- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок осмысления жанра ЭССЕ (из опыта работы)
Урок осмысления жанра ЭССЕ (из опыта работы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евдокимова А.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК ОСМЫСЛЕНИЯ ЖАНРА ЭССЕ
Эссе в переводе с французского - опыт, набросок, который сочетает в себе подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением материала.
Он может проводиться, как набросок на предстоящую тему с целью смоделировать основные понятия, знания по теме, в результате жизненных ситуаций, предложенных учителем.
По ходу составляется конспект в виде таблицы, который будет заполняться на нескольких последующих уроках.
1.Деятельность учителя
2.Деятельность обучающихся
3.На что обратить внимание
Урок эссе, как правило, предупреждает типичные ошибки и позволяет видеть тему в перспективе.
Цель: Попытка дать учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра.
Выработка у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышление, сопереживание, сопряжение своего и авторского «я».
Подготовительный этап.
Оформление класса и оборудование: книжная выставка, материал для словарной работы. Подготовка раздаточного материала (памятки, тексты и т. д.).
Ход урока.
Прослушивание предложенных отрывков, определение жанров каждого.
Обозначение темы урока.
Работа с раздаточным материалом.
Лекция учителя. Запись учениками данного материала в форме тезисов.
Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста.
Подготовка к творческой работе - эссе. Домашнее задание (Сочинение - эссе).
Пример: Урок осмысления жанра эссе
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжение своего и авторского "я".
Данный урок- это попытка дать учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра.
План урока. Что такое "авторская проза?"
Оформление класса и оборудование: книжная выставка "мысли о вечном и прекрасном" (образцы философской, философско-религиозной, искусствоведческой и публицистической эссеистике); видеомагнитофон; на доске ( на подвижных частях) - материал для словарной работы: Синонимы:Однокоренные слова: авторская проза, эссе, раздумья эссе, эссеистика, наброски, записки, очерк, зарисовка эссеист, эссеизация
Раздаточный материал: Что такое эссе? (Определение жанра в различных справочных пособиях); текст (от рывок из статьи В.В. Розанова "Возврат к Пушкину"); текст (отрывок из главы "Пушкин" из книги "Силуэты русских писателей" Ю. Айхенвальда); памятка для лабораторной работы с элементами стилистического анализа текста.
Эпиграф к уроку: "Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира" (А. Эльяшевис).
Ход урока.
-
Прослушав предложенные отрывки, попытайтесь определить жанр каждого.
Чтение отрывка (Осоргин М. Земля. С того берега - М., 1992.- Т.2); Проповедь (любое издание); чтение отрывка (Ильин И. Шмелев. Одинокий художник-М.,1992).
В ходе обсуждения приходим к выводу, что первый отрывок - скорее рассказ, второй - проповедь, третий - литературно-критическая статья. Что сближает их? Попытка осмысления важнейших проблем жизни и творчества, ярко выраженное личностное начало роднит эти, казалось бы, разножанровые явления.
-
Обозначение темы урока.
Слово учителя: Среди жанров прозы есть жанр, который вбирает в себя воспоминания, дневники, письма, исповедь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ (как мы только что видели на примере произведения М. Осоргина "Земля"). Четкого определения у этого жанра нет. Од ни склонны видеть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название "записки", третьи осторожно употребляют иностранное слово "эссе". А Наталья Ивановна в своей книге "Точка зрения" окрестила его "авторской прозой", прозой "прямого непосредственного действия", в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и героем. "Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой..." - вот основа прозы "авторской", - утверждает один критик. По знание действительности через самопознание - формула подобных произведений, - утверждает другой.
Итак, что такое авторская проза?
Обратимся к определениям этого жанра, данным в разных литературных справочниках.
3. Работа с раздаточным материалом.
Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них.
Какие особенности жанра обозначены в данных определениях?
Особенности жанра эссе (запись в тетради после об суждения).
-
Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам (внимание на книжную выставку, в ней - широкий диапазон проблем, поднятых в эссеистике).
-
Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений.
-
Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.
-
Сравнительно небольшой объем.
4. Лекция учителя. (Задание: запишите данный материал в форме тезисов).
История жанра.
Родоначальником жанра эссе был французский писатель-гуманист М. Леонтель, написавший в 1580 году про изведение, где изложил мысли о судьбе общества и чело века. На русский язык название произведения М. Леонтеля переведено как "опыты". В 1697 году Ф. Бэкон продолжил данную работу, а затем к эссе обратились Д. Локк, Д. Аддисон, Г. Филдинг.О. Голдсмит. У них жанр трансформировался - его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы.
В нашем веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Ролан и другие.
Термин "эссе" широко распространен на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин "скитце" - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы. (Учащиеся знакомились с этим термином при изучении произведений А. Фета, И. Бунина и других писателей).
Русская эссеистика.
Как заметил критик А. Эльяшевич, "еще со времен "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева и "Путешествия в Арзрум" Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления". Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин - к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена "Былое и думы", который назван критиком А. Эльяшевичем "эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма", в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и "выбранные места из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя, и "Исповедь" Л.Н. Толстого.
В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать 'имена М.Кольцова, М. Пришвина, В.Некрасова, Ю.Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и такие произведения, как "Гамбурский счет" В. Шкловского, "Ни дня без строчки" Ю.Олеши, "Золотая роза" К. Паустовского, "Перечитывая Чехова", "Уроки Стендаля" И. Оренбурга, "Трава забвения" и "Святой колодец" В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некрасова, "Люди или нелюди" В. Тендрякова.
Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени.
Жанр эссе в последние годы.
Бывают времена, когда открытый, "начистоту" разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов "авторская" проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание.
В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирают встречи с писателями в телевизионной
студии "Останкино". Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем поэтом.
Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени - эссеизация жанров повести и романа. "Печальный детектив" В. Астафьева, "Все течет", "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, "Пушкинский дом" А. Битова, "Все впереди" В. Белова, "Факультет ненужных вещей" Ю. Домбровского, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Мужики и бабы" Б.Можаева, "Ягодные места" Е. Евтушенко... В них ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит - порой даже солирует - авторский голос.
Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.
-
Работа с текстами В. Розанова и Ю. Айхенвальда (раздаточный материал).
Вопросы к классу: Есть ли что-то общее в оценках? Что дорого авторам в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова и Ю. Айхенвальда к жанру эссе, выделяя особенности, отмеченные сегодня на уроке.
-
Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста.
Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенности стиля.
-
Подготовка к творческой работе - эссе.
Как вы понимаете пушкинские слова о " тайной свободе"? Каковы последствия несвободы "тайной" и явной?
Домашнее задание: сочинение-эссе "Талант и свобода". Материалы к уроку
Что такое эссе?
-
Эссе - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятое™ вопроса (Словарь литературоведческих терминов.- М., 1984).
Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов - М.,