Календарно-тематическое планирование литература 8 класс 70 часов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование литература 8 класс 70 часов

№п/п

Тема урока ,раздела

Кол-во часов

Дата

Требования к результату

Основные виды деятельности

Контроль

Образовательные ресурсы

Дом зад

1

Введение.

Художественная литература и история.

1

02.09

Знать жанры и роды художественной литературы

Опрос по прочитанному летом,

работа с учб. статьёй, письменный ответ на вопрос «Почему чтение худ произведения - это труд и творчество?»

беседа

фронтальный опрос

презентация

с3-4

Из устного народного творчества

2












- Исторические песни. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

«Иван Грозный молится по сыне» и др.

1

03.09

Знать отличительные особенности исторических песен, уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.


выразительное чтение

музыкальные записи русских песен

с5- 15выр чтение

3

- Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. «Царь требует выдачи Разина» и др.

1

09.09

Выявление исторической основы, художественной идеи и стилистических особенностей «житийной» литературы.

различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

беседа

фронтальный опрос

музыкальные записи русских песен

с 15 -18 выр.чтение

Из древнерусской литературы

4









5













6











7

- «Сказание о Борисе и Глебе». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.



- «Житие Сергия Радонежского». Благочестие, доброта, открытость, святость - основные нравственные проблемы житийной литературы



«Слово о погибели Русской земли».

Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

-

«Житие Александра Невского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1









1











1











1

10.09









16.09











17.09











23.09

Выявление авторской позиции, традиций и новаторства в произведениях ДРЛ

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями

беседа

фронтальный опрос

выр чтение

презентация ДРЛ

с19-22 пересказ







с 22-30

сжатый пересказ







с 30-31









с32-40

Из литературы XVIII века


8













9

Г.Р. ДЕРЖАВИН - поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии. «Памятник», «Вельможа»







Г.Р. ДЕРЖАВИН

Чтение наизусть.

1









1












24.09









30.09

Знать основные мотивы стихотворений поэта,

уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос


Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.


беседа

фронтальный опрос

пересказ









чтение наизусть

презентация

с 41- 47

выуч наизусть



10

























11






Н.М. КАРАМЗИН

- Основные вехи биографии, Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

-

















«Бедная Лиза» Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

1



























1

01.10



























07.10

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.







Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания






















Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями выразительное чтение

беседа

фронтальный опрос

пересказ























тест


































иллюстрации

таблица «Лит. течения»

с 48 -65

подробный пересказ





















с 51-65

пересказ

Из литературы XIX века


12











13











14















15

- Поэты пушкинского круга. Современники и предшественники.





В.А. Жуковский. «Лесной царь» и др.









- К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» и др., К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман» и др. Основные темы, мотивы стихотворений.





- Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Н.М. Языков. Система образно-выразительных средств.




1









1











1









1

08.10







14.10











15.10











21.10

Знать поэтов пушкинского круга. Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний.









Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний.




, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.



Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.


беседа

фронтальный опрос

выр. чтение

таблица «Литературные течения»





Презентация

«Песни и романсы на стихи поэтов начала 19 века»

с 74-79







с80- 89











выр.чтение











чтение наизусть по выбору

16

















17


А.С. ПУШКИН

- Тематическое богатство поэзии

А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».



А.С. ПУШКИН Чтение наизусть ст-я «19 октября».

1













1

22.10













28.10


Выявление тематического многообразия поэзии Пушкина, художественной идеи стихотворений




Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов.


беседа

фронтальный опрос

презентация о Пушкине

выуч. наизусть по выбору

18








ВН.ЧТ. «Пиковая дама», «Маленькие трагедии» (обзор). Содержание трагедии «Каменный гость».

1

29.10

Выявление художественной и эстетической особенности трагедии




Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.






беседа

выразительное чтение


чтение «Пиковая дама», «Маленькие трагедии» по выбору



19









20







21





22









23

Повесть «Капитанская дочка»: проблематика повести (любовь и дружба, любовь и долг)



- Проблематика повести: вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость.



-



Система образов повести.





- Отношение писателя к событиям и героям.



-



Новый тип исторической прозы.

1







1











1





1







1

11.11







12.11











18.11





19.11







25.11

- Выявление исторической основы произведения.



- Знать содержание романа, основных героев. Уметь давать характеристику, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное



-

Формирование навыка анализа произведения в единстве формы и содержания.Развитие нравственно-эстетических представлений.

