Внеклассное мероприятие среди учеников 9-11 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие среди уч-ся 9-11 классов

по теме «Культура речи».

Цель: к концу занятия уч-ся имеют представление о сочетаемости слов, об употреблении паронимов, стилистические особенности языка.

Задачи: - к концу занятия уч-ся знают, как правильно употреблять паронимы, знают о роли ударения в словах, составят объяснительные, расписки;

- к концу занятия уч-ся могут дискутировать, приводя аргументы;

- к концу занятия уч-ся закрепят то, что они узнали на занятии.

Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация, листы с заданиями

Ход мероприятия.



I.Орг.момент

1. Вступительное слово учителя

Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей. В культуре речи выделяют две стороны:

1.Правильность речи.

2.Речевое мастерство.

Правильность речи - это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка). Речевое мастерство - это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).

Уместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в стилистике и культуре речи. Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты: а) употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи; б) неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи; в) тавтология (передача одного и того же по - разному), приводящая к неоправданному удлинению речи; г) словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости. Культура речи - это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится большая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. Показ слайдов. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский). А вот пословицы: Показ слайдов. «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит». Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произносить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радиопередачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Всячески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.

II. Работа в группах

  1. Представление команд

  2. Жеребьевка

  3. Состязание

1 группа

1. Расставьте ударения в словах:

Газопровод, договор, досуг, дремота, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, щавель.

2. Раскройте скобки, употребив уместный в данном контексте пароним.

Отца (представили/предоставили) к ордену. Перед нами (встал/стал) вопрос. Актер играл (главную/заглавную) роль. Девочка (одела/надела) костюм. Учитель (провел/произвел) опрос учащихся. Этот дом (представляет/ предоставляет) небольшой замок.

Музыкальная пауза. Звучит песня. Необходимо установить ошибку. Объяснить причину.

3. Найдите ошибки, исправьте предложения.

И по сей день произведения Куприна читаются и любят. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности. Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу. Дипломант-пятикурсник прекрасно защитил свою работу. На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.

4. Подберите, где возможно к существительным муж. рода существительное женск. рода.

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, защитник, инженер, космонавт, кондуктор, лаборант, педагог, слесарь.

5. Используя данные слова, составьте небольшое приветствие выпускникам.

Глубокое знание, требования, успехи в учебе, современный выпускник, незаурядные способности, авторитет школы, образ жизни, интеллигентность, уважение.

2 группа.

1. Расставьте ударения в словах:

Ходатайство, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, похороны, созыв, статуя, упрочение, феерия, феномен, асимметрия.

2. Раскройте скобки, правильно сочетая слова.

Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза, костюм), тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный (друг, человек, документ, охотник, аметист)

3. Определите, какие свойства слов нарушены при составлении предложений. Отредактируйте.

В актовом зале школы царила деловая суета. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. Фирменное блюдо ехидны - муравьи и термиты.

Музыкальная пауза. Звучит песня. Необходимо установить ошибку. Объяснить причину.

4. Раскройте скобки, выбрав из предложенных вариантов нормативный.

Домик на пригорке был покрыт (толем, толью). (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. Ударили по (рельсу, рельсе), подвешен...к дереву. Полезно мыть волосы (шампунем, шампунью). Смогла купить пять метров (тюля, тюли) в магазине.

5. Напишите объяснительную записку на имя директора; расписку на получение радиоаппаратуры из кабинета.

3 группа

1. Расставьте ударения в словах.

Бензопровод, вероисповедание, ветеринария, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод, пасквиль, демпинг.

2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

Ученый стоял у источников ракетостроения. Искусство влияет на рост культурности человека. Она пришла в цветистом платье. Командировочный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признательность зрителей. Мне представили новую квартиру.

3. В каких словосочетаниях нарушена лексическая сочетаемость слов.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное - невероятное, облокотиться спиной, страшная красавица, ужасно интересная книга, отменный негодяй, сломать стеклянную вазу

4. Поставьте имена существительные в форму им. п., мн. ч. Укажите возможные варианты: адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, снег, сорт, том.

Музыкальная пауза. Звучит песня. Необходимо установить ошибку. Объяснить причину.

5. Раскройте скобки, образуя словосочетания с данными предлогами; определите стилистическую окраску данных предлогов. Употребите их в небольшом связном контексте.

Согласно (приказ, распоряжение, предписание). Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет). Благодаря (забота, уход, случай, внимание, друзья).

III. Рефлексия.

Объяснить, не называя самого слова. Уч-ся из команды достает из конверта слово и пытается объяснить, что это, не называя самого слова. Задача остальных уч-ся отгадать.

Подведение итогов занятия. Награждение победителей.





© 2010-2022