- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дементьева Э.П. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, - произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение - это "естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных". Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что "они трудны", а "главное не пригодятся в будущем". Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение - это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов - то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка - это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса :
-
подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
-
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
-
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
-
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
-
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
-
овладение нормами русского литературного языка;
-
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
-
обучение работе над сочинением;
-
развитие коммуникабельности обучающихся;
-
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
-
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
-
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
-
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
-
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
-
обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.
Программа элективного курса "Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения ".
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Дата
I. Вводные занятия
1
Прежде чем писать сочинение
1
2
Основные требования при написании сочинений
1
II Пишем сочинение
3
Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора
1
4
Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение
1
5
Организация материала при помощи плана
1
6
Роль эпиграфа и цитирования в сочинении
1
7
Анализ предложенного учителем сочинения
1
8
Средства художественной выразительности :
-
Тропы
-
Фигуры речи
2
III Сочинение разных жанров
9
-
Сочинение - доклад
-
Сочинение - литературный обзор
-
Сочинение - читательский отзыв
-
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
-
Сочинение - характеристика литературного героя
-
Сочинение - читательский дневник
-
Сочинение - анализ лирического произведения
-
Сочинение - письмо
-
Сочинение - интервью
9
10
Практическая работа. Пишем сочинение
1
11
Саморедактирование сочинения
1
12
Сочинение - рецензия
-
Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии
-
Оценочные слова и речевые клише
-
Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева " Память…"
-
Подготовка к написанию рецензии
4
13
Практическая работа. Пишем сочинение - рецензия по тексту А. П. Чехова "Моя "Она"
1
14
Анализ ученических сочинений
1
15
Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений
1
16
Оформление и оценивание сочинений
1
17
Сочинение на свободную тему :
-
Свободные темы на литературном материале;
-
Свободные темы не на литературном материале;
-
Обзорные сочинения по литературе второй половины xx века
3
18
Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )
1
19
Итоговая работа. Пишем сочинение
1
20
Анализ ученических сочинений
1
Итого :
34
Содержание программы
-
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
-
Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата - подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
-
Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи - художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое - то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе - участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Литература:
-
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. - М.: Айрис-пресс, 2015
-
Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ - 2015 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. - Казань : Магариф, 2015
-
"Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку". Ижевск. Научная книга, 2015.
-
Единый государственный экзамен: Русский язык. 2014 - 2015: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2015. С. 133-135.
-
Закон об образовании
-
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2013
-
"Первое сентября", журнал "Русский язык", 2015, № 9,10
-
Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. - М.: Издательство "Экзамен", 2014
-
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014,2015: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д : Легион, 2014,2015
-
Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. - Казань: Слово, 2015
-
Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1910
Приложение.