- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Общая характеристика литературного процесса 20-ых годов XX века
Общая характеристика литературного процесса 20-ых годов XX века
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крючкова Н.С. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературы в 11 классе по теме:
«Общая характеристика литературного процесса
в 20-ые годы XX века»
Учитель: Крючкова Н.С.
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»
2014
Цели урока:
1. Образовательная: установить роль литенратуры 20-х годов в выработке общей концепции нового искусства.
2. Развивающая: тема взаимосвязи различных видов искусства в определённую историческую эпоху.
3. Воспитательная: тема гражданской войны, как самой страшной войны в истории государства.
План-конспект урока литературы в 11 классе.
-
Организационный момент.
-
Постановка проблемных задач урока, мотивация к деятельности
Эпиграф
: Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из тьмы веков на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
(И.Бунин)
- Как вы понимаете эти строки?
Лирика и проза, стихи и публицистика - «послания» из века двадцатого, его первых трагических десятилетий - нам, живущим уже в XXI веке.
Тема нашего урока:
От поэзии «серебряного века» (1900-1917гг.) к «этой теме», которая «трудновата для пера»
(20-ые годы в русской лдтературе. «Курсив мой». Нина Берберова).
- Как вы думаете, уместно ли цитирование Маяковского в формулировке темы? Обоснуйте своё мнение.
- Что попытаемся сделать за урок?
Так хочется сказать, используя расхожий штамп: попытаемся «перекинуть мостик» от одной литературной эпохи к другой. Но не будем торопиться - а вдруг не получится? Пусть каждый из вас решит для себя вопрос: можно ли этот мост построить, или нет, или всё-таки «порвалась связь времён»? (Пушкин, который, как известно, «наше всё»).
-
Лекция (с опорой на изученный ранее материал).
Послушаем голоса поэтов начала века: я уверена, что вы узнаете их по интонации, единственной и неповторимой..Назовите их фамилии.
Ученик:
Я конквистадор в панцире железном,
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Учитель :(Гумилёв, расстрелян в 1921 году).
Ученица:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…
(Ахматова)
Учитель : Пришлось, по предсказаниюнию Цветаевой, «крылышки трепать по булыжничкам…»
Ученик:
Я буду воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
(Есенин)
Учитель: Уже нацеплен ярлык: «попутчик», «поэт с крестьянским уклоном»
Ученик:.
Мир огромив мощностью голоса
Иду, красивый, двадцатидвухлетний
(Маяковский)
Учитель:
В эту эпоху заговорил «во весь голос», действительно «заглуша» потоки поэзии многих современников.
Каждый из них мог сказать о себе словами боготворимого ими Блока: «Мы дети страшных лет России», Но в то же время судьба сподобила их жить и творить в такое время, которое исследователи-культурологи назовут «русским модернизмом начала века».
Читаю запись на доске: «Модернизм - направление в искусстве начала века с общим жизнеутверждающим, гармоническим началом в образах, созданных посредством слова, цвета, звука».
Гармония «души и глагола», жизнеутверждение - это и есть заветы классики 19 века, которые развивали поэты начала века двадцатого.
Кстати, почему - «серебряный век»?
(По аналогии с «золотым веком», - пушкинским периодом в поэзии. Внимание к пейзажам и картинам).
Влияние личности Пушкина и его тыворчества на искусство в это время безусловно. Вглядимся ещё раз в репродукции с картин этого времени.
Ученица:
Зинаида Серебрякова (автопортрет «За туалетом») признавалась, что настроение картины возникло от пушкинской единственной строки, так же, как и художник И.Грабарь знакомую нам с детства «Февральскую лазурь» написал под влиянием пушкинских строк: «Мороз и солнце! День чудесный!»
А для поэтов «серебряного века» заветом были строки Блока:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Возможно, они многим помогли достойно пережить «годину смуты».
«Серебряный век» блистал недолго. Вот они, этапы его угасания:
(на доске записаны только даты, а знаковые события называют ученики на основе межпредметных знаний)
1917 - год Октябрьской революции;
1918 - год «красного террора»;
1921 - смерть Блока и расстрел Гумилёва;
1918 - 1923 - годы Гражданской войны.
