Антонимы русский язык 1-класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, мы продолжаем наше путешествие по Стране Слов и узнаем ещё об одной группе слов, которая делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче. Путь мы свой будем продолжать по реке, а как она называется, мы узнаем прямо сейчас.

3. Объяснение нового материала.

- Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?

(На рисунках нарисованы рожицы: грустная и весёлая; человечки, изображённые на дальнем и ближнем расстоянии, маленький и большой)

- Запишите получившиеся пары слов: весёлая - грустная; далеко - близко; большой - маленький.

Определите, на какие вопросы отвечают слова в этих парах, какой частью речи выражены. Одинаковы ли они по написанию?

- А каково лексическое значение этих слов?

- Именно о таких словах мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы». И река, которая протекает по Стране Слов, тоже носит такое же название.

Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость-старость, здоровый - больной), деятельность (работать-отдыхать), явления природы (жара-холод), пространственные и временные отношения (далеко - близко, день-ночь).

- Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем?

(У всех у них одинаковая вторая часть)

- Что означает вторая часть этих слов-терминов?

(онима - по-гречески означает - имя, слово)

- А если к этому ещё добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.

Интересные слова в русском языке!

Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как они называются? (Дети говорят об омонимах, приводят примеры).

Есть, слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова?

А есть слова с противоположным значением.

- Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Дятел)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт -

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздь)

4. Тренировочные упражнения.

1) Прочитайте, записанные столбики слов на доске. По какому признаку объединены эти слова?

Температура Цвет Размер

Зной - … белый - … короткий - …

Горячий - … яркий - … высокий - …

Нагреть - … бледный - … широкий - …

- Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением.

- Слова, каких частей речи встретились в первом столбике?

Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.

2) Ребята, а вы обратили внимание, что у нас сегодня гости? Узнали ли вы этих героев? Из каких они произведений? Давайте с помощью антонимов- прилагательных охарактеризуем их.

Сравните:

- льва и зайца по храбрости, записывая предложением. (Например: Лев смелый, а заяц трусливый. Обращаем внимание на орфограммы и пунктограммы);

- слона и мышь по величине;

- волка и лису по уму; и т.д

3) Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо

подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция.

- Прочитайте предложения, найдите антонимы, подчеркните их как члены предложения. Какую роль здесь выполняют эти слова?

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь.

(Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути)

4.1.Физминутка.

Мелкие шажки 1,2,3

Лёгкие прыжки 1,2,3

Вот и вся зарядка 1,2,3

Мягкая посадка 1,2,3

4) Кто-то стучится в дверь. Входит корреспондент школьной газеты. Он просит ребят помочь

ему найти мальчика, у которого он взял интервью по поводу того, как ему удалось стать прилежным учеником. А вот фотографию не успел. Предлагается несколько фотографий (на фотографиях среди портретов небрежных учеников есть только один прилежный), но выбрать нужно только одну, а какую ребята смогут ответить только тогда, когда выполнят задание.

- Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. А когда выполните, определите, какую фотографию надо отдать корреспонденту. (По ходу проверки работаем с орфограммами)

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)

- Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

5) Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко).

Послушайте стихотворение. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка - далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое - зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого?

(Значит, не все слова русского языка имеют сова с противоположным значением)

- А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Мелкий пруд - …пруд.

Мелкий дождь - …дождь.

Свежий хлеб -… хлеб.

Свежий огурец - … огурец.

Свободный стул - … стул.

Сладкое яблоко - … яблоко.

Сладкое лекарство - … лекарство.

(Несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений.)

6) Отгадайте загадку. Есть ли в ней антонимы? Выпишите их.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной, бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

(Ветер)

- В каких антонимах одинаковые корни, а в каких они разные?

(Антонимы могут быть как разнокорневые, так и однокорневые)

5. Занимательная информация.

У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга - это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный алфавит в мире у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

6. Подведение итогов.

- Вот мы и познакомились с новыми словами - антонимами. Что же это за слова?

- Где мы с ними встречаемся?

(На уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)

- Какие антонимы называются однокорневыми, а какие - разнокорневыми?

- Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение? Может ли иметь слово несколько антонимов?

- Чем отличаются антонимы от синонимов и омонимов?

7. Проверочная работа. Построение диаграммы.

- Читаю пары слов, словосочетаний. Задача ребят: определить, в каких парах какие группы слов.

Антонимы русский язык 1-класс

Урок

DatsoPic 1.2 © 2007 by Andrey Datso

1. Скосил траву - скосил глаза.

2. Косяк лошадей - косяк двери.

3. Бегемот - гиппопотам.

4. Лёгкая задача - трудная задача.

5. Алфавит - азбука.

6. Старая квартира - новая квартира.

7. Тёплая печь - печь пироги.

8. Метель - пурга.

9. Глухой голос - звонкий голос.

10. Свободное место - занятое место.

8. Домашнее задание.

- Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы.

Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 част) под редакцией С.И. Иванова и др; ПК; мультимедиа, презентация; плакат «Сиди правильно при письме»;
Задачи для учащихся: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
узнать их название;
сравнить их с синонимами;
учиться подбирать пары к словам.
Ход урока.
1. Оргмомент .Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; узнаем их название; сравним их с синонимами; научимся подбирать пары к словам.(Слайд 2) А сейчас запишите число, классная работа. (Слайд 3) Минутка чистописания
Думай медленно, работай быстро.
2. Актуализация знаний. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Какие слова называются синонимы? Синонимы - слова приятели.
Подберите синонимы к словам…(Слайд 4)
3. Работа над новой темой.
А) Наблюдения. Но бывают другие слова. (Слайд 5) Найдите слова противоположные по значению.
Б) Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. (Слайд 6) Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя.
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. Вернёмся к слайду 4 и поищем слова антонимы.
Сформулируйте правило, что такое антонимы. Проверим себя (Слайд 7) Обрати внимание «Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».
4. Физминутка.( Слайд 8 )
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

5. Зрительный диктант. (Слайд 9,10 )
Наступила ночь.
На небе много звёзд.
Луна - спутник Земли.
Солнце - близкая звезда.
В космос полетел Гагарин.
Запись предложений.
Самопроверка.
Подберите антонимы к словам из предложений.
6. Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (Слайд 11 ) Отгадайте загадки.
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.
Ночь, но если захочу, щёлкну раз - и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов.
7. Упражнение в подборе антонимов к словам. (Слайд 12, 13)
8. Итог урока. Продолжите предложения (Слайд 14)
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились. (Слайд 15)



"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:… .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:… .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:… .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты:… .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:… .(конец)


Не дорого начало, похвален конец.
9. Домашнее задание. Страница 61 №4


© 2010-2022