Развитие речи: выразительное чтение, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

беседа

фронтальный опрос

анализ глав









анализ глав с использованием цитат















тест

иллюстрации

- главы

1-2 с 129-143







- главы

3-5

с 145-164







- гл. 6-9

с165-190





- гл.10-13

с 191-218





- гл. 14

219 -227

24

Р.Р. Сочинение по повести «Капитанская дочка»

1

26.11

Выявление художественных особенностей и композиции поэмы.




дописать сочинение

25



















26







27







28

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

- Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы.









- Художественная идея и средства ее выражения.





- Образ - персонаж, образ - пейзаж.





М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Чтение отрывка наизусть.

1



















1





1









1

02.12



















03.12





09.12









10.12

Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план.

Знать содержание поэмы. Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание




Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

анализ лирического произведения































тест

иллюстрации

презентация

Главы 1 - 16

с 245-259

















Гл. 17-26

в15 с259-266



выр. чтение

с245 -266









чтение наизусть

29

Р.Р. Сочинение по поэме «Мцыри»

1

16.12





дописать сочинение

30















31

Н.В. ГОГОЛЬ

- Основные вехи биографии писателя.

Комедия «Ревизор»:

творческая и сценическая история пьесы.





- Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

1















1

17.12















23.12

Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие



- Выявление авторской позиции в изображении «сборного города всей темной стороны», обнажающего «страшное раздробление» жизни.-

различные виды чтения и комментирования, цитатный план,













выр.чтение

анализ


анализ явлений

действий

презентация

Действие 1

с286- 302













Действие 2-3

с 303 -332








32








- Разоблачение пошлости, угодливости, равнодушного отношения к служебному долгу.


1

24.12

- Выявление художественной идеи комедии, состоящей в утверждении неизбежности духовного возмездия.

выразительное чтение

анализ

анализ


Действие 4

с332 -355










33

- Основной конфликт пьесы «Ревизор» и способы его разрешения.

1

13.01

Развитие нравственно-эстетических представлений.


анализ




Действие 5

с 355- 367

34

Р.Р. Сочинение

по пьесе «Ревизор» «Образ Хлестакова».

1

14.01







дописать сочинение

35

















36

И.С. ТУРГЕНЕВ

- Основные вехи в биографии Тургенева. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.







- Образ главной героини: цельность характера - основное в образе героини.

1















1

20.01















21.01

- Выявление особенностей композиции повести,

Смысла роковых предзнаменований.







- Выявление причин, обусловивших противоречивость поступков героини


Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа.

пересказ















характеристика героини

тест

презентацияиллюстрации к повести

Часть 1-8

с 5-27















Часть

9-22

с29- 47




37











38

Н.А. НЕКРАСОВ

- Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

«Внимая ужасам войны».





- Человек и природа в стихотворении «Зеленый шум»

Чтение наизусть

1











1

27.01











28.01



Выявление художественной идеи стихотворения.





Выявление гуманистической идеи стихотворения.




Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

беседа

выр чтение

музыкальные записи

с59- 67











с59- 67








39













40

А.А. ФЕТ

- Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.

«Целый мир от красоты...».



- Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...»

Чтение наизусть.

1













1






03.02













04.02

- Выявление сходства сюжета и композиции пьесы и волшебной сказки.



- Выявление особенностей конфликта пьесы-сказки, состоящего в столкновении творческого начала с холодностью, эгоизмом, корыстью.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.


беседа

беседа

фронтальный опрос


презентация

с 69- 75













выучить наизусть

41











42









43

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. - Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета, язык персонажей.





- Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.







- Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

1











1









1

10.02











11.02









17.02

Выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева.

Выявление исторической и философской основы рассказа, особенностей композиции, значения деталей.

Развитие речи: чтение по ролям, составление цитатного плана к домашнему сочинению.


беседа

фронтальный опрос

ответы на вопросы с 104

музыкальная версия сказки



с 83- 96







с 97 - 103

прочитать сказку полностью











с83-104


44









45

Л. Н. ТОЛСТОЙ.

- Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).



- «После бала». Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

1









1

18.02









24.02

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.


беседа по прочитанному материалу



анализ рассказа





тест

иллюстрации

с 105-117









с 117-128

46

Р.Р. Сочинение по рассказу «После бала».

«Контраст как приём создания художественного образа»

1

25.02

проверить навыки письменной речи, умение логически строить свой ответ










дописать сочинение

Из литературы XX века


47



















48

М. ГОРЬКИЙ. Основные вехи биографии писателя.

- «Макар Чудра».

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.









- «Песня о Соколе». Свобода и сила духа в изображении М. Горького.

1

















1

03.03

















04.03

Выявление особенностей ранней романтической прозы Горького, утверждение бесплодности и призрачности жизни романтических героев.



Формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.- Выявление художественной идеи сти-я: ощущения новизны жизни.

.

выразительное чтение

подробный пересказ

беседа

опрос

портрет автора

иллюстрации к произведениям

с 140-152

подробный пересказ









«Песня о соколе»

49











50

В. В. МАЯКОВСКИЙ

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».



В. В. МАЯКОВСКИЙ Чтение наизусть (по выбору).

1











1

10.03











11.03

Знакомство с некоторыми фактами биографии, темами и особенностями творчества писательницы.




выразительное чтение, чтение наизусть.


беседа











чтение наизусть


с182 -190











чтение наизусть по выбору

51









52

Сатира начала XX века. Н.А. ТЭФФИ. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей».



М.М. ЗОЩЕНКО. «Обезьяний язык».

Художественное своеобразие рассказов.

1







1

17.03







18.03

Выявление художественной идеи произведения.





Выявление художественного своеобразия рассказов Зощенко

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.




беседа

иллюстрации

с 191-197

пересказ





с198-205

53








Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

- Стихотворение « Я не ищу гармонии в природе...» Поэт труда, красоты, духовности

1

31.03

Художественная идея ст-я.

- Поэтизация людей, способных к самоотверженной любви

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.


презентация

с 206-211



54







55

- «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема творчества в поэзии писателя.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ



Чтение наизусть

ст-я (по выбору).

1











1

01.04











07.04

Выявление стиля и языка произведения.







Выявление худ. идеи произведения

Для заучивания наизусть

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение - по выбору.

анализ лирического

произведения


с212

анализ

56









57

В. Чтение А. ГРИН

- Основные вехи биографии. «Алые паруса». Язык и стиль произведения.



- «Алые паруса». Вопросы любви, добра и человечности в повести.

1









1


08.04









14.04

Выявление основных проблем в произведении.





Выявление авторской позиции в произведении.

Развитие речи:

Рассуждение на морально-этическую тему, элементы дискуссии

беседа

фронтальный опрос

анализ произведения

иллюстрации к произведению

«Алые паруса»

58













59















60













61

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

- Основные вехи биографии писателя.

Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы).



А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Чтение наизусть отрывка из поэмы













В.П. АСТАФЬЕВ

- Краткие сведения о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Проблема нравственной памяти в рассказе.







- Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1













1



















1













1




15.04













21.04



















22.04













28.04

Выявление смысла названия поэмы, худ. идеи 1 главы.









Формирование навыка выразительного чтения









Выявление художественной идеи рассказа: необходимость сознательного самовоспитания путем требовательного отнесения своих чувств и поступков с нравственными нормами и правилами.

Различные виды чтения, исследоавтельская работа с текстом

беседа

фронтальный опрос

анализ







беседа

фронтальный опрос











беседа

фронтальный опрос


иллюстрации

с 231-241





























с 252-271













с 231-271

62











63




В.Г. РАСПУТИН

- «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования.



- В.Г. РАСПУТИН

- «Уроки французского». Нравственная проблематика повести

1











1

29.04











05.05

Выявление художественной идеи рассказа

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления


беседа

фронтальный опрос









тест


с 273-305

64







65

В.Ч. Писатели о ВОВ

М.В. Исаковский История создания песни «Катюша»



В.Ч. Писатели о ВОВ

Б.Акуджава «До свидания, мальчишки»,Е.М.Винокуров «В полях за Вислой сонной»,ВВ Высоцкий «Штрафные батальоны»


1







1

06.05







12.05

Выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине русского солдата.Совершенствование анализа лирического произведения

Выразительное чтение стихотворений, исследовательская работа с текстом

беседа

слово учителя

презентация

«Песни военных лет»

подобрать песни военных лет

Из зарубежной литературы



66









67




У. ШЕКСПИР

- Трагедия «Ромео и Джульетта ».

Прославление великих чувств и вечных тем в трагедии.



-Проблема отцов и детей в произведении.


1











1

13.05











19.05

Знать жанровые характеристики трагедии. Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героям

Выявление художественной идеи

романа: утверждение гуманистических идеалов, величия духа человека.

Систематизация изученного

выразительное чтение

беседа

фронтальный опрос

анализ

экранизации

трагедии

с 309-329











с 329 - 339

68









69

















70

М. СЕРВАНТЕС

- Роман «Дон Кихот»: Художественная идея романа.





Образ Дон Кихота. Позиция писателя













Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 8 классе»

1







1















1

20.05







26.05















26.05

Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство».

Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог.



Систематизация изученного

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


беседа

фронтальный опрос

анализ































тест

с346-356









с 346-356



18



© 2010-2022