Судьба поэтов, художников,музыкантов, театральных деятелей в 20-ые годы XX века была трагичной: либо вынужденная эмиграция, либо аресты, репрессии, невозможность печатать свои произведения, либо сотрудничать с новой властью.
О тех, кто уехал из России, в 1925 году Цветаева скажет:
Расстояния, вёрсты, мили -
Нас расставили, рассорили,
Чтобы тихо себя вели
По разным концам земли.
О судьбе тех, кто остался, горькие строки А.А.Ахматовой:
А муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла
В эфире восстать голубом.
Война разделила страну на «красных» и «белых», но она разобщила и русскую культуру, и литературу в частности. Появляются новые литератные имена: Э.Багрицкий, Н.Островский, Н.Тихонов, А.Фадеев, Б.Лавренёв.. Возникает новое напрвлениеуже:: пролетарская литература.
Но сначала о тех, кто усомнился в правильности выбранного пути.
Первым возмутился Горький. «Несвоевременные мысли» - ряд статей, написанных в 1918 году.
Против чего протестует писатель, о чём предупреждает и что пророчествует?
(Индивидуальное задание к уроку: дать комментарий к отрывкам из статей Горького)
-
«Кто же виноват в дьвольском обмане?...»
Виноваты все и каждый.»
-
«Костёр закжгли, он горит плохо… Россию «тащат на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира».
-
«Культура в опасности…; … не доверяют интеллигенции…».
Учитель: Слушаем голос М.Волошина, великого гуманиста того сложного времени.
Ученик читает и комментирует стихотворение
«Терминология» (1921г.):
… «брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» -
Так изменялись из года в год
Речи и мысли оттенки…
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разъярить и поднять на ножи
Армии., классы.,народы…
Ученик:
Да, это терминология гражланской войны, это жестокая реальность, ворвавшаяся даже в языковую стихию. «Эти проклятые годы» разделили страну и «подняли на ножи» и «красных» . и «белых». Новыми словами «оформлялась» новая идеология. .
Учитель:
Язык - средство оформления мыслей, меняются «речи» - меняются мысли оттенки». Маяковский так прямо и сказал: «Тише, ораторы, //Ваше слово, товарищ маузер!» Обратите внимание на эту цитату, когда будете выполнять домашнен задание.
IY. Анализ рассказов «Сорок первый» (Б.Лавренёв)
и «Гадюка» (А.Толстой).
Наблюдения над темами, сюжетами, языком произведений, написанных в 20-ые годы, позволяют сделать вывод о том, что в литературе ся особый стиль, свойственный этому «кожаному» времени.
- Интересная метафора… Как Б.Лавренёв объясняет её смысл?
- К какому жанру прозы относятся произведения, прочитанные вами?
(Рассказ, новелла. Жанр рассказа очень распространён в это время).
- Подумали над названиями этих рассказов?
Поясните смысл названия каждой из новелл)
(Новелла как литературный жанр имеет особенность, которую литературоведы называют «единством впечатления». Название «работает» именно на этот признак).
- Язык произведения.
Трудновато ли было читать?
Много ли диалектных и просторечных слов и выражений? Приведите примеры.
- Главные героини - Марютка и Ольга Зотова. В чём сходство их судеб?
- Какова роль любовной коллизии в рассказах?
- Финал: «Ваше слово, товарищ маузер!».
Y.Заключение.
Об этом сложном времени написано много. На мой взгляд, книги, созданные в первое десятилетие 20 века - бесценное свидетельство той эпохи. А ещё очень важна для нас мемуарная литература как личные воспоминание о своём времени, о своих «друзьях и подругах». Нина Берберова, автор книги «Курсив мой», - современница тех событий. Но на этом уроке «курсив» был мой, я благодарю всех, кто принял участие в разговоре о «теме, трудноватой для пера»
VI/ Д.З..Письменный ответ на вопрос « Чего лишила и чему научила Марютку и Ольгу гражданская война?»
Приложение1
М.Волошин.
«Гражданская война»
(отрывок)
И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Приложение 2
М.Волошин. «Терминология».
…»брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» - Так изменялись из года в год
Речи и быта оттенки…
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разъярить и поднять на ножи
Армии, классы, народы…