Урок литературы в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

,Держится ли земля на Матренах или «не стоит без них»?

(Урок- размышление по рассказу А.И. Солженицына

«Матренин двор».)

Цель: Организовать медленное вдумчивое чтение рассказа, которое позволило бы добраться до сокровенных глубин произведения.

Задача урока - познакомиться с нелегкой жизнью главной героини рассказа Матрены, понять чем она смогла привлечь внимание писателя, проследить за ее внутренними, душевными качествами, которые создают образ такой удивительно доброй, отзывчивой, по- народному мудрой женщины, поразмышлять о тех нравственных ценностях, которыми можно сказать, и держится наша земля и ответить на главный вопрос нашего урока: Держится ли земля на Матрёнах или не стоит без них?


Оборудование: Картина к рассказу, определения, музыка.


Сюжет - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.


Слово учителя: Всякая подлинная встреча, пусть даже заочная, предполагает открытие, ощущение личной причастности к чужой жизни, стремление пережить и понять её и одновременно осмыслить собственную жизненную позицию

Знакомство с биографией Александра Исаевича Солженицына, с его личностью сформировавшейся в годы тяжких испытаний и духовных поисков, мы совершили с вами на прошлом уроке, а сегодня попробуем осмыслить острые и нелёгкие вопросы нашего прошлого, да и настоящего, по одному из прочитанных вами рассказов « Матрёнин двор».

И тема нашего урока « Держится ли земля на Матрёнах или не « не стоит без них?»

Эпиграфом для нашего урока возьмём слова Александра Исаевича: У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

Матрёнин двор - один из первых рассказов А. И. Солженицына опубликованных в журнале «Новый мир» в 1963 году и положил начало так называемой деревенской прозе и продолжил традиции русской классики в изображении деревни.

В основу этого рассказа легло подлинное происшествие, свидетелем которого был автор.


-Какие первые впечатления у вас, ребята, от рассказа «Матрёнин двор».


-А теперь давайте найдём начало действия, завязку сюжета

Ученик:

(-События начинаются вовсе не вначале рассказа, сюжету предшествует довольно большой отрывок текста, в котором ничего не происходит, а меду тем роль его чрезвычайно важна, потому что именно в нём, автор знакомит нас с главными героями рассказа)

Учитель:

-А как можно назвать эту часть рассказа?

Ученик:

( Прологом)


Пролог - это вступительная часть литературного произведения, которая предворяет общий смысл, сюжет.

Учитель:

-Кто же тогда эти герои? Ведь фактически на переднем плане в прологе одна героиня, Матрёна.

Ученик:

(Это повествователь.)

Учитель:

-Верно ребята, и его роль, конечно же не менее важная, а его ещё можно назвать ведущим рассказа. Посути, он единственный человек понявший и принявший Матрёну, а так же повествователь близок автору, однако, не равен ему.

-Где это видно?

Ученик:


(это разница видна тем, что автор даёт герою рассказчику «имя - отчество» Игнатич.)

Учитель:

  • Итак, повествователь и Матрёна, что мы узнаём о них из пролога?

Ученик:

  • Повествователь, которого Матрёна по - просту называет Игнатич, по воле судьбы оказывается на станции со странным для русских мест названием - «Торфопродукт». В судьбе Игнатича угадываются факты биографии самого писателя, прошедшего всю войну, десять лет сталинских лагерей, поселение в Казахстан. И уже после смерти Сталина появилась у него возможность перебраться в Россию. Ему хотелось в среднюю полосу - без жары, и такой уголок он нашёл подальше от железной дороги - это деревня Тальново

Учитель:

  • Хорошо, а что вы можете рассказать о Матрёне?

Ученик:

  • Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть на своём веку Матрёне. Разбитая любовь. Смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский трут в деревне, тяжёлая болезнь. Горькая обида на колхоз, который выжил у неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но она не обиделась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим по - прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо.

Учитель:

  • Как получилось так, что Игнатич заселился именно у Матрёны.?

Ученик:

  • С самого начала Матрёна не входит в число претендентов могущих пустить к себе в дом постояльца, мысль зайти к Матрёне появляется у женщины водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь. « Ну, разве что к Матрене зайдем. Только у неё не убрано, в запущи живёт».

Учитель:

  • Ребята, а почему в самую последнюю очередь?

Ученик:

  • Потому что для жителей села Матрёна - никудышная хозяйка, которая не может хорошо принять гостя в своём запущенном доме.

