Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования Республики Казахстан

КГУ «школа-лицей №9 г. Темиртау»


Направление: Гуманитарное

Секция: литература



Тема: Правила этикета. Григорий Остер

«Книга для непослушных детей и их родителей».


Автор: Туреханов Максад

Ученик 5 «Ә» класса

Руководитель: Оразова Закира Бекмурзаевна

Учитель русского языка и дитературы



Темиртау 2015

Оглавление:


  1. Введение………………………………………………3 стр.

  2. Теоретическая часть ………………………………….6 стр.

    1. История этикета………………………………..6 стр.

      1. Из истории Франции, Египта, России…… 6 стр.

      2. Приветствие у разных народов……………7 стр.

    2. Исследовательская часть…………………… .7 стр.

      1. Анкетирование…………..………………...8 стр.

      2. Рекомендации………………………………8 стр.

  3. Заключение…………………………………………..9 стр.

  4. Приложение……………………………………10 стр.

  5. Список используемых источников литератур…..…..11 стр.








Тема моей исследовательской работы возникла случайно. Как-то я прочитал книгу Григория Остера. В своей «Книге для непослушных детей и их родителей. Послушным детям читать запрещается!» Г.Остер нарочно дает нам неправильные советы…. Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите - сам дурак.


Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.

Цель моего проекта - предложить сочинить полезные советы, выяснить, как правильно вести себя в разных ситуациях ( в школьной столовой, на перемене). Одним словом, знаем ли мы этикет, попытался выяснить в своем исследовании, почему школьники не всегда культурно ведут себя. Для этого я провел анкетирование в классе, наблюдал за ребятами. План моего исследования состоит в следующем:

  1. Рассказать об истории этикета.

  2. Рассказать о разных видах этикета в классе.

  3. Составить основные правила поведения для школьников.

Я думаю, что тема моей работы является актуальной. С первых дней в школе ребята знакомятся с правилами поведения в школе, в столовой, на перемене. Однако не все школьники культурно ведут себя.

Ребята не задумываются, что та или иная ситуация иногда требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому я решил изучить хотя бы некоторые из них и познакомить с ними своих сверстников. В ходе исследования я провел анкетирование учащихся 5-ых классов нашей школы, где я выяснил уровень сформированности правил этикета.

Цель: узнать, насколько ребята владеют правилами этикета.

Объект исследования: учащиеся 5 классов.

Предмет исследования: правила речевых приветствий, поведения в школе.

Задачи:

1. Изучить историю этикета.

2. Рассмотреть правила общения у различных народов.

3. Исследовать правила поведения школьников.

Актуальность этой работы определяется недостаточной изученностью поставленной проблемы.

Нами было проведено анкетирование, интернет-опрос, которые убедили нас, что наша работа необходима и актуальна.

Ожидаемый результат:

- изучены приветствия разных народов;

- проанализированы вежливые слова, фразы в русских и казахских языках;

Гипотеза: Если мы изучим правила этикета, то мы выявим, что ,используя в своей повседневной жизни вежливые слова, мы формируем свой характер, в будущем нам легко будет общаться с окружающими нас людьми. Одним словом, мы становимся коммуникабельными и вежливыми, нам легко общаться с людьми.

Новизна исследования:

В данной работе впервые рассматриваются вежливые фразы, слова в сопоставительном аспекте.

Этапы исследования:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач, гипотезы.

3. Определение методов исследований.

4. Планирование.

5. Сбор материала, работа с литературой, интернетом.

6. Обработка информации.

7. Сравнение результатов с гипотезой.

8. Выводы.

9. Оформление работы.

Область практического применения:

Целесообразно использовать материалы данного научного проекта в процессе преподавания русского языка и литературы в школе. Результаты исследований могут быть представлены в форме сообщений, докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях, помещены в школьные стенгазеты. В данном случае учащиеся не только знакомят своих одноклассников с результатами проделанной научной работы (выполняют просветительскую функцию), но еще и стимулируют интерес других к научной деятельности.

