку переведенные на казахский язык отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Абай Кунанбаев)
Сколько стихотворений А. С. Пушкина перевел на казахский язык Абай? (Более 50)
Назовите имена писателей и поэтов, переводивших произведения А.С. Пушкина на казахский язык. (Приложение № 3)
Кто был иллюстратором произведений А. С. Пушкина, издаваемых в Казахстане? (А. Гурьев)
Кто является автором картины «Пушкин в Оренбургской степи»? ( К. Ходжиков )
Назовите автора картины «Сказки Пушкина». ( Б. Табылдиев )
Какого казахского поэта называли киргизским (казахским) Пушкиным? (Магжан Жумабаев)
Назовите фамилию композитора, написавшего музыку на стихи Джамбула «Аскан булбул», посвященные А. С. Пушкину. (Рамазан Елебаев)

Ведущий 1 : Как же складывалась судьба великих деятелей литературы ?

1. Жизнь А.С.Пушкина - « один чудесный миг»

Детство в Москве , учеба в Царскосельском лицее .Он увлекается театром , балами , являлся членом различных литературных обществ , вступил в кружок «Зеленая лампа ». Был дружен с будущими участниками восстания 14 декабря 1825 года . Мечтал о переустройстве России , свободе :

Хочу воспеть свободу миру .

На тронах поразить порок .

Ведущий : Вольнолюбивые стихи поэта разлетались по всей стране. «Пушкина надо сослать в Сибирь : наводнил Россию возмутительными стихами» ,- сказал царь Александр І . Поэта ждала южная ссылка с мая 1820 по июнь 1824 года. Затем ссылка в Михайловское Псковской губерний под надзор властей на 2 года . А затем было Болдино, Женить-

ба на Наталье Гончаровой , семейная жизнь, светские интриги .

В сентябре- октябре 1833 года он посетил Казань , Симбирск , Оренбург , Уральск . Здесь поэт работал над историей Пугачевского восстания .

Творческая жизнь Пушкина была яркой , но недолгой . 27 января 1837 года на дуэли он был смертельно ранен , а 29 января его не стало .

Таковы лишь основные вехи жизни поэта .

Ведущий 2 : Жизнь Абая - это годы учебы , борьбы за просвещение казахского народа . Это радости любви и горести утрат .

Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах бывшей Семипалатинской области.

Первоначальное образование получил дома у муллы , а затем его отец Кунанбай отправил сына учиться в медресе . К тому времени у Абая пробудился интерес к поэзии. Он стал увлекаться чтением восточной литературой . Нарушая суровый устав медресе , подросток самовольно посещал русскую школу. Он начал писать стихи , самостоятельно изучал русский язык ... Отец суровый и властный человек , не дал ему закончить обучение . Вернул сына в аул и начал приучать его к разбирательству тяжб , к будущей административной деятельности - главы рода . Однако Абай не стал преемником отца .Он писал стихи , часто посещал публичную библиотеку в Семипалатинске .В это время судьба свела его с сыльнымиЕ.К.Михаэлисом ,человеком широчайших знаний ; С.С. Гроссом , Н.И.Долгополовым , приехавшими в степь записывать казахские народные сказания , обряды . Они познакомили Абая с произведениями русских писателей , и , благодаря им , он понял что у просвещенных народов искусство сочинения стихов и прозы является самым уважаемым делом . Вскоре всем смыслом жизни Абая стала литература .

Поэт прожил недолгую жизнь - 59 лет . Он воспитал одаренных сыновей и пережил трагедию их потери . До последних лет жизни Абай сохранил верность музе добра и справедливости .

Ғылым таппай мақтанба

Ғылым таппай мақтанба ,

Орын таппай баптанба ,

Құмарланып шаттанба

Ойнап босқа күлуге .

Бес нәрседен қашық бол ,

Бес нәрсеге асық бол ,

Адам болам десеңіз .

Тілеуің , өмірің алдыңда .

Оған қайғы жесеңіз .

Өсек , өтірік , мақтаншақ ,

Еріншек , бекер мал шашпақ -

Бес дұшпаның білсеңіз .

Талап , еңбек , терең ой ,

Қанағат , рақым ойлап қой -

Бес асыл іс , көнсеңіз

Пока не знаешь - молчи .

Пока блуждаешь - молчи ,

В бесцельных днях и в ночи

Пустых забав не ищи .

Чтоб человеком ты был

И вровень с веком ты был ,

Ты пятерых побори

И пятерых избери .

Злословье , ложь , хвастовство ,

Безделье и мотовство -

Вот пять друзей , согласись .

Увидев зло - отвернись ,

К беде пороки ведут .

