Урок письма Пиши мне письма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок письма «Пиши мне письма…»

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Учебные задачи:

1. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

2. Соблюдение стилевого единства письма.

3. Умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2. Воспитывать любовь к родному языку.

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…

Н. Кузовлёва.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами познакомимся с эпистолярным жанром. Что это за жанр? (Это жанр письма.)

Многие скажут: а зачем нам это ? Мы и позвонить можем, и СМС-ку послать… Да и по СКАЙПУ поговорить. Какие там письма? Разве они кому-то нужны? Да, с этим трудно спорить, но скажите, ребята, вам приятно получать письма от родных и близких? Нравится их читать?

А чего не хватает коротким мобильным сообщениям и звонкам? (Не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо от близкого тебе человека, ты словно разговариваешь с ним по душам)

Надеюсь, теперь вы без труда ответите: в чём смысл эпиграфа?

А что ещё теряется в нашей жизни с уходом писем? (Умение их писать, а грамотность так совсем пропадает.)

  1. Этап целеполагания.

Учитель:

Мы должны сегодня научиться грамотно писать письма и правильно заполнять конверт.

Но сначала мы узнаем об истории возникновения письма и почты.

  1. Этап погружения в историю письма.

Выступление подготовленного ученика:

Письма имеют богатую историю. Самые первые письма были «живые»: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились предметные письма, т. е. с помощью предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак в знак мира. На основе этого древнего обычая возникло выражение «трубка мира» для определения дружеских мирных отношений между людьми, между народами. У восточных славян поднесение хлеба и соли расценивалось как выражение радушия и благожелательности. Отсюда обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью. Засохшая ветка сообщала о болезнях, стрела - о войне. Интересно предание о письме, которое скифы послали в ответ на требование персидского царя Дария покориться. Были посланы мышь, лягушка, птица, пять стрел. Это означало: « Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов их всё равно найдут.»

Третий шаг письма - это рисуночное письмо, т. е. вместо предметов стали использовать рисунки.

Учитель : Но ведь письмо - слово многозначное. Что еще оно означает? (Письмо ещё и азбука, умение писать буквы.) Письмо было в виде значков (идеография), потом стали использовать звуковое письмо, в котором были только согласные звуки, слоговое письмо. Греки создали свою азбуку на основе финикийского письма, а в 9 веке возникла славянская азбука.

Выступление подготовленного ученика:

Началом истории русской почты принято считать 885 год, но доставка писем была упорядочена только в 984 году. Государственную почту России организовал в 1665 году боярин Афанасий Ордин - Нащокин, который говорил, что государственная почта - «это великое государственное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет».

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Они оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, откуда их забирали другие корабли и отправляли по адресу. В Санкт - Петербурге первый почтовый ящик появился 1 декабря 1848 года.

Символом почты при царе Петре 1 стал почтовый рожок, потом его заменили поддужные колокольчики. С тех пор лихая почтовая тройка с колокольчиками живёт как символ России.

При Пётре 1 придумали «Приклады, или как пишутся комплименты разные или как писать письма разным особам», а указом от 1701 года царь запретил подписываться «полуименами», т. е. уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки. Понаблюдайте за своей речью: нет ли в ней запрещённых более двух веков назад обидных кличек - «полуимён»?

  1. Практическая часть урока.

Учитель:

Какие бывают письма? (Дружеские ,деловые, письмо-рассказ, поздравление, просьба, благодарность).

Для чего мы пишем письма? (Какие коммуникативные задачи мы ставим перед собой?)

  • Сообщить, оповестить

  • Поздравить

  • Извиниться

  • Поделиться чувствами, впечатлениями

  • Поблагодарить и т. д.

Алгоритм написания письма:

  • Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте, …)

  • Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  • Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

  • Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

  • Подпись. Дата.

Правила заполнения конверта:

  • От кого…

  • Откуда…

  • Индекс…

  • Кому…

  • Куда…

  • Индекс…

Учитель: А теперь познакомьтесь с одним письмом («Письмо в редакцию», стих-е С. Маршака)

Нижеподписавшийся волка повстречал.

Вышеупомянутый громко зарычал.

А вокруг всё цветики - просто благодать.

По причине этого жалко пропадать.

Нижеподписавшийся крикнул: «Караул!»

И на полной скорости к речке драпанул.

Вышеупомянутый, голодом томим,

В том же направлении кинулся за ним.

К счастью, тут охотничек мимо проходил,

Каковой впоследствии волка застрелил.

Нижеподписавшийся просит за спасение

Выразить охотничку это поздравление.

  • Чем интересно это послание? (Оно смешное)

  • На чём основан комический эффект? (На смешении стилей)

  • Какие стили здесь смешаны? (Официально-деловой, художественный, разговорный)

  • Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.

  1. Задания учащимся:

  • напишите письмо-поздравление вашей первой учительнице с Днём учителя, пользуясь алгоритмом письма.

  • Заполните конверты, находящиеся у вас на партах.

Через 10 минут подводим итоги, читаем письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

  1. Рефлексия:

  • О чём мы с вами узнали на уроке?

  • Чему вы научились?

  • Убедились ли вы в том, что писать письма нужно?

  • Понравился ли вам урок?

  1. Домашнее задание:

Напишите письмо по одной из номинаций:

  • «Письмо президенту»

  • «Письмо другу. Яркое событие моей жизни»

  • «Письмо моей семье»

  • «Хочу рассказать тебе о своём родном крае»



















Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Соломенского Степновского района Ставропольского края





На конкурс «Лучший урок письма»

УРОК ПИСЬМА «ПИШИТЕ ПИСЬМА…»



Дорофеева Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5

Адрес: с. Соломенское Степновского района

Ставропольского края, пер. Новый,7









2013 год.

© 2010-2022