Конспект открытого урока по литературе «Самостоянье человека – залог величия его» (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа № 14


Разработка открытого урока

по литературе 8 кл.

«Самостоянье человека - залог величия его»

( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Конспект открытого урока по литературе «Самостоянье человека – залог величия его» (8 класс)

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Жураковская Е.Г.

Актобе 2014г.

Тема. «Самостоянье человека -залог величия его» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цель :обобщение и систематизация изученного :

1.обобщить полученные на уроках знания, особое внимание обратить на роль основных образов в повести, как происходило становление их характера; подготовиться к написанию сочинения;

2.развивать внимание, память, критическое мышление, устную монологическую речь;

3.воспитывать уважение к человеку, прививать интерес к предмету через применение нестандартных приемов.

Тип урока: обобщение

Методы :беседа по вопросам, работа с текстом через применение стратегий РКМЧП (синквейн, «Мозаика проблем» )

Оборудование: тетрадь, текст повести, задание на листах, ватман, интерактивная доска, слайды.

Ход урока

I Орг.момент

II Работа по теме. 1.Вызов: прежде чем говорить о теме урока,об основных его целях,обратите внимание на доску (слайд №1 «Пушкин на экзамене в лицее»),какое отношение этот факт из жизни поэта имеет к нашему уроку ? 19 октября 1836 г-это 20-летняя годовщина открытия лицея-последняя, на которой присутствовал А.С.Пушкин, дата написания повести «Капитанская дочка, «о которой мы завершаем разговор(открывается 2-й слайд), запись темы урока (3-й слайд)

2.Осмысление: а)прежде всего давайте совершим небольшое путешествие по страницам повести (каждая группа, а их 3,получает карточки с вопросами Литература +(см.приложение),в течение 5-7 минут необходимо найти ответы на вопросы и озвучить их ) б)вернемся к теме урока, которая поможет нам понять и увидеть, как характер человека, его личность формируются в тех испытаниях, которые выпадают на его долю. Задача человека-достойно выдержать эти испытания. А мужество и благородство могут проявиться по-разному. Кого из героев мы выделим, рассматривая данную тему? (Гринев, Маша ,Пугачев ),определим основные аспекты, повлиявшие на развитие этих образов (вопросы приготовлены на ватмане, который разрезается на три части, по количеству рассматриваемых образов, дается 10-15 минут на их подготовку, ответы записываются на этих же кусках ватмана и озвучиваются)

Вопросы на ватмане к образу Гринева. 1.Образ Гринева дан в развитии (докажите это) 2.Докажите,что А.С.Пушкин отводит Гриневу в повести «двоякую роль» 3.Какие черты характера можно выделить у этого героя?

Образ Пугачева. 1.Докажите,что Пугачев-мощная героическая и трагическая фигура восстания; 2.Это сложная и противоречивая натура; 3.Роль Пугачева в жизни Петра Гринева.

Образ Маши. 1.Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? 2.Какие качества характера проявлялись у героини на протяжении всей повести 3.Смогла ли она преодолеть жизненные препятствия, благодаря чему? 4.Что вас привлекает в этом образе?

Далее учитель подводит итог по каждому образу устно, или выводы даны на интерактивной доске (слайд №4), если позволяет время их можно кратко зафиксировать в тетради.

3. Рефлексия:создать синквейн по каждому образу, который был дан в вопросах на ватмане.

III Вывод.

IV Итоги.

V Д.з написать сочинение по предложенному плану (образец плана дается каждой группе )

Приложение.

Литература + литература"

  1. Кому посвятил П. Гринёв свои любовные стихи? (М.Мироновой).

  2. Какая книга "всегда имела сильное впечатление" на А.П.Гринёва? (Придворный календарь).

  3. Чей это портрет: "Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым"? (Швабрин).

  4. Чей это портрет: "Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах"? (И.И. Зурин).

  5. Чей это интерьер: "Чистенькая комната, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел офицерский диплом за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки"? (Интерьер дома коменданта).

"Литература + русский язык"

  1. Какое название, состоящее из словосочетания "существительное + "существительное", носит 1 глава?("Сержант гвардии").

  2. Какое обращение использовал А.П. Гринёв в письме Савельичу (в 5 главе)? (Старый пёс).

  3. Под чьим "надзором" на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте? (Савельича).

  4. Что обозначает слово "пачпорт", использованное в речи А.П.Гринёва? (Паспорт).

  5. Назовите лексическое значение слова "китайчатый" (халат). (Сделанный из китайки - плотной ткани, первоначально шёлковой, ввозимой из Китая, позднее - хлопчатобумажной, производимой в России).

  6. Что такое фортеция? (Крепость).

"Литература + музыка"

  1. Этот подарок П. Гринёва Пугачёву воспевает группа "Любэ". (Тулупчик).

  2. Какую заунывную бурлацкую песню поют пугачёвцы в 8 главе? ("Не шуми, мати, зелёная дубравушка".)

  3. К какому виду народных песен относится песня, из которой взят эпиграф к главе №3 "Крепость"?(Солдатская песня).

"Литература + биология"

  1. Из меха какого животного был сделан тулуп, подаренный П. Гринёвым Пугачёву? (Из меха зайца).

  2. Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву? (Овечий).

  3. Каких животных пригрозил отправить пасти А.П. Гринёв Савельичу в своём письме за то, что тот "утаил правду и потворствовал молодому человеку"? (Свиней).

  4. Какое животное, согласно русской пословице, использованной Савельичем в письме барину, "о четырёх ногах, да спотыкается"? (Конь).

"Литература + география"

  1. В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва? (В Симбирской).

  2. Из какого города для Петра была выписана географическая карта? (Из Москвы).

  3. К какому месту на географической карте приделывал мочальный хвост Пётр, сооружая из неё воздушного змея? (К мысу Доброй Надежды).

  4. Откуда родом был мосье Боре? (Из Франции).

  5. Куда отправил служить Петра его отец? (В Оренбург).

  6. Как называлась крепость, в которой стал служить П. Гринёв? (Белогорска).

  7. Куда по приговору суда был сослан П. Гринёв? (В Сибирь).

  8. По берегу какой реки шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик - Урал)).

  9. В каком парке встретилась Маша Миронова с императрицей? (В парке Царского села).

  10. На границе, каких земель находилась Белогорска крепость? (Киргиз-кайсайских (казахских)).

  11. В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после ареста П.Гринёв? (Казань).

"Литература + устное народное творчество"

  1. Какую пословицу использовал Пушкин в качестве эпиграфа ко всей повести "Капитанская дочка"? (Береги честь смолоду).

  2. Из произведения какого жанра фольклора взяты слова, являющиеся эпиграфом к главе №6 "Пугачёвщина"?(Из песни).

  3. Эпиграф к 14 главе "Суд" (Мирская молва - мирская волна) является пословицей или поговоркой?(Пословица).

  4. Кто рассказал Пугачеву сказку об орле и вороне? (Старая калмычка).

  5. К какому виду песен относится эпиграф к главе "Сирота":
    Как у нашей у яблоньки
    Ни верхушки нет, ни отросточек;
    Как у нашей у княгинюшки
    Ни отца нету, ни матери.
    Снарядить-то её некому,
    Благословить-то её некому? (Свадебная песня).

  6. Продолжите пословицу, сказанную Пугачёвым: "Будет дождик, будут и ...(Грибочки).

"Литература + история"

  1. О каком историческом событии рассказал А.С. Пушкин в повести Капитанская дочка"? (О восстании под предводительством Е. Пугачёва).

  2. В каком веке происходит действие повести? (В XVIII веке).

  3. Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова. (Екатерина I).



© 2010-2022