Конспект урока по программе VIII вида в 7 классе Состав слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Автор: Перминова Галина Александровна, учитель русского языка в классах коррекции МБОУ «Верхне-Идинская СОШ».


Тема: Состав слова (закрепление знаний).
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о составе лова.
Задачи: развивать умение выделять части слова (морфемы);
закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать;
расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: карточки с морфемами, карточки с текстами; опора с творчески заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу».
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Повторение знаний о составе слова.
Учитель: В русском языке тысячи слов, а еще есть «запасные части» к ним - приставки, суффиксы, окончания.
- В какой части слова заключено его значение?
Ученики: В корне слова.
Учитель: Как корень дерева дает жизнь листьям, так и от корня слова рождаются новые слова. Корень один, а слов у него много. И различаются слова одного корня разными приставками и суффиксами.
Корень слова - главная
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова. (В.А. Синицын)
Учитель: Что такое приставка?
Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов.
Учитель: Какие слова мы называем родственными?
Ученики: Слова, которые имеют один корень и общее значение.

3) Обобщение о родственных словах.
Учитель: Прочитайте запись на доске.
море - моряк, морской
бег - забег, прибежал
Учитель: Можно ли назвать слова в каждой группе родственными? Почему?
Ученики: Можно, имеют один корень и общее значение.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова в 1 группе?
Ученики: С помощью суффиксов.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова во 2 группе?
Ученики: С помощью приставок.
Учитель: Спишите слова, разберите по составу.
(Проверка под диктовку, на доске)

4) Обобщение о порядке разбора слов по составу.
На доске слово ПЕРЕСАДКА.
Учитель: Давайте повторим порядок разбора слов по составу. Какую часть слова находим первой? Как?
Ученики: Окончание, изменяя слово по вопросам.
Учитель: Что находим во вторую очередь? (корень).Найдите в слове корень.
Ученики: Подбираем однокоренные слова: сад, засадить. Корень САД.
Учитель: Есть ли в этом слове приставка? Какая?
Ученики: Приставка стоит перед корнем, приставка ПЕРЕ-.
Учитель: Есть ли в слове суффикс?
Ученики: Суффикс стоит после корня, -К-.
В процессе работы появляется памятка по разбору слов по составу.
ПЕРЕСАДКА
1) Находим окончание - изменяем форму слова (пересадки, пересадку)
2) Находим корень слова - подбираем однокоренные слова (посадить, сад)
3) Смотрим, есть ли приставка - стоит перед корнем.
4) Смотрим, есть ли суффикс - стоит после окончания.
Учитель: Разберите слова по составу ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (с комментированием).
Учитель: Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по цепочке), разберите их по составу.

5) Образование групп однокоренных слов (работа с карточками-магнитами).
БЕГ, ПО, А, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.
Учитель: Какие слова называют однокоренными?
Учитель: С помощью каких частей образуются новые слова?

6) Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к слову снег. Если я права - вы приседаете, не права - наклоняетесь вперед.

7) Закрепление знаний по теме (карточки с текстами).
Учитель: Прочитайте текст.
Из ельника мне под ноги выкатился медвежонок. Я стал гладить его. Вдруг затрещали сучья, и вышла медведица. Я испугался. Но малыш бросился к матери, и они скрылись за деревьями. Встреча с медведями закончилась для меня только испугом.
Словарная работа: ельник.
Учитель: Докажите, что это текст.
Ученики: Предложения связаны по смыслу, объединены темой.
Учитель: Озаглавьте текст. (Обсуждение вариантов, выбор более удачного).
Учитель: В каком предложении заключена главная мысль текста?
Учитель: Найдите в тексте однокоренные слова, запишите в тетрадь, разберите их по составу. Подберите еще однокоренное слово.
(проверка коллективно).

8) Творческое задание.
1 вариант: ПОД ВОД Н ИТ
РАЗ НИК ЫЙ
А

2 вариант: ЗА МОРОЗ К ИТЬ
ОТ Н И
ЫЙ

Учитель: Посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученики: Образовать слова.
Учитель: Постарайтесь «собрать» как можно больше слов.
(Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: Можно ли назвать в группах слова родственными? (Разобрать, если образованы слова со значением «водить»)
Учитель: Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение. (Зачитывают 2,3 учащихся).

9) Обобщение пройденного.
Учитель: Чему учились сегодня на уроке?
Какую работу вам понравилось выполнять?

10) Итоги урока, домашнее задание.

© 2010-2022