Статья Работа с одаренными детьми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Работа с одаренными детьми учителя русского языка и литературы »

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил:

«Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади»

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик - это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам - 30-40%, а к 17 годам - 15-20%. Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить - это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

Работа с одаренными детьми одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Ее основная цель - способствовать развитию природного таланта. Главным в работе любого педагога является личностное развитие ученика, реализация творческих и интеллектуальных способностей ребенка на максимальном для него уровне. Каждый педагог при работе с одаренными детьми ставит перед собой задачи. Первая - это психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей . Данная задача реализуется через работу школьного психолога, который совместно с педагогами и родителями поможет выяснить степень одаренности каждого ребенка. Для определения степени одаренности ребенка можно использовать следующие методики: методика «Карта одаренности», созданная на основе Д.Хана и М. М.Кафа, анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч, «Проявление специальных способностей», (по А.И. Савенкову), методика диагностики уровня познавательного интереса и творческой активности обучающегося, автором которого является Е.Е.Туник и др. Вторая задача - это создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность Данная задача реализуется через внеклассную работу, через участие детей в различных конкурсах. Каждый учитель в школе ведет внеклассную работу. Учащиеся принимают участие в играх- соревнованиях, в научно-практических конференциях, «интеллектуальных боях», литературных гостиных, интернет- конкурсах, интернет- олимпиадах, заочных олимпиадах, других дистанционных конкурсах. К примеру, мои ученики уже не первый год принимают участие в таких дистанционных конкурсах, как «Талантоха», «Медалинград», Международном творческом конкурсе «Талантовик»,во Всероссийских дистанционных олимпиадах «ФГОСтест», «Инфоурок» и др. Третьей задачей в данной работе является совершенствование форм работы с одаренными детьми. Можно провести семинар «Методы взаимодействия с одаренными детьми в процессе обучения», на котором могут быть представлены рекомендации при работе с одаренными детьми. Четвертая задача - создания банка данных учащихся и творческих работ, карты творческого роста каждого одаренного ребенка, можно взять, к примеру 3-4 учебных года и провести наблюдение за творческим ростом того или иного учащегося.

Создан банк данных учащихся:

Направление

Мероприятие

Участники

Достижения


Район.

Всеросс

Международ

Интеллек-

туальное

Дистанционная международная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»


Муниципаль-

ный этап олимпиады

Джумагалиева А

Крахмалева Л

Курмашова К

Султанова А

Тлебалиева Т

Тугаев К

Юсупова Э

Джумагалиева Алсу

Тугаев К

Призер




Призер



Победитель 3 степени

Победитель 3 степени

Победитель 3 степени

Победитель 2 степени

Победитель 1 степени

Победитель 2 степени

«Русский медвежонок»

Джумагалиева А

Юсупова Э

Победитель

Победитель

Муниципальнаянаучно- практическая конференция «Забытая война»

Адресов К

Юсупова Э

Участники

Районная

научно- практическая конференция «Этот день мы приближали как могли…»

Курмашова К

Султанова А

Агафонов С

Юсупова Э

Победитель

Призер

Дистанционный конкурс «Медалинград»

Исингалиева Д

Победит. 3 степени

Всероссийский конкурс «Талантоха»

Алиев Саид

Побед.2 степени

Нравственно-эстетическое

Муниципальный конкурс социальных проектов

Курмашова К

Султанова А

Победители

Дистанционный конкурс «Рассударики»

Юсупова Э,

Чуприков В.

Учасстники

Карта творческого роста


Карта творческого роста ученицы 8 класса Султановой Арины

№ п/п

Учебный год

Вид деятельности

Результат

Уровень

1.

2012-13


Научно-практическая конференция, посвящ. 200-летию Бородинскому сражению

Научно-практическая конференция, посвященная М.И.Цветаевой

Участник


Призер

Муниципальный


Муниципальный

2.

2013-14

Международная олимпиада по русскому языку

Конкурс-игра по литературе «Пегас»

Участник


Участник

Международный


Международный

3.

2014-15

Международая олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Конкурс социальных проектов «Дорогами Добра»

Научно практическая конференция «Этот день мы приближали как могли…». Номинация «Художественное чтение»

Победитель 3степени


Победитель


Победитель

Международный


Муниципальный


Муниципальный

4.

2015-16

Научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству С.А.Есенина «Я сердцем никогда не лгу…»

Дистанционная олимпиада по русскому языку «ФГОСтест»

Творческий конкурс «Талантовик»

Номинация «Электронная презентация»

Победитель



Участник


Лауреат 2 степени



Всероссийский


Международный


© 2010-2022