Проблема милосердия в повести В. Железникова Чучело

Цель: систематизация  знаний  по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть; формирование   понятия «дружный коллектив». Задачи:  1.умение  обобщать изученное в собственном высказывании; 2.  развивать  мышление учащихся;     3. развитие монологической речи. На уроке идёт разговор о дружбе, терпимости , толерантном отношении друг к другу. На уроке анализируется теоретический материал и выполняется практиче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема милосердия в повести В. Железникова «Чучело»

(«Чучело, прости нас!»)

Верю я: придёт пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Цель: систематизация знаний по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть; формирование понятия «дружный коллектив».

Задачи:

1.умение обобщать изученное в собственном высказывании;

2. развивать мышление учащихся;

3. развитие монологической речи.

ХОД УРОКА

  1. УЧИТЕЛЬ:

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о повести Владимира Железникова «Чучело», которая была написана в 1987 году. Эта повесть намного старше вас, но проблемы, которые в ней поставлены, волнуют нас и сейчас. Я хочу зачитать вам письмо школьницы, которое было опубликовано в одной из центральных газет:

«Недавно я прочитала книгу В.Железникова «Чучело». Эта повесть потрясла меня тем, как точно писатель сумел показать жестокость среди подростков. Хотя книга написана давно, кажется, что писатель только вчера заглянул в нашу школу и вынес на суд читателя все, что творится в ней…»

- Неужели и вправду «только вчера»?

- Неужели и правда «в нашу школу»?

- Как вы считаете, почему повесть В.К. Железникова актуальна и в

наши дни?

2. Учитель: Назовите качества характера человека, которые вы бы взяли с собой во взрослую жизнь. Какие не взяли бы? Эти слова станут нашими опорными словами во время решения главной проблемы урока. Запишите их в опорном конспекте (Таблица 1).

Ключевые слова

Возьму с собой

Не возьму с собой

Доброта, храбрость, человечность, любовь, сердечность, милосердие, справедливость, сострадание, честность, самостоятельность

Зло, предательство, равнодушие, трусость, мелочность, подлость, зависть, эгоизм, ненависть, лживость

Добро   Зло

Вы сами определили, что необходимо вам в будущем, а значит, вы станете более внимательными друг к другу и будете на стороне всегда ПРАВДЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ. Но в жизни всегда рядом с добром существует злое начало. Это вечный спор ДОБРА и ЗЛА. И каждому человеку рано или поздно приходится выбирать свою дорогу.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (стихи Б. Пастернака)… Доброе начало в каждом из нас должно стать жизнеутверждающим.

В таблицу к ключевым словам хочется добавить ещё одно очень важное слово ПРОЩАТЬ (очень сильный глагол). Определите его лексическое значение? (Быть добрым, быть милосердными к тем, кто слаб, к тем, кто оступился.)

3. Учитель: Обратимся к последним строчкам повести Владимир Железникова «Чучело» (14 глава): Зачитывает ученик.

И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.

Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «ЧУЧЕЛО, ПРОСТИ НАС!»

- Отрывок начинается словом «тоска» и заканчивается глаголом «прости», как будто ставится точка и начинается новая жизнь.

- Выстроим ассоциативную цепочку к слову ТОСКА:

тоскагрусть à печаль à боль à сердце à милосердие


Какую проблему нам необходимо решить? (Что значит быть добрым? Как научиться прощать? Что такое милосердие?) Давайте последний вопрос вынесем как тему нашего урока. И дополним её цитатой, заканчивающей повесть. Запишите тему на доске, запишите так, как это сделал герой повести Владимира Железникова Рыжий.

- Что необычного в надписи, которую сделали ребята? (Рыжий, самый злой из класса просит прощения.) Почему буквы кажутся живыми? (Они как будто спешат.) Почему они спешат? Кто же спешит на самом деле и почему? (Ребята торопятся, потому что уезжает Ленка Бессольцева. Они боятся не успеть, потому что очень трудно признаваться, потому что нет сил терпеть боль.)

4. Учитель.

- Кто из героев повести испытывает огромную боль?

- Что с ней произошло?