Добро увидев - о нем

Ты помни ночью и днем .

Ведущий 1 : Да , Абай и Пушкин жили в разное время , но судьба поэтов все- таки переплелась на творческом поприще .

Абай занимается переводами русских и зарубежных поэтов: Лермонтова , Крылова , Гете. Первым из среднеазиатских поэтов перевел он и Пушкина . Его увлекли герои романа «Евгений Онегин» , особенно Татьяна ( речь идет о переводе на казахский язык известного письма Татьяны к Онегину .) В ней он увидел душевную красоту , высокую нравственность , ответственность за свои поступки , глубокое чувство долга .

Ведущий 2 : Близость творчества двух поэтов прослеживается и в стихах о любви . В них радость и томление , нежность и страсть .

Любовная лирика Пушкина доступна , но и сложна: она может быть и предельно нежной , и младенчески чистой , и рыцарски возвышенной , страстной и даже озорной . У Пушкина любви все возрасты покорны. Это чувство поднимает душу , несет на крыльях вдохновения . Оно недосягаемо по своей глубине .

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина о любви .

Ведущий 2 : Непревзойденным мастером в воспевании благородных чувств в казахской литературе прошлого века был Абай . Та же чистота и глубина и страсть захватывает нас , когда мы читаем стихи Абая.

Язык любви - язык без слов

Язык любви - язык без слов .

Лишь чувства , ощущений зов ,

Мгновенный взгляд или улыбка -

Его основа из основ .

Когда- то с этим языком

Я был до тонкости знаком ,

Но для меня его значенье -

Увы !- давно уж под замком .

Лирическая песня : « желсиз тунде жарык ай »

Ведущий 1 : Абай и Пушкин - это поэты высокой гражданственности . Они одинаково видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу . « Народу отдал я любовь », писал Абай. «Неподкупный голос мой был эхом русского народа !» восклицал Пушкин .

Ведущий : Читая Абая и Пушкина , мы испытываем особые чувства от возможности общения с ними через их творчество .

Прошли годы . Но не угас интерес к творчеству великих поэтов , не иссякла дружба казахского и русского народов . и сколько бы не проходило десятилетии и даже веков - никогда не исчезнет желание возвращаться к пройзведениям двух гениев - Абая и Пушкина .

Игра : « Угадай- ка !»

Я читаю строки из стихов , ребята должны угадать автора .

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа ... / Пушкин /

2.Осень. Голую землю туман заволок . / Абай « Күз » /

То ль от сытости , то ль чтоб согреться, резвясь ,

стригунка догоняет в степи стригунок... / Абай /

3.Буря мглою небо кроет , / Пушкин « Зимний вечер»

Вихри снежные крутя ;

То, как зверь , она завоет ,

То, заплачет как дитя ...

4. Ғылым таппай мақтанба , / Абай /

Орын таппай баптанба ....

5.Кто перевел « Парус» Ю. М. Лермотова на казахский язык ? / Абай/

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом -

Что ищет он в стране далекой ?

Что кинул он в краю родном ? ...

6.Во глубине сибирских руд / Пушкин /

Храните гордое терпенье,

не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье ...

7. Как весенней порою шумят тополя ! / Абай « Жазғытұры»

Ходит ветер , цветочною пылью пыля .

Все живое обласкано солнцем степным ,

Словно мать и отец,

Рада наша земля ...

8.Подруга дней моих суровых , / Пушкин « Няне»

Голубка дряхлая моя !

Одна в глуши лесов сосновых

Давно , давно ты ждешь меня ...

9. Женщины юрты ставят ловко. /Абай « Жаз»/

Видны уверенность и сноровка

в плавных движениях белых рук ...

- На этом наш литературный вечер подходит к концу .

- Этот вечер проходит в каун международного праздника « Дня языков » . Поэтому я хочу пожелать вам добра и мира , счастья и благоденствия кем бы вы не были русский или казах , татарин или поляк . Любите и берегите свой родной язык , также уважайте язык других народов.

Пусть торжествует дружба и согласие,

Что завещал всем землякам Абай .

Должно быть в человеке это счастье.

Как есть в году благоуханный май .

Учитель русского языка и литературы: Сейлова Р.Б.









ММ КАРА-АДЫРСКАЯ НЕГІЗГІ МЕКТЕБІ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІНЕ ЖАЛПЫ НЕГІЗГІ БІЛІМ БЕРУ

ГУ КАРА-АДЫРСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА ОТДЕЛ ОРАЗОВАНИЯ ШОРТАНДИНСКОГО РАЙОНА





Учитель русского языка и литературы : Сейлова Р.Б.

© 2010-2022