Общая характеристика литературного процесса 20-ых годов XX века

Литература 20-ых годов XX века отличается разнообразием художественных направлений и неповторимых авторских голосов. Однако гражданская война привнесла в искусство слова весьма драматические оттенки, котрые и отразились в поэзии и прозе тех лет. К теме гражданской войны как  братоубийственного противостояния обращались и поэты, и прозаики, в  числе которых были Алексей Толстой и Борис Лавренёв. Их рассказы - живое свидетельство трагических судеб людей, попавших в водоворот революции и связанных ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
















Урок литературы в 11 классе по теме:




«Общая характеристика литературного процесса

в 20-ые годы XX века»








Учитель: Крючкова Н.С.

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»













2014

Цели урока:

1. Образовательная: установить роль литенратуры 20-х годов в выработке общей концепции нового искусства.

2. Развивающая: тема взаимосвязи различных видов искусства в определённую историческую эпоху.

3. Воспитательная: тема гражданской войны, как самой страшной войны в истории государства.






План-конспект урока литературы в 11 классе.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемных задач урока, мотивация к деятельности

Эпиграф

: Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из тьмы веков на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

(И.Бунин)

- Как вы понимаете эти строки?

Лирика и проза, стихи и публицистика - «послания» из века двадцатого, его первых трагических десятилетий - нам, живущим уже в XXI веке.

Тема нашего урока:

От поэзии «серебряного века» (1900-1917гг.) к «этой теме», которая «трудновата для пера»

(20-ые годы в русской лдтературе. «Курсив мой». Нина Берберова).

- Как вы думаете, уместно ли цитирование Маяковского в формулировке темы? Обоснуйте своё мнение.

- Что попытаемся сделать за урок?

Так хочется сказать, используя расхожий штамп: попытаемся «перекинуть мостик» от одной литературной эпохи к другой. Но не будем торопиться - а вдруг не получится? Пусть каждый из вас решит для себя вопрос: можно ли этот мост построить, или нет, или всё-таки «порвалась связь времён»? (Пушкин, который, как известно, «наше всё»).


  1. Лекция (с опорой на изученный ранее материал).

Послушаем голоса поэтов начала века: я уверена, что вы узнаете их по интонации, единственной и неповторимой..Назовите их фамилии.

Ученик:

Я конквистадор в панцире железном,

Я пропастям и бурям вечный брат,

Но я вплету в воинственный наряд

Звезду долин, лилею голубую.

Учитель :(Гумилёв, расстрелян в 1921 году).

Ученица:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

(Ахматова)

Учитель : Пришлось, по предсказаниюнию Цветаевой, «крылышки трепать по булыжничкам…»

Ученик:

Я буду воспевать Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

(Есенин)

Учитель: Уже нацеплен ярлык: «попутчик», «поэт с крестьянским уклоном»

Ученик:.

Мир огромив мощностью голоса

Иду, красивый, двадцатидвухлетний

(Маяковский)

Учитель:

В эту эпоху заговорил «во весь голос», действительно «заглуша» потоки поэзии многих современников.

Каждый из них мог сказать о себе словами боготворимого ими Блока: «Мы дети страшных лет России», Но в то же время судьба сподобила их жить и творить в такое время, которое исследователи-культурологи назовут «русским модернизмом начала века».

Читаю запись на доске: «Модернизм - направление в искусстве начала века с общим жизнеутверждающим, гармоническим началом в образах, созданных посредством слова, цвета, звука».

Гармония «души и глагола», жизнеутверждение - это и есть заветы классики 19 века, которые развивали поэты начала века двадцатого.

Кстати, почему - «серебряный век»?

(По аналогии с «золотым веком», - пушкинским периодом в поэзии. Внимание к пейзажам и картинам).

Влияние личности Пушкина и его тыворчества на искусство в это время безусловно. Вглядимся ещё раз в репродукции с картин этого времени.

Ученица:

Зинаида Серебрякова (автопортрет «За туалетом») признавалась, что настроение картины возникло от пушкинской единственной строки, так же, как и художник И.Грабарь знакомую нам с детства «Февральскую лазурь» написал под влиянием пушкинских строк: «Мороз и солнце! День чудесный!»

А для поэтов «серебряного века» заветом были строки Блока:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе.

Возможно, они многим помогли достойно пережить «годину смуты».

