- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по произведению Уроки французского
Урок по произведению Уроки французского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Парфенова Е.М. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели урока.
Обучающая
-
Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта;
Развивающие
-
развивать умение анализировать художественный текст;
-
развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
-
развивать ассоциативное мышление;
-
развивать функциональную грамотность;
Воспитательная
-
воспитание гуманизма.
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Ход урока
I. Стадия вызова.
В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)
Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.
Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)
Учитель:
- Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?
- Кто для вас является добрым человеком?
Составить акростих на тему: «Добро».
Учитель: Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.
И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно
Слайд
Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)
Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока
(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).
Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.
1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.
1948 год - недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.
Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.
2 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.
Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи
3 ученик читает стихотворение:
Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.
Сибирь - родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.
В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.
Словарь - урока - слайд
И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
Да и нет (блиц-задание на знание биографии)
-
писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
-
детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
-
закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
-
в начале 60-х годов появились его первые рассказы
-
в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
-
этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
-
его герой - двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
-
фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
-
этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
-
Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)
II. Стадия осмысления.
-
Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
-
Проблема: персонаж, человек, повествователь.
Компонент мира художественной литературы
- ребята, какие проблемы мы с вами выставили?
- от какого лица ведется повествование? (от первого)
- как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (автор и герой слиты воедино)
- и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой - это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).
Автор прожил долгую жизнь, он осмыслил оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор - ребенок - детские голоса, автор - взрослый человек - взрослый голос. (работа в группах)
Детский голос.
-
Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило
-
Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня
-
упал, - брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.
Взрослый голос.
-
Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.
-
я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками
- не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.
Слайд.
Составить синквейн:
-
Автор - мальчик
-
Автор - взрослый
III. Переходим к работе над композицией рассказа.
Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Учитель: Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?
Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.
Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)
-
Составляет кластер.
-
Написать эссе (история героя)
IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).
Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.
Прием «Узнавание адресата»
Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)
Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.
Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.
Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).
Докажите.
Лабораторная работа. (слайд)
Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.
Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.
Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.
Сколько игр было на деньги (2).
Как назывались? (чика замеряшка).
Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).
Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.
Мозговой штурм.
- почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
- как герой догадался что посылку отправляла не мать?
- почему он перестал бояться уроков французского?
- зачем учительница стала играть с учеником на деньги?
- как в этих играх описано мастерство и плутовство?
Как играет герой?
Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?
Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
- сколько посылок пришло мальчику?
Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.
Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
«Прием пластилиновый герой»
Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.
- ребята. А ваши учителя добрые?
- а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими
Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)
Защита своих поделок.
V. Стадия рефлексии.
- Для чего как вы думаете создан этот рассказ?
Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.
Добро - самая великая тайна на земле, помните об этом.
Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)