Выступление по теме Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка

Самая важная и, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед современным учителем - это творческое использование комплекса разнообразных ЭОР в учебном процессе.

Задача комплексного использования всех ЭОР требует от педагога, помимо творческой активности, высокой квалификации: свободного владения своей предметной областью, умения ориентироваться в многочисленных ЭОР, а также знаний основ педпроектирования и методологии, так как специфика новых средств обучения (их нелинейность и интерактивность) такова, что каждый ЭОР, вне зависимости от его объёма, достаточно сложен в использовании и требует пересмотра методических подходов.

ЭОР из каталога ФЦИОР представляют собой модульные системы, включающие информационные, практические и контрольные модули, объединенные единой темой.

Модульные системы по русскому языку различны по своему адресату:

для базового варианта школьной программы (раздел «среднее (полное) общее образование»);

для поддержки личностно-ориентированного учебного процесса: для углубленного изучения предмета; для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне; для учеников с ограниченными возможностями здоровья (раздел «Основное общее образование»).

В своей работе использую, как задания для базового варианта школьной программы, так и для углубленного изучения с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Какие ресурсы можно найти на этих сайтах?

Учебные тексты, словари, интерактивные схемы , интерактивные тексты, задания, загадки, интерактивные таблицы, мультимедиа уроки, электронные задания, тесты.

Основная функция заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Как использовать наглядность ЭОР? Варианты использования ЭОР различны:

  1. Объяснение нового материала

  2. Создание проблемной ситуации

  3. Опорные схемы для устного ответа

  4. Наглядность как занимательность, формирование интереса

  5. Опережающие задания

  6. Проверка понимания обучающимися нового материала и т.д.

Ведущая роль учителя на таких уроках сохраняется, но меняется её характер. Эффективность организации самостоятельной деятельности учащихся во многом зависит от предварительной подготовительной работы учителя, которая состоит из нескольких этапов:

1 этап. Отбор ресурсов, обслуживающих изучаемую тему (отобранные ресурсы либо переносятся в специально созданную папку на рабочий стол, либо рядом с каждым ЭОР указывается его местонахождение для того, чтобы указать учащимся источник, к которому они должны обратиться);

Пример:

Для проведения урока по русскому языку в режиме самостоятельной работы по теме «Причастный оборот» я выбрала из ресурсов ЕК следующие:

  • Таблица «Правила обособления причастного оборота»;

  • Интерактивный текст с заданием «Найдите и выделите причастия в тексте»;

  • Интерактивный текст с заданием «Найдите в тексте слова, зависящие от причастия»;

  • Интерактивный текст «Причастный оборот»;

  • Тест 2.1 «Причастный оборот»;

  • Статьи словаря лингвистических терминов «Одиночное причастие», «Причастный оборот».

2 этап. Формулировка заданий и инструкций, направляющие работу учеников.

Пример:

Последовательность заданий записала на доске или можно раздать в напечатанном виде.

  1. На уроке вы будете работать со следующими ресурсами (указывается их местонахождение).

  2. Вам предстоит познакомиться с двумя новыми лингвистическими терминами: «одиночное причастие» и «причастный оборот» (термины записаны). Посмотрите их определения в Словаре лингвистических терминов.

  3. Внимательно изучите интерактивную таблицу, сформулируйте самостоятельно правило обособления причастий.

  4. Выполните интерактивные задания.

Серия интерактивных текстов содержит алгоритм действий, позволяющий правильно выделять причастные обороты и избегать пунктуационных ошибок.

  1. Выполните электронные задания теста.

Тест включает 4 задания, цель которых проверить умения учащихся:

  • находить причастия в тексте

  • находить слово, к которому они относятся

  • находить зависимые от причастия слова

  • выделять запятыми (или не выделить) причастные обороты в соответствии с правилом

3 этап. Подготовка дидактических материалов, позволяющих подвести итоги самостоятельной работы.

Пример:

Я обращаю внимание учеников, что в конце урока каждый должен быть готов выступить в роли учителя, объяснив тему «Причастный оборот». Для этого предлагаю каждому ученику написать план-конспект своего выступления (можно также подготовить рейтинговые листы, в которые ученики проставят свои оценки выступления товарища или листы самооценки) Пример рейтингового листа:

Оцените выступление вашего товарища по каждой позиции с помощью баллов. Наивысшая оценка 5 баллов, низшая 1 балл.

1. Тема урока изложена понятно.

2. Сообщение было интересным.

3. Примеры были понятными и интересными.

4. Я бы поставил за это выступление оценку:


Подобные рейтинговые листы можно учитывать при выставлении оценок.

4 этап. Обеспечение закрепления материала при домашней работе.

Пример:

Наряду с традиционными заданиями из печатного учебника дается задание: «Дополните таблицу «Причастный оборот» своими примерами».



© 2010-2022