Внеклассное мероприятие. Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина

Цель:1. Продолжить знакомство учащихся с тврчеством А.С.Пушкина.         2.Проверить знания учащихся о сказках Пушкина, расширять их кругозор.         3. Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина  Материал дается в виде конспекта для проведения внеклассной работы по сказкам А.С. Пушкина.Форма проведения-турнир между двумя командами.Команды соревнуются в знании произведенийА.С.Пушкина.Использованы отрывки из сказок, характеристики героев,шуточные загадки. Литературный турнир дает возможность у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель:

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина.

  2. Проверить знание учащихся о сказках А.С. Пушкина, расширять их кругозор.

  3. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Образовательные:

- обобщить знание учащихся о сказках А.С. Пушкина;

- учить понимать образные выражения, использованные в сказках поэта.

- развивать навыки выразительного чтения стихотворных форм.

2) Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь при ответах на вопросы и творческих способностей учащихся;

- развивать логическое мышление и внимание;

- корригировать долговременную память;

- пополнять активный и пассивный словарный запас учащихся.

3) Воспитательные:

- воспитывать любовь к произведениям А.С.Пушкина;

- прививать нравственные качества (доброта, трудолюбие, сострадание, смелость, находчивость, верность).

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная доска, черный ящик (яблоко, зеркало), листы («яблоки») с вопросами, жетоны для поощрения, эмблемы, иллюстрации к сказкам для демонстрации на мультимедийной доске, звуковая аппаратура, призы участникам.

Ход внеклассного мероприятия.


  1. Организация класса.

Приветствие учащихся, проверка готовности к мероприятию.


  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами проведем литературный турнир.

В начале нашего турнира я предлагаю вам разгадать кроссворд. Когда вы его разгадаете, поймете, о творчестве какого поэта будем сегодня говорить.

(Слайд «Отгадай кроссворд»)

11


2

3



4



5


6



Вопросы кроссворда:

  1. Герой сказки, к которому обращаются со словами: «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп)

  2. Сказочное дерево, у которого «и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб)

  3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок)

  4. К кому обращалась героиня сказки со словами «я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце)

  5. Герой сказки, который произносит слова:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна…

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!». (Гвидон)


  1. Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернавка)

- Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?

- Ученики: Пушкин!

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине.

(Слайд «А.С. Пушкина»).

- Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве два века назад - в 1799 году. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково «матушкой».

(Слайд «Арина Родионовна»))

А кто из вас знает, как звали няню?

- Ученики: Арина Родионовна.

- Когда Пушкин был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил разговаривать с няней. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

(Слайд «Маленький Саша»)

На основе этих няниных рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. Назовите их.

(Слайд «Иллюстрации к сказкам»)

- Ученики: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о попе и о работнике его Балде»,

«Сказка о золотом петушке».

(одновременно названия сказок пишутся на мультимедийной доске).


  1. Литературный турнир.

(Слайд «Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина)»)

Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. В турнире участвуют две команды, каждая из которых состоит из 6 учащихся. Первая команда называется «Золотая рыбка», вторая команда - «Золотой петушок». (На груди у каждого эмблема своей команды.) За правильные ответы команды будут получать жетоны.

1-ый тур - Разминка (слайд).

(Команды отвечают по очереди.)

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)

  3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)

  4. Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.»? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

  1. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

  2. С чем приходил невод? (В первый раз с тиной, второй раз - с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)

  3. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?) (О зиме).

  4. В кого превращался Гвидон в «Сказке о царе Салтане»? (В комара, муху и шмеля.)

  5. На какую плату согласился Балда, нанимаясь в работники к попу? (В год за три щелка попу по лбу.)

  6. Какие три чуда увидели корабельщики у князя Гвидона? (Белка, которая грызла золотые орехи, тридцать три богатыря, царевна, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».)

2-ой тур - Конкурс рисунков (слайд).

Задание обеим командам: Нарисуйте, к кому обращается за помощью королевич Елисей, разыскивая свою невесту - царевну? (К солнцу, к месяцу и к ветру.)

3-ий тур - Прослушивание отрывков из сказок (слайд).

Каждая команда по очереди отгадывает, из какой сказки взят отрывок.

4-ый тур - Конкурс "Домашнее задание» (слайд).

Команды должны назвать сказку, отрывки из которой читает наизусть участник из другой команды.

«Чёрный ящик» - задание командам (слайд). ( Выносится одним из учеников под музыку).

Угадайте, что в чёрном ящике и из какой сказки?

«Соку спелого полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно - золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…»

( Яблоко. «Сказка о мёртвой царевне» )

«С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила…»

(Зеркальце. «Сказка о мертвой царевне»)

5-ый тур - «Яблоки» с вопросами для обеих команд (слайд).

Ученикам раздаются листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Участники команд читают вопросы вслух и отвечают на них. Поощряется групповое обсуждение. На первые 5 вопросов отвечает команда «Золотая рыбка», на следующие 5 вопросов - команда «Золотой петушок».

- Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гвидон? ( Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором и сама она согласилась стать его женой ).

- С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»? ( Жил-был поп - толоконный лоб ).

- Последнее желание сварливой старухи? ( Стать владычицей морскою ).

- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? ( Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? )

- Верный страж царя Дадона? ( Петушок ).

- Кем хотела стать старуха? ( Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою ).

- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? ( В комара, муху и шмеля ).

- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? ( Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу ).

- Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? Назовите их. ( Четыре: корыто, дом, дворянка и царица ).

- Кто это? Из какой сказки?

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит:

А сама то величава,

Выступает будто пава

А как речь то говорит,

Словно реченька журчит…

( Царевна-лебедь. Сказка о царе Салтане ).

6-ой тур - Сказочные объявления (слайд).

Учитель: «Ребята, есть такая газета - «Из рук в руки», где печатаются разные объявления, в основном, рекламного характера. Возможно появление на страницах этой газеты следующих сказочных объявлений».

(Участники команд читают объявление, обсуждают и дают ответ).

- Кто мог дать такое объявление? (слайды)

1) Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу:

- запрягать лошадь;

- топить печь;

- закупать продукты на рынке;

- печь яйца, варить кашу;

- нянчить детей.

Мой адрес…( Балда. Сказка о попе ).

2) На работу в лесопункт требуются:

- повар;

- конюх;

- плотник.

Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год.

Мой адрес…( Поп. Сказка о попе…)

3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

- соболя, черно-бурые лисицы;

- чистое серебро;

- злато.

И всё это по доступным ценам. «Пальмира» ждёт вас.

Адрес фирмы… ( Сказка о царе Салтане ).

4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:

- кругом лавки, крытые коврами;

- под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Мой адрес… ( Сказка о мёртвой царевне ).

5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:

- укусы правого и левого глаза;

- волдыри на носу.

Начало ближайших занятий на следующей неделе.

Адрес… ( Сказка о царе Салтане ).

6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес…Обращаться к … ( Сказка о мёртвой царевне. К царице-мачехе ).

7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Адрес… ( Сказка о золотом петушке ).

8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к … ( К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке » )


  1. Подведение итогов.

Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждения.

Учитель: «Вот и закончился наш литературный турнир. Команды показали хорошее знание сказок А.С. Пушкина. Вопрос: Чему учат нас сказки А.С. Пушкина? (Добру, трудолюбию, смелости, находчивости, дружбе, верности и т.д.)

V. Рефлексия (слайд).

  1. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

  2. Какое настроением у вас появилось?

  3. Что ты расскажешь домашним о сегодняшнем занятии?

  4. Будешь ли читать своим будущим детям сказки А.С. Пушкина?

(«Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» А.С. Пушкин)



6


© 2010-2022