- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Терминологические упражнения как форма межпредметной связи
Статья Терминологические упражнения как форма межпредметной связи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исакова Ш.С. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Терминологические упражнения как форма межпредметной связи
Терминологические (экскурсы) на занятиях русского языка в область другой науки связывают обычно с грамматическим (языковедческим) разбором специальных терминов и слов.
Такие упражнения, рассчитанные на осмысленное восприятие изучаемых слов, всегда способствуют более углубленному освоению и прочному запоминанию фактического материала.
Поэтому, не говоря уже о внеклассных занятиях (языковедческий кружок, тематические вечера, олимпиады и т.п.), такого рода упражнения с терминами полезно уделять 5-10 мин. И на некоторых уроках русского языка и литературы и делать это систематический (например, один раз в неделю, через одно-два занятия и т.д.).
Приведу несколько конкретных примеров.
Касаясь терминов, распространенных в технике и промышленности, можно отметить большое количество появившихся за последние годы неологизмов ( телетайп, акваланг, компьютер, лазер, ноутбук, радар, робот и т.д.).С интересом ученики работают над синонимами: астронавт и космонавт, гидронавт и акванавт, автомобиль и автомашина, самолет и аэроплан (архаизм) и др., над сложносоставными словами с общей основой международного фонда: гидромонитор, гидронавт, гидроплан, гидропульт; автомобиль, автобус, автодром, автострада, автоклав, автокар, автомат, автопилот; над терминами, образованными от собственных имен ученых и изобретателей, как-то: дизель, дрезина, верньер.
Следует отметить, что особенно много подобных нарицательных существительных встречается в физике, где целый ряд физических величин назван в честь ученых их именами, как например: ампер, кулон, , герц, гаусс, рентген и другие.
Полезно отметить, что в химии целый ряд химических элементов (так называемых трансурановых) назван в честь великих ученых (химиков и физиков): кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий, курчатовий. Весь вышеуказанный материал целесообразно приурочить изучению имен собственных.
Весь этот богатый материал использует в той или иной степени в зависимости от конкретных условий (подготовки учащихся, их интереса к предмету, возрастных особенностей и т.п.).
Совместно с руководителем географического кружка нами был составлен перечень популярных негеографических терминов географического происхождения, с которыми были ознакомлены учащиеся старших классов.
Таковы названия минералов (андалузит, англезит, ильмениг, лабрадор) и ряда химических элементов (америций, европий, галлий, франций, германий, полоний и др.).
Из исторических терминов, широко применяющихся и в других общественных науках, был рассмотрен следующий перечень (согласованный с учителем историй) : патриотизм, интернационализм, демократ, плебисцит, революция, партизан, пацифизм, шовинизм, фашизм, бойкот и др. Специально были выделены и изучены другие заимствования (блицкриг, бундесвер, босс, бизнес, вермахт, геноцид, апартеид, супермен, конгрессмен, экстремист и т.д.).
Наконец, для терминологических упражнений использовались некоторые термины и из области математики. Так, изучая переход прилагательных в существительные, мы приводили в качестве примеров математические термины - прямая, кривая, касательная, секущая.
В заключение следует отметить, что подобные терминологические упражнения (при удачной их постановке) способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их лексикона, повышению культуры речи. В итоге и любовь к языковедческим исследованиям и родному языку.