Методы исследования:

  1. Теоретический (изучение имеющейся литературы по теме).

  2. Социологический метод ( интернет-опрос)

Практическое применение данной работы возможно на уроках литературного чтения в школе, в кружках, во внеурочное время и на классном часе.

Таким образом, из данного исследования я сделал следующие выводы: культура, мораль, нравственность вырабатывались на протяжении многих веков. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. С помощью слов можно рассказать решительно обо всем. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание.

Для начала я расскажу вам, что такое этикет и как он возник.

Если обратимся к словарю Ожегова, то слово «этикет» имеет следующее значение: ЭТИКЕТ, -а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. II прил. этикетный, ая, -ое.

Итак, этикет - это совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям.

Этикет в стихах

Что такое этикет -

Знать должны мы с детских лет.

Это - нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ.

Этот самый этикет.

Нормы поведения существовали уже в Древнем Египте, Греции, Индии, во Франции. Слово «этикет» появилось во Франции при короле Людовике XIV (рис. 1). Этикет означал воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Средневековый рыцарь, приветствуя, снимал шлем. Так он показывал, что он находится среди друзей. Позже дворяне снимали или приподнимали шляпу и также хотели показать, что они находятся среди друзей. Потом уже стали снимать шляпу перед вышестоящим лицом, а когда приветствовали равного, то просто притрагивались к головному убору. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор.

Даже короли Франции, приветствовали женщин, дотрагиваясь рукой к шляпе. И так сохранился ритуал и в XIX веке. И не менялся на протяжении многих столетий.

Этикет в Египте. С давних времен философы, писатели давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. был сборник добрых советов «Поучения Кочемни», в котором в виде рекомендации отца сыновьям давались правила приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда египтяне пользовались столовыми приборами, а также есть красиво, бесшумно.

Этикет в России. В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. ПетрI , который много путешествовал по Европе, очень хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I в 1717 году вышла книга о хороших манерах «Юности честное зерцало». Она была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанный дворянин должен быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Приветствие. Уважая людей, нужно любить свой народ, и свой язык, и свою национальную культуру. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила трактуются по-разному. К примеру, приветствие. Как люди приветствуются друг друга? У каждого народа существует свои обычаи приветствовать друг друга, но люди встречаясь, одинаково желают друг друга добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде.

Обычай рукопожатия имеет свою историю. Человек протягивал

невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. Сейчас эта традиция сохранилась и у нас. Люди подают при встрече друг другу руки.

Англичане приветствуют знакомого вопросом «How do you do?» -

( означает дословно « Как ты действуешь?», французы приветствуют? «Comment ca va?» - означает( Как оно идет?), немцы приветствуют

- Wie gents? ( Как идется?)

Итальянцев не интересуют дела знакомого, при встрече он воскликнет: «Come cta?» - «Как стоишь?», китаец поинтересуется: «Ел ли ты сегодня?», зулусы говорят: «Я тебя увидел!», гренландцы просто скажут: « Хорошая погода!», а индейцы оптимистично воскликнут: «Все хорошо!». Персы посоветуют: «Будь весел!», арабы приветствуют: «Мир с тобой!», а евреи - «Мир вам». Самы распространенные приветствия у монголов: «Как ваш скот?» и «Как кочуете?». В Малайзии спрашивают: «Куда ты идешь?» ( на что расплывчато отвечают: «Погулять»). Знаменитый «Салам!» означает «Мир тебе!» ( как и «Шалом»).

Индейцы из племени маори для приветствия должны прикоснуться друг другу носами (рис.5). Жители племени масаи в Африке перед тем, как приветствовать друг друга, плюют на руки. Эскимосы, приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Латиноамериканцы обнимаются.

Вежливый разговор по телефону. Услышав телефонный звонок, поспеши взять трубку, а сказав «алло», не забудь ответить на приветствие. Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твоё любопытство - «кто это?», «а зачем она вам?» - будет бесцеремонно. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны. Если тебе позвонили, а ты занят, то скажи, извинившись, что перезвонишь.

