Урок Однородные члены предложения

Однородные члены предложенияУрок-экскурсия «Третьяковская галерея» в 8 классеЦели урока:- повторение и контроль знаний учащихся по теме; развитие умений и навыков нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания;- развитие устной и письменной речи, умения грамотно и эмоционально выразить свои впечатления;- вызвать интерес к шедеврам русской живописи, развитие эстетического вкуса и кругозора учащихся.Тип урока: урок-повторение.Оборудование: компьютер, слайды, схемы, карточ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Однородные члены предложения

Урок-экскурсия «Третьяковская галерея» в 8 классе

Цели урока:

- повторение и контроль знаний учащихся по теме; развитие умений и навыков нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания;

- развитие устной и письменной речи, умения грамотно и эмоционально выразить свои впечатления;

- вызвать интерес к шедеврам русской живописи, развитие эстетического вкуса и кругозора учащихся.

Тип урока: урок-повторение.

Оборудование: компьютер, слайды, схемы, карточки.

Межпредметная связь: история, изобразительное искусство.

Ход урока:


Настоящее искусство всегда человечно,

потому что создает его мыслящий, чувствующий, думающий человек.

Б. Эренгросс


I. Организационный момент.

Постановка цели урока.

II. Слово учителя.

Знакомство с содержанием эпиграфа.

Сегодня на уроке мы не только повторим тему «Однородные члены предложения», но и отправимся на заочную экскурсию в Третьяковскую галерею.

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая шедевры, созданные более чем за тысячу лет. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, коллекционировавшего с 1856 года произведения современных ему художников.

Сегодня наши экскурсоводы познакомят вас с историей создания Третьяковской галереи, с шедеврами известных русских художников 19 века.

III. Рассказ о Третьяковской галерее. (стр. 165-166, учебник)

Третьяковская галерея - один из замечательных русских музее в Москве. Это самая крупная сокровищница русского и советского изобразительного искусства: живописи, графики и скульптуры от XI века до наших дней.

Основателем галереи был Павел Михайлович Третьяков. Он был не просто собирателем, он пристально следил за развитием русского искусства, радовался его успехам, заботился о том, чтобы лучшие произведения, отмеченные талантом, попадали в его собрание. Передовые мастера России: Перов, Крамской, Суриков, Репин и другие видели в Третьякове человека, страстно преданного интересам русской культуры. Они высоко ценили его намерение превратить свою коллекцию в национальный музей.

К 80-м годам XIX века собрание Третьякова значительно переросло рамки частной коллекции, и он сделал его доступным для общественного обозрения. В 1892 году Павел Михайлович передал свое собрание, а также коллекцию, завещанную братом С. М. Третьяковым, в дар Москве.

В Третьяковской галерее находятся богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 веков, живописи 18-20 веков, скульптуры, графики. Блистательно показано в музее творчество талантливых пейзажистов И. Левитана и И. Шишкина, мариниста И. Айвазовского.

Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами, прочитайте их и объясните расстановку знаков препинания.

IV. Фронтальный опрос.

Какие члены предложения называются однородными? Примеры.

Какими частями речи они могут быть выражены? Примеры.

В чем отличие распространенных и нераспространенных однородных членов? Примеры.

Как могут соединяться однородные члены предложения?

Задание: Расставить знаки препинания в схемах:

1. и O и O и O и O

2. O зато O

3. не только O но и O

4. как O так и O

5. ни O ни O ни O

6. O и O O и O

V. Рассказ о художнике Левитане.

Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передавать живое дыхание природы.

Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.

В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Вечер на Волге», 1888 год; «Корниш. Юг Франции», 1894; «Озеро Комо», 1894; и другие.

В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.

Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Задание: Найти предложения с однородными членами, которые соответствуют схемам:

1. O, O и O

2. O и O

3. O, O, O, O

4. O, O, O

VI. Устное рисование.

Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень» и ответьте на вопросы:

1. Расскажите, что вы видите на картине?

2. Какое впечатление производит на вас эта картина?

3. Какие чувства и мысли вызывает?

VII. Творческое списывание

Списать текст, выбрать и вставить подходящие по смыслу прилагательные, определить однородные и неоднородные определения.

Художник изобразил … речку с … берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась … роща. Величаво стоят … березки. … осинки тянутся вверх. На … траве лежит ковер … листьев.

Картина радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство … грусти.

Скоро подует … ветер и деревья уронят свой последний … наряд.

Слова для справок: тихую, задумчивыми, золотая, стройные, тонкие, побуревшей, пожелтевших, золотых, медно-красных, багряных, легкой, холодный, праздничный, золотой.

VIII. Рассказ о художнике И. И. Шишкине.

Имя И. И. Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. С полотен художника смотрят на зрителя захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующиеся, как золотое море, хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри. На полотнах И. И. Шишкина русская природа предстает перед нами богатырски могучей, величественной, раздольной и неисчерпаемо богатой.

Шишкин умел увидеть природу глазами самого народа и выразить в своих полотнах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице.

Задание: Найти предложение с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

IX. Рассказ о картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».

На 26 передвижной выставке появилось последнее произведение Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.

1. Почему Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?

2. Как бы вы по-своему назвали картину?

3. Что, по мнению художника, является главным на картине?

X. Осложненное списывание.

Списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Ра..лапистые ветви хв..я, яркая и теплая на свету и мрач(?)ная в тени, пр..зрачная вода серый камень з..леная трава серо-зеленый мох п..дмытый потоком берег выбравш..еся из-под земли наружу кривые корни все зам..чает взгляд ж..вописца. Но при этом художник помнит о главном, ради к..торого задумал и писал картину. А главное на картине - русский лес. Стройные сил(?)ные, чуть ли не до самого неба.