Учитель:

  • Да, ребята в деревне, она занимает особое положение и это ощущается повествователем с самого первого упоминания о Матрёне. Но особенно подчёркивается мотив выделенности Матрёны реакцией Игнатича на её быт, который не был похож на быт жителей села.

  • Давайте прочитаем первую встречу Игнатича с Матрёной и посмотрим какая обстановка была у Матрёны в доме?

Ученик:

  • «Когда я вошёл в избу….до слов…..А избу не жалко, живите».

Учитель:

  • Чем вызваны картины нищенской жизни и скудного быта героини, как они связаны с испытаниями, выпавшими на долю русской деревни?

Ученик:

  • На примере судьбы Матрёны писатель показывает всё бездушие государства к человеку труда. 25 лет проработала она в колхозе, почти бесплатно, за палочки, а когда по болезни перестала работать на колхоз, ей сократили приусадебный участок до 15 соток. Пенсии Матрёне не платили( колхозникам она не полагалась) инвалидом она не считалась , пришлось собирать справки, чтобы получить крохотную пенсию за мужа, который пропал без вести 15 лет назад, Игнатич замечает, что, измученная бесплодными хлопотами, Матрёна прибегла к верному средству вернуть себе доброе расположение духа - работой.

Учитель:

  • Подтвердите это словами текста:

Ученик:

  • «И не столам она конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась уже просветлённая всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Учитель:

  • Ребята, вашим домашним заданием было нарисовать словесный портрет Матрёны.

Ученик:

  • Мы пришли к такому выводу, писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором - лучезарная, добрая, извиняющая улыбка, тем не менее к концу рассказа мы представляем облик героини.

Учитель:

  • Почему?

Ученик:

  • Потому что уже в самой тональности фразы, подборе красок чувствуется авторское отношение к Матрёне « От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны». И далее уже прямая авторская характеристика: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся « Каким - то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

Учитель:

  • Да не похожа на других Матрёна, и не так как все, относится Матрёна к работе, для неё это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. Бескорыстно она помогает соседям, искренне восхищаясь размером чужой картошки. По первому приказу идёт на колхозные работы хотя давно уже общему делу не присоединена.

  • Вспомните форму приглашения Матрёны на эти работы.

Ученики:

  • Все настолько уверены в её безотказности, настолько привыкли использовать её труд, что не просят прийти, а приказывают.


  • « Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу .Надо будет завтра ехать навоз возить! И вилы свои бери!


  • Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать.


  • И самое странное: не копит как все, не гонится за наживой, сама живущая впроголодь ,покупает лучшие продукты для пастухов и всякую помощь делает бесплатно.

Учитель:

  • Таким образом, анализируя пролог ( так мы назвали начальный отрывок текста) мы узнали характеры главных героев и ещё до вступления в сюжет составили представление о них, и через художественный текст проникли в самую сердцевину сложной противоречивой эпохи.


  • А теперь попробуйте найти ребята ту точку рассказа, с которой собственно и начинается развитие событий?

Ученик:

  • Это приход Фаддея в дом Матрёны.

Ученик:

  • Случайно ли это? Прочитай те начало второй главки….


  • Значит, до прихода Фаддея Матрёна и рассказчик жили настоящим, и не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нём, а приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе. Горячее, не забытое, оно, оказывается, не исчезло, просто притаилось до срока. И срок пришёл, Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрёны, новым трагическим светом. Перед нами появилась совсем другая, ещё не знакомая нам Матрёна. Она, кажется, меняется даже чисто внешне.


  • Давайте прочитаем отрывок со слов « Я откинулся и в первый раз совсем по- новому увидел Матрёну… до слов…а тоже с розовинкой.»


  • А теперь давайте послушаем рассказ Матрёны о своём прошлом.


  • Спасибо Аня.


  • Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое.

  • « Так в тот вечер открылась мне Матрёна сполна. И как это бывает, связь и смысл её жизни, едва став мне видимыми, в тех же днях пришли в движение».


  • В нескольких строках, сухо и сжато излагает повествователь суть проблемы, вставшей перед Матрёной, отдать своей воспитаннице заветную горницу, но сейчас, при жизни.


  • Почему ей так тяжело решиться на это? Почему не спит она две ночи, думая о горнице?

Ученик:

  • Я думаю, не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда ни добра своего она не жалела Матрёна никогда, но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Для Матрёны было это конец её жизни всей. Матрёнин двор - это образ деревенского мира, с которым связана была вся её жизнь.

