- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа с видеосюжетами на уроках русского языка
Работа с видеосюжетами на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Янгляева Г.Р. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа с видеосюжетами на уроках русского языка
Для развития и совершенствования речевых навыков семиклассников на уроках русского языка используются видеосюжеты. Они позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров. Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями, фотографиями, потому что, пользуясь видеомагнитофоном, «картинку» можно остановить, то есть смотреть сюжет при необходимости можно и в динамике, и в статике, а еще есть возможность повторного просмотра.
Сюжеты для уроков подбираются из видеофильмов различной тематики в зависимости от темы творческой работы учащихся. Это могут быть фрагменты из научно-популярных фильмов о природе, о спорте, об искусстве, из художественных фильмов, из тележурналов («Ералаш», например) и других телепередач. Разумеется, необходимо учитывать воспитательный характер этих фрагментов и соответствие возрасту учащихся. Понятно, что такая работа с видеосюжетами должна регламентироваться.
Использование видеосюжетов на уроках развития речи помогает в обучении умению наблюдать, видеть, анализировать и переводить свои наблюдения в речь.
Рассмотрим вариант урока на тему «Собирание материала к сочинению»
(7-й класс), цель которого - обучение умению наблюдать и отбирать необходимый материал. В начале урока ставим цель перед учениками и раздаем им листы с таблицей, которая поможет им сделать записи, зафиксировать определенные детали при просмотре видеосюжета. Таким образом, подготовленная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра видеосюжета семиклассники были настроены на решение основной задачи данного этапа урока. Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7-10 минут. Так, например, фрагмент из видеофильма «Рапсодия леса» ученики смотрят в течение десяти минут, получая эстетическое наслаждение от просмотра. После просмотра фрагмента выясняем общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось. Такая беседа позволяет определить, кто был внимателен, кто более полно осознал содержание видеосюжета. Становится ясно, в каком направлении работать далее, на что обратить внимание. Беседуя с классом, учитель рассказывает и показывает, как делать записи, подводит к необходимым выводам. Обучает умению составлять композиционную схему, план.
Затем ученики повторно смотрят фрагмент и заполняют таблицу (впоследствии, когда дети приобретут навыки такой работы, они будут не только заполнять, но и самостоятельно составлять таблицу). В зависимости от изучаемой темы и от задач урока таблицы могут быть разные. При изучении, например, темы «Причастие» в таблицу можно включить колонку с соответствующим названием.
План
Эпитеты,
сравнения,
метафоры
Выразительные глаголы
Причастия
А теперь, когда план составлен, ученики пишут вступление, затем желающие читают свое выступление, а остальные слушают и обсуждают эту часть сочинения. Дома ученики продолжают работу над сочинением в черновике, а потом переписывают его в чистовик.
Использование видеосюжетов при подготовке к сочинению позволяет увидеть предмет с разных точек зрения, близко и на расстоянии, что облегчает сбор материала к сочинению. В связи с этим видеофильмы целесообразно использовать для работы над сочинением-описанием. Видеосюжеты помогают показать композиционные особенности повествовательного жанра. А для работы над рассуждением бывает просто необходимо использование видеофильма.
Кроме того, видеофильмы на уроках русского языка помогают ученикам освоить способ применения правил на практике. При изучении в 7-м классе темы «Модальные частицы» для закрепления полученных знаний обращаемся к видеофрагменту из «Ералаша». Фильм называется «Турист-89». Используем прием озвучивания. Дается задание озвучить диалог в видеосюжете, обязательно вводя в реплики (где необходимо) вопросительные, восклицательные и указательные частицы (частицы можно написать на доске). Смотрим начало фильма, а затем выключаем звук, и несколько учеников озвучивают диалог, употребляя модальные частицы. Записываем составленный диалог на доске и в тетрадях, а потом смотрим сюжет еще раз. Сопоставляем диалог, записанный на доске, и диалог в видеосюжете.
- Какие частицы вы услышали в разговоре героев фильма?
- А какие частицы употребили вы при озвучивании?
- Расскажите, для чего служат модальные частицы в предложении.
А дома учащиеся будут писать сочинение-миниатюру «Горе-турист» по просмотренному фильму с использованием модальных частиц.
Как видно из приведенных примеров, применение видеофрагментов на уроках русского языка при изучении языковых явлений и на уроках развития речи оправдано уже тем, что с их помощью интенсивно вводятся различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся, а также использование видеосюжетов позволяет в интересной форме закрепить изученный материал.