«Серебряный век» блистал недолго. Вот они, этапы его угасания:

(на доске записаны только даты, а знаковые события называют ученики на основе межпредметных знаний)

1917 - год Октябрьской революции;

1918 - год «красного террора»;

1921 - смерть Блока и расстрел Гумилёва;

1918 - 1923 - годы Гражданской войны.

Судьба поэтов, художников,музыкантов, театральных деятелей в 20-ые годы XX века была трагичной: либо вынужденная эмиграция, либо аресты, репрессии, невозможность печатать свои произведения, либо сотрудничать с новой властью.

О тех, кто уехал из России, в 1925 году Цветаева скажет:

Расстояния, вёрсты, мили -

Нас расставили, рассорили,

Чтобы тихо себя вели

По разным концам земли.

О судьбе тех, кто остался, горькие строки А.А.Ахматовой:

А муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла

В эфире восстать голубом.

Война разделила страну на «красных» и «белых», но она разобщила и русскую культуру, и литературу в частности. Появляются новые литератные имена: Э.Багрицкий, Н.Островский, Н.Тихонов, А.Фадеев, Б.Лавренёв.. Возникает новое напрвлениеуже:: пролетарская литература.

Но сначала о тех, кто усомнился в правильности выбранного пути.

Первым возмутился Горький. «Несвоевременные мысли» - ряд статей, написанных в 1918 году.

Против чего протестует писатель, о чём предупреждает и что пророчествует?

(Индивидуальное задание к уроку: дать комментарий к отрывкам из статей Горького)

  1. «Кто же виноват в дьвольском обмане?...»

Виноваты все и каждый.»

  1. «Костёр закжгли, он горит плохо… Россию «тащат на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира».

  2. «Культура в опасности…; … не доверяют интеллигенции…».

Учитель: Слушаем голос М.Волошина, великого гуманиста того сложного времени.

Ученик читает и комментирует стихотворение

«Терминология» (1921г.):

… «брали на мушку», «ставили к стенке»,

«Списывали в расход» -

Так изменялись из года в год

Речи и мысли оттенки…

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии., классы.,народы…

Ученик:

Да, это терминология гражланской войны, это жестокая реальность, ворвавшаяся даже в языковую стихию. «Эти проклятые годы» разделили страну и «подняли на ножи» и «красных» . и «белых». Новыми словами «оформлялась» новая идеология. .

Учитель:

Язык - средство оформления мыслей, меняются «речи» - меняются мысли оттенки». Маяковский так прямо и сказал: «Тише, ораторы, //Ваше слово, товарищ маузер!» Обратите внимание на эту цитату, когда будете выполнять домашнен задание.

IY. Анализ рассказов «Сорок первый» (Б.Лавренёв)

и «Гадюка» (А.Толстой).


Наблюдения над темами, сюжетами, языком произведений, написанных в 20-ые годы, позволяют сделать вывод о том, что в литературе ся особый стиль, свойственный этому «кожаному» времени.

- Интересная метафора… Как Б.Лавренёв объясняет её смысл?

- К какому жанру прозы относятся произведения, прочитанные вами?

(Рассказ, новелла. Жанр рассказа очень распространён в это время).

- Подумали над названиями этих рассказов?

Поясните смысл названия каждой из новелл)

(Новелла как литературный жанр имеет особенность, которую литературоведы называют «единством впечатления». Название «работает» именно на этот признак).

- Язык произведения.

Трудновато ли было читать?

Много ли диалектных и просторечных слов и выражений? Приведите примеры.

- Главные героини - Марютка и Ольга Зотова. В чём сходство их судеб?

- Какова роль любовной коллизии в рассказах?

- Финал: «Ваше слово, товарищ маузер!».

Y.Заключение.

Об этом сложном времени написано много. На мой взгляд, книги, созданные в первое десятилетие 20 века - бесценное свидетельство той эпохи. А ещё очень важна для нас мемуарная литература как личные воспоминание о своём времени, о своих «друзьях и подругах». Нина Берберова, автор книги «Курсив мой», - современница тех событий. Но на этом уроке «курсив» был мой, я благодарю всех, кто принял участие в разговоре о «теме, трудноватой для пера»

VI/ Д.З..Письменный ответ на вопрос « Чего лишила и чему научила Марютку и Ольгу гражданская война?»


Приложение1

М.Волошин.

«Гражданская война»

(отрывок)

И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда с нами!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.





Приложение 2

М.Волошин. «Терминология».

…»брали на мушку», «ставили к стенке»,

«Списывали в расход» - Так изменялись из года в год

Речи и быта оттенки…

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии, классы, народы…


© 2010-2022