Учитель:

  • Почему она чувствует, что события действительно закончатся трагически?


  • Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?

Ученик:

  • Во-первых, это, наверное, загадочное начало рассказа о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из жележнодорожных поездов. Потом страх Матрёны перед поездом, пропажа святой воды, плохое предзнаменование на Богоявление, исчезновение колченогой кошки и т.д.

Учитель:

  • Верно, ребята.


  • Матрёна погибает. Смерть настигает её в тот самый момент, когда она помогает перевозить свою же собственную горницу к новым хозяевам - эпизод в высшей степени характерный.


  • Как ведут себя жители деревни на похоронах?

Ученик:

  • Людей действительно искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало. Близкая подруга « вторая» Матрёна и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства.


  • (Чтение сцены поведения жителей деревни на похоронах учителем под музыку « Аве - Мария»)

Учитель:

  • А как ведёт себя Фаддей, главный виновник смерти Матрёны?


  • Он вообще не приходит на похороны, он занят спасением горницы, этот ненасытный старик, потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы.

Учитель:

  • А всегда ли таким был Фаддей?

Ученик:

  • Нет, в юности был совсем другой - неслучайно ведь любила его Матрёна, в том, что он изменился есть и доля вины Матрёны, ведь именно она не дождалась его с фронта и т. д.

Учитель:

  • Горек итог рассказа. Матрёна - одна в селе, таких же людей как Фаддей, для которых слово добро имеет только материальный смысл - очень много.


  • Кем можно назвать Матрёну?

Ученик:

  • Милосердной, доброй, отзывчивой, праведник.

Учитель:

  • А теперь давайте прочитаем лексическое значение слова праведник.

Ученик:

  • Праведник - человек ни в чём не погрешающий против правил нравственности ( иронич).

Учитель:

  • Это точная характеристика Матрёны. И всё бы нормально, если бы рядом с этим определением не стояла в словаре помета - ( иронич ).


  • Действительно, отношение окружающих к Матрёне вполне соответствует такому толкованию.


  • А что вы думаете о Матрёне?


  • Какие нравственные ценности присуще ей?

Ученики:

  • Она была проста, добра, бескорыстна.


  • Матрёна единственная в деревне живёт в своём мире, она устраивает свою жизнь трудолюбием, честностью, добротой терпением, сохранив при этом свою душу и внутреннюю свободу.


  • Матрёна не злая, умеет прощать, никогда не завидовала, а радовалась чужой удаче и счастью.


  • Матрёна по - народному мудрая, рассудительная, умеющая хранить добро и красоту, улыбчивая и общительная, по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой « двор».

Учитель:

  • Матрёнин двор - Матрёнин мир - особый мир праведника. Мир духовности. Добра и милосердия, о котором писали ещё Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Трагическая гибель Матрёны высветила главное в её жизни. « Не гналась за обзаводам. Не выбивалась, чтобы купить вещи, а потом беречь больше жизни. Не гналась за нарядами и одеждой приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого по пословице: «Не стоит село, ни город, ни вся земля наша».


  • Как понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?


  • А встречаются ещё в наши дни такие люди как Матрёна?

Ученик:

  • Да, но очень редко, потому что они вызывают насмешку, их не понимают окружающие, а порой они вызывают раздражение.

Учитель:

  • А что нужно сделать, чтобы таких людей было бы больше, и они воспринимались окружающими?

Ученик:

  • Надо никогда не лгать, жить, не теряя совести, жить по правде.

Учитель:

  • В одной из своих статей «Жить не по лжи» А.И. Солженицын писал: « Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю, скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг - замкнулся, и выхода действительно нет? Автор верит в обратное, что самый простой, самый доступный ключ нашему освобождению личное не участие во лжи. Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня, и тогда будет как в русской пословице: « Одно слово правды весь мир перетянет».


  • А теперь вернёмся к теме и эпиграфу нашего урока


  • Как вы думаете мы сумели раскрыть тему урока? А слова эпиграфа соответствуют образу Матрёны?


  • И всему сказанному хотелось добавить, не смотря на трагические события в рассказе, рассказ выдержан на какой - то очень тёплой, светлой ноте, настраивая читателя на добрые чувства, а так же на серьёзные размышления. Пожалуй, в наше время это особенно важно.

Итоги урока

Ваше домашнее задание: Написать рецензию на рассказ « Матренин двор» А.И. Солженицына.

Спасибо за урок.







© 2010-2022