Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (профильный уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (профильный уровень)



Рабочая программа по русскому языку

для 10 класса


3 часа в неделю/ 105 учебных часов

уровень обучения: профильный

на 2015 - 2016 учебный год





Педагог - составитель: учитель русского языка и литературы

АНО СОШ «Премьер» ЮАО г. Москвы

Становова Е. В.

Пояснительная записка


Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 10 классе Автономной некоммерческой организации «Школа «Премьер» города Москвы.

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (профильный уровень), Программы к учебнику по русскому языку для 10-11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной (М.: Русское слово), 2012 год. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для профильного уровня.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение русского языка на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Основные задачи обучения русскому языку в старших классах:

  • повторить и углубить знания по основам науки о русском языке;

  • совершенствовать умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

  • закрепить и расширить знания обучающихся в области речеведения;

  • совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, общению, сотрудничеству;

  • совершенствовать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей;

  • развивать навыки лингвистического анализа текста;

  • развивать навыки самоконтроля, потребности обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы.


Требования к результатам изучения предмета


Личностными результатами освоения десятиклассниками программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него, потребность сохранять чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. наличие достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных речевых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; -

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли устно и письменно;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка, норм речевого этикета, соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления, умение находить грамматические и речевые ошибки, умение совершенствовать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами.


  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне.


  1. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместного решения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях русского языка, о его роли как национального языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роль родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы, язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой, стили, язык художественной литературы, жанры, типы речи (повествование, описание, рассуждение), текст, типы текста, основные единицы языка;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетаний и предложений, многоаспектного анализа текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Система оценивания достижений учащихся


В соответствии с Положением об оценивании, принятом в АНО «Школа «Премьер», используется критериальная система оценивания знаний обучающихся. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений обучающихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.

Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый обучающимся к моменту изучения темы. Оценивание тематической работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает обучающемуся, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале (см. Приложение 1).

Формы контроля и возможные варианты его проведения представлены в Приложении 2.

Место данного предмета в учебном плане

Курс русского языка в 10 классе рассчитан на 3 часа в неделю (105 часов).



Содержание курса

Раздел 1. Слово о русском языке.

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Основные функции языка.

Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография.

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Лексикография.

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. Правила произношения гласных и согласных звуков.

Раздел 4..Морфемика и словообразование.

Состав слова. Морфемный анализ слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Процесс образования слов в русском языке. Морфологические способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Словообразовательный разбор. Словообразовательные словари. Формообразование. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы.

Раздел 5. Морфология и орфография.

Орфография. Принципы русской орфографии. Русская орфография. Правописание слов и их значимых частей; слитные, полуслитные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические написания. Традиционные написания. Дифференцирующие написания. Употребление гласных после шипящих и ц. Буквы э, е, ё и сочетание йо. Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.

Части речи.

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений в речи.

Глагол. Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

Причастие. Причастие как глагольная форма. Правописание причастий.

Деепричастие. Деепричастие как глагольная форма.

Наречие. Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Слова категории состояния. Омонимичность слов категории состояния наречиям и кратким прилагательным.

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Раздел 6. Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

Ресурсное обеспечение реализации ООП

ТСО

Телевизоры

Компьютер, соединенный с телевизором

Справочная литература

орфографические словари

толковые словари

словообразовательные словари

этимологические словари

словарь синонимов

словарь трудностей русского языка

Учебно-методическая литература


  • Влодавская Е.А. ЕГЭ 2006. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к зкзамену. - М.: «Экзамен», 2006

  • Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. - М.: ЭКСМО, 2007.

  • Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - М.: ВАКО.

  • Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 7-е изд. - М: ТИД «Русское слово - РС», 2012.

  • Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М. : Русское слово, 2010.

  • Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. - М: ТИД «Русское слово - РС», 2009.

  • Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М. : Русское слово, 2009

  • Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М. : Русское слово, 2008

  • Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М. : Русское слово, 2009.

  • Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл. - М: «Русское слово».

  • Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: «Просвещение», 2010.

  • Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М: Дрофа, 2007.

  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 3 (С) - М.: «Экзамен», 2010.

  • Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. - М: АСТ «Астрель», 2009.

  • Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2013. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». - Ростов-на-Дону: Легион, 2012

  • Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В, С (модели сочинений).10-11 классы. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013

  • Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

Мультимедийные пособия:

  • CD-R: Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование. Русский язык и литература. - Волгоград: «Учитель», 2010.

  • CD-R: «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • CD-R:1-С.Репетитор. «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • CD-R:1-С.Сдаем ЕГЭ по русскому языку. - Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. -М.: Экзамен, 2007.

  • CD-R: Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 кл. - Волгоград: «Учитель», 2008.

  • Презентации, подготовленные учителем и обучающимися.





































Тематическое планирование учебного материала по русскому языку

для обучающихся 10 класса на 2015-2016 учебный год


Количество часов в курсе: 105 (3 ч в неделю)

Учитель: Становова Е. В.

№ уроков

Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца).

Формируемые УУД

Оценивание: формы, сроки

1-2

Введение. 2 ч.

02.09 - 04.09

3-10

Лексика. Фразеология. Лексикография. 8 ч.

07.09 - 23.09

Познавательные:

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, предложения, словосочетания, слова.

Регулятивные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений;

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формировать навыки работы в группе;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Контрольный диктант 10.09

11-14

Фонетика. Графика. Орфоэпия. 4 ч.

24.09 - 02.10

15-20

Морфемика. Словообразование. 6 ч.

05.10 - 16.10

Тест в формате ЕГЭ (05.10 - 09.10)

21-30

Морфология и орфография. 10 ч.

19.10 - 17.11

Тест в формате ЕГЭ (09.11 - 13.11)

Контрольный диктант 18.11


Части речи.

31-36

Имя существительное. 6 ч.

18.11 - 01.12

Тест (01.12 - 04.12)

37-44

Имя прилагательное. 8 ч.

02.12 - 18.12

Тест (14.12 - 18.12)

45-50

Имя числительное. 6 ч.

21.12 - 15.01

Тест (18.01 - 20.01)

51-55

Местоимение. 5 ч.

18.01 - 27.01

Тест (27.01 - 28.01)

56-61

Глагол. 6 ч.

28.01 - 09.02

Контрольный диктант 10.02.

62-69

Причастия. 8 ч.

10.02 - 01.03

Сочинение-рассказ 17.02

70-73

Деепричастия. 4 ч.

02.03 - 09.03

Тест (01.03 - 03.03)

74-83

Наречия. 10 ч.

10.03 - 08.04

Тест (04.04 - 06.04)

84-88

Предлоги. 5 ч.

11.04 - 20.04

Контрольный диктант 19.04- 20.04.

89-94

Союзы. 6 ч.

21.04 - 06.05

Тест (11.05 - 13.05)

95-100

Частицы. 6ч.

10.05 - 20.05

Сочинение-рассуждение 17.05-19.05

101-102

Междометия. 2 ч.

23.05 - 25.05

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ (по графику)

103 105

Повторение в конце года. 3 ч

26.05-30.05




© 2010-2022