Опишите Ленку Бессольцеву? (Портрет) Что особенного выделяет в ней автор? 2 глава, с. 17 (портрет), 3 глава, с.18-19

- Почему и как В.К.Железников заставляет нас волноваться за героиню уже с первых строк (Заслушиваем в аудиозаписи начало 1 главы).

Задание: укажите слова, которые помогают нам осознать боль Лены и как она пытается уйти от этой боли?

- Давайте попробуем представить траекторию движения Лены Бессольцевой по городу в виде ломаной линии.

- Какие слова помогают нам это сделать?

- Что напоминает эта линия?

м

- Как буква М соотносится с нашим произведением?

- Какие у вас рождаются ассоциации с этой буквой? Милосердиеи е

Какое объяснение этому слову даёт дедушка Лены, когда она ему рассказывает про Железную кнопку.

. Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

- Милосердным? - спросила Ленка. Она задумалась над значением этого слова.

- Знаешь, что такое "милосердный"? - продолжал Николай Николаевич. Это человек, у которого "милое" сердце. Доброе, значит.

Учитель: Стихотворение Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

закрыты решетками, словно темница.

Другие, как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Ленка Бессольцева - человек, умеющий замечать прекрасное, особенное в городе, в котором живет.

5. Учитель:

- Есть ли в городе человек, которому Лена может рассказать про свою боль? (Да, Николай Николаевич)

Расскажите историю Николая Николаевича Бессольцева и историю его дома? Почему дом так дорог Николаю Николаевичу?

Дом связывает его с вечностью (с.8), это продолжение рода Бессольцевых (с.36), продолжение жизни - сын (с.12)

- Как относятся друг к другу Ленка Бессольцева и Николай Николаевич? (Бережно)

Поэтому Ленка рассказывает историю своего «предательства» Николаю Николаевичу.

6. Кто же настоящий «предатель» и можно ли его считать таковым?

Кто такой Димка Сомов?

Что ждет Ленка Бессольцева от Димки Сомова? Что происходит в доме Димки Сомова? 5 глава (с.49)

Два разных дома - два разных мира.

- Заполните второй блок опорного конспекта.

Дом Бессольцевых

Дом Димки Сомова

Сидели два понурых человека, которые не знали, как им теперь жить

Бесшабашная музыка, кричали, плясали, пели

сострадание, взаимоподдержка

равнодушие, безразличие

- Почему одноклассники Ленки Бессольцевой равнодушны к ее переживаниям?

7. Как произошло знакомство Ленки Бессольцевой с классом? Прочитаем по ролям.

Она доверяет им - они смеются.

Чтение по ролям, подготовленное ребятами.

( 5 глава (с.45) - без слов автора)


Николай Николаевич Бессольцев называет одноклассников Ленки людьми, а она - звери. Почему? Расскажите. Приведите примеры. 14 глава (с. 219) «Детки в клетке»

- Какую сцену можно назвать самой страшной в повести? Сцена сожжения чучела) Смотреть.

8. Почему Димка Сомов не смог сознаться ребятам?

- Почему Николай Николаевич Бессольцев обвиняет Ленку в отсутствии милосердия? Что значит быть милосердным? (с. 88)

- Почему Ленка Бессольцева по-особенному относится к Димке Сомову?

(с.100 - испуг за других у статуи Уснувший мальчик)

- Почему Ленка Бессольцева разочаровалась в Димке?

9. - Почему Ленка Бессольцева решается на отчаянный поступок? (остричь волосы) 13 глава (с.190-193)- без слов автора

10. Какой поступок совершает Николай Николаевич Бессольцев?

Чем дорога картина «Машка» Николаю Николаевичу Бессольцеву и Ленке? 14 глава (с.121, 201, 220)

Что ещё оставляют Николай Николаевич Бессольцев и Ленка ребятам (Чему они их научили?) Заполните четвертый блок опорного конспекта.

Что подарили Ленка и Николай Николаевич ребятам и городу?

Чему научились одноклассники Лены?

Свет, доброта, милосердие, сострадание, открытость, вечность, сердечность

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Возвращаясь к эпиграфу, мы вновь убеждаемся, что Добро вечно, оно побеждает и наказывает Зло во всех его проявлениях.

11. Объявление оценок за работу на уроке учащимся.

6

© 2010-2022