Уже в школе мы понимаем, что легче в обществе тому человеку, который обладает культурой общения. И это не случайно, ведь она свидетельствует об интеллекте и этике ученика, его воспитании.

Многие учащиеся знают правила этикета. Однако не все дети используют в своей речи слова «спасибо», «благодарю», «простите», «извините».

В школе существуют определенные правила, которые должны соблюдать все школьники и учителя. Поэтому познакомимся с моим исследованием, проведенным в школе-лицее №9 среди учащихся 5 -х классов. Цель: узнать, воспитаны ли ученики нашей школы, обладают ли культурой поведения. Всего в анкетировании участвовало 57 учащихся. Были предложены следующие вопросы:

  1. Здороваешься ли ты с учителями? «Да» - 50 учащихся, что составило 88%, «иногда» -7 учащихся (12%).

  2. Здороваешься ли ты с техперсоналом? «Да» - 10 (18%); «нет» - 9 (16%); иногда - 38 (14%).

  3. Благодаришь ли ты работников столовой? «Да» -18(32%); «нет» - 8(14%); «иногда» - 31(54%).

  4. По утрам говоришь ли ты «доброе утро»? «Да» -23(40%); «нет» -13(23%); «иногда» - 21(37%).

  5. Здороваешься ли ты с одноклассниками? «Да» -48(84%); «иногда» -9 (16%).

  6. Какие слова используете для приветствия: «приветик» - 9(16%); «здорово» - 29(51%); «здравствуйте» - 19(33%).

  7. Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо, благодарю» - «всегда» - 47 (82%); «иногда» - 10(18%).

  8. Используешь ли ты в своей речи слова «простите, извините» - «всегда» - 53 (93%); «иногда» - 4(7%).

  9. Какие слова ты используешь. Если тебе нужно отказаться от чего-либо? - «не буду» -0, «»извините, не могу» - 0, «не хочу» - 57 (100%).

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5 классов соблюдают правила этикета, здороваются с учителями и одноклассниками, говорят друг другу вежливые слова. Но вместе с тем, есть и отрицательные стороны: только 18% учащихся всегда здороваются с техперсоналом, только 32% учащихся благодарят

работников школьной столовой. И при отказе от какого-либо поручения 100% наших учащихся отвечают «не хочу». Все это приводит к размышлениям о том, что нам надо уважать труд техперсонала и работников школьной столовой. Мы должны научиться относиться к ним доброжелательно, ведь от их труда зависит наш комфорт в школе. Они нам создают атмосферу чистоты, порядка и вкусного обеда.

Хотелось бы дать несколько рекомендаций, как вести себя в школе.

  1. В школу приходить лучше за 10-15 минут до начала зарядки.

  2. На время уроков обязательно выключай звук на мобильном телефоне.

  3. Соблюдай чистоту и порядок на своей парте.

  4. На перемене надо отдыхать. Не кричи, не принимай участия в потасовках. Лучше наберись сил перед следующим уроком.

  5. В школьной столовой соблюдай очередь.

  6. Посуду после еды убирай за собой и благодари работников столовой.

Наверняка вам трудно запомнить все эти правила. Как их запомнить?

Когда эти правила вы соблюдаете каждый день, то любой полезный навык становится привычкой.




Приложение

Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Рисунок 1. Король Франции Людовик X IV.

Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Рис.2 Обычай рукопожатия в Египте.

Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Рис.3 Приветствие буддистов.

Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Рис.4 Приветствие индейцев.

Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Рис.5 Приветствие индейцев из племени маори.

Научный проект учащегося по теме: Вежливость (по мотивам работ Г. Остера)

Рис.6 разговор по телефону.



Список литературы

  1. Г.Остер. «Книге для непослушных детей и их родителей. Послушным детям читать запрещается!»

  2. Сайт knigge.ru

  3. Сайт km.ru

  4. Соловьева. Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: Учитель.-2003.-№6.- с.60.

11


© 2010-2022