XI. Рассказ о художнике И. К. Айвазовском.

В погожий летний день в маленьком крымском городке Феодосии, под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвазовского родился сын Ованес. Этот день был ничем особо не примечателен, но надо сказать, что он навсегда прославил и город Феодосию и Россию.

Родился великий певец Айвазовский - виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения «марин» и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира.

Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего создание мира его образов определено родиной - Феодосией, где еще малышом он привык видеть и научился любить море.

Словарная работа: маринист - художник, изображающий морской вид.

Задание: Рассмотреть картину Айвазовского «Черное море» и ответить на вопросы:

1.Каким изображено на картине Черное море?

2. Какое впечатление производит на вас эта картина?

3. Какие чувства и мысли вызывает?

4. Представьте, что вы оказались на Черном море. Что вы чувствуете, видите и слышите?

XII. Графический диктант.

Расставить знаки препинания, где нужно, и объяснить их расстановку при помощи графической схемы.

1838 год. Весна. Феодосия. Перед Иваном Айвазовским родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя.

Вспененное яростное море гонит седые валы, и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. _______________________

Только крик чаек грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину. ________________________________

Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок, рожденную весной морем и солнцем. __________________________

Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке, повторяющейся из года в год миллионы лет.

XIII. Подведение итогов.

На уроке мы повторили однородные члены предложения. Вспомнили, какие знаки препинания ставятся, если при однородных членах предложения есть обобщающие слова. Прикоснулись к малой толике богатства Третьяковской галереи, познакомились с великими русскими художниками, с шедеврами их таланта.

Выставление оценок.

XIV. Домашнее задание. По выбору

Написать сочинение по картине, которая больше всего вам понравилась.

Найти предложения с однородными членами, графически объяснить расстановку знаков препинания.

2. упражнение 6 страница 146





_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

V. Рассказ о художнике Левитане.

Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передавать живое дыхание природы.

Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.

В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Вечер на Волге», 1888 год; «Корниш. Юг Франции», 1894; «Озеро Комо», 1894; и другие.

В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.

Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Задание: Найти предложения с однородными членами, которые соответствуют схемам:

1. O, O и O

2. O и O

3. O, O, O, O

4. O, O, O

VI. Устное рисование.

Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень» и ответьте на вопросы:

1. Расскажите, что вы видите на картине?

2. Какое впечатление производит на вас эта картина?

3. Какие чувства и мысли вызывает?

Урок Однородные члены предложения

VII. Творческое списывание

Списать текст, выбрать и вставить подходящие по смыслу прилагательные, определить однородные и неоднородные определения.

Художник изобразил ………………речку с ………………берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась ……………. роща. Величаво стоят ………………….. березки. …………………. осинки тянутся вверх. На ………………… траве лежит ковер ……………………………………………………………………………….. листьев.

Картина радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство ………….. грусти.

Скоро подует ……………….. ветер и деревья уронят свой последний ……………….. наряд.

Слова для справок: тихую, задумчивыми, золотая, стройные, тонкие, побуревшей, пожелтевших, золотых, медно-красных, багряных, легкой, холодный, праздничный, золотой.

VIII. Рассказ о художнике И. И. Шишкине.

Имя И. И. Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. С полотен художника смотрят на зрителя захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующиеся, как золотое море, хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри. На полотнах И. И. Шишкина русская природа предстает перед нами богатырски могучей, величественной, раздольной и неисчерпаемо богатой.

Шишкин умел увидеть природу глазами самого народа и выразить в своих полотнах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице.

Задание: Найти предложение с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

IX. Рассказ о картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».

На 26 передвижной выставке появилось последнее произведение Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.

1. Почему Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?

2. Как бы вы по-своему назвали картину?

3. Что, по мнению художника, является главным на картине?

Урок Однородные члены предложения

X. Осложненное списывание.

Списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Ра…лапистые ветви хв…я, яркая и теплая на свету и мрач(?)ная в тени, пр…зрачная вода серый камень з…леная трава серо-зеленый мох п…дмытый потоком берег выбравш...еся из-под земли наружу кривые корни все зам...чает взгляд ж…вописца. Но при этом художник помнит о главном, ради к…торого задумал и писал картину. А главное на картине - русский лес. Стройные сил(?)ные, чуть ли не до самого неба.

XI. Рассказ о художнике И. К. Айвазовском.

В погожий летний день в маленьком крымском городке Феодосии, под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвазовского родился сын Ованес. Этот день был ничем особо не примечателен, но надо сказать, что он навсегда прославил и город Феодосию и Россию.

Родился великий певец Айвазовский - виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения «марин» и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира.

Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего создание мира его образов определено родиной - Феодосией, где еще малышом он привык видеть и научился любить море.

Словарная работа: маринист - художник, изображающий морской вид.

Задание: Рассмотреть картину Айвазовского «Черное море» и ответить на вопросы:

1.Каким изображено на картине Черное море?

2. Какое впечатление производит на вас эта картина?

3. Какие чувства и мысли вызывает?

4. Представьте, что вы оказались на Черном море. Что вы чувствуете, видите и слышите?

Урок Однородные члены предложения

XII. Графический диктант.

Расставить знаки препинания, где нужно, и объяснить их расстановку при помощи графической схемы.

1838 год. Весна. Феодосия. Перед Иваном Айвазовским родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя.

Вспененное яростное море гонит седые валы, и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. _______________________

Только крик чаек грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину. ________________________________

Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок, рожденную весной морем и солнцем. __________________________

Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке, повторяющейся из года в год миллионы лет.

Домашнее задание. По выбору.

1. Написать сочинение по картине, которая больше всего вам понравилась.

Найти предложения с однородными членами, графически объяснить расстановку знаков препинания.

2. упражнение 6 страница 146

© 2010-2022