Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг---- -лож-»

Данный урок был проведен в рамках подготовки к аттестации и составлении портфолио учителя. на данном уроке присутствовали: администрация школы, коллеги. была подготовлена презентация. решались разнообразные задачи. в том числе универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, регулятивные. в частности: создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернская средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка

урока русского языка в 5 классе

по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-».

Авторы УМК: М. Т. Баранов,

Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.




Разработала: учитель русского

языка и литературы

МБОУ «Чернская СОШ №1» п.Чернь

Харламова Светлана Николаевна.











2013 год

Класс:5

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык.5 класс», Москва, «Просвещение»,2011г., автор: М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская,

Л.А. Тростенцова.

Название раздела, темы:морфемика.

Тема урока: «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

  • научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

  • закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;

  • тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя,

  • знать, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);

  • формировать умение применять на практике знания о корнях с чередованием;

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);

-словесные,

-проблемный.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки,учебник, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний

  5. Первичное закрепление.

  6. Физкультминутка.

  7. Закрепление изученного материала.

  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Литература:

1.Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М.:Просвещение, 2003.

2. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык

5- 9 классы», М.: Просвещение, 2007.

3. Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка», М.:Просвещение, 1998.

4.Л.А.Введенская, М.Т.Баранов. «Русское слово». М.:Просвещение, 1999.

5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. «Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений», М.: Просвещение,2010.

6.Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка / Л.В. Рацибурская. М. : Флинта : Наука, 2009. - 160 с.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:

  1. Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/bukvy---o-v-korne-lag-i-lozh


  1. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий

uchportal.ru/load/209-1-0-25411



№п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности .

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные :

умение слушать и понимать других.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Методы: словесные (беседа)

Здравствуйте! Я рада вас видеть! Поздоровайтесь друг с другом и с гостями.

Прозвенел долгожданный звонок, Начинается урок.

Ребята, покажите своё настроение на начало урока. (Жёлтая - отличное, радостное, зелёная - я устал, красная - я злой).

(Ребята поднимают карточки.)

В конце урока посмотрим, как оно изменится.

Записываем в тетрадях число, классная работа.

2.

Актуализация

Знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации;

Познавательные: строить высказывания в устной форме

Метод повторения,

фронтальный опрос.

Возьмите карточки на -з, -с .Давайте вспомним правило предыдущего урока.

Безболезненный, бесшумный, сбить, разжимать, распорядок, разгадать, вспорхнуть, искусать, бесконечный, безжалостный, распилить, вздыхать, вскрикнуть, бесцельный, рассмотреть.

Сформулируйте правило.

-Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

-Что изучает морфемика?

-Какие морфемы знаете?

А что такое чередование? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (Зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву).

При чередовании гласных в корне слов, можем ли мы проверить ударением написание той или иной гласной? (Нет.Необходимо знать условия выбора буквы для написания).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, ,прил.жить, изл.гать, в..зать,отв..рной, в.дяной,.

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).

3.

Постановка учебной задачи.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Методы: проблемного изложения.

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

4.

Усвоение новых знаний.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Методы: словесные(диалог),

частично-поисковые, работа в парах.

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило.

( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

- Что же нужно делать, чтобы правильно писать корни -лаг- -лож- . Давайте попробуем с вами составить алгоритм в тетради:

  1. Выделить корень.

  2. Определить значение корня.

  3. Найти признак, определяющий выбор орфограммы.

  4. Выбрать орфограмму: А или О.

А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом (дети высказываются).

В этом правиле есть исключение.

Искл. ПОЛОГ.

Учитель: Дома вы должны были найти в словаре лексическое значение данного слова.

Ответ. Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг- --- -лож-».

Учитель: Составьте с этим словом предложение.

Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

5.

Первичное закрепление.

УУД: коммуникативные: осваивать культуры общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание

УУД: познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

УУД: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

УУД: регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном).

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Методы: частично-поисковый, наглядный, работа в парах.

Теперь поработаем в парах.

Запишите глаголы и подберите к ним однокоренные существительные так, чтобы в корне получилось чередование гласных о-а.

Обозначьте изученную орфограмму.

Проверим результаты парной работы.

Предлагать

предполагать

слагать

прилагать

излагать

Ребята называют подобранные слова, проговаривая условия выбора орфограммы

(Предложение, предположение, сложение, приложение, изложение)

(Сличают с экраном)

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

6.

Физкультминутка.

Цель: профилактика нарушения зрения, повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока.

Написать открытыми глазами число, месяц, год рождения, или, зажмурив левый глаз, правым писать чётные числа от 1 до 10, зажмурив правый глаз, левым писать нечётные числа от 1 до 10.

7.

Закрепление изученного материала.

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Методы: частично-поисковый, работа в парах.

Положить или класть?

Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.

Поработайте в парах.

1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель.

2.Я прочитаю книгу и ……. её на место.

3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.

Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

УУД: познавательные: поиск и выделение важной информации, пошаговое выполнение задачи.

УУД: регулятивные: оценка результатов работы,умение обосновать свою точку зрения, грамотно формулировать ответ.

Методы: самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль, наглядные.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

8.

Рефлексия

УУД: личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: обобщить, сделать выводы, самооценка

Методы: словесные

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Какую орфограмму сегодня изучили?

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?

Интересно ли было?

Покажите при помощи карточек ваше настроение . (Карточки)

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

9.

Домашнее задание по выбору

УУД: личностные:

самостоятельно выбрать тему домашней работы.

УУД: регулятивные:

выполнить все требования к домашней работе

УУД: коммуникативные:

обсудить возникающие затруднения по домашней работе

1. Выполнить упражнение из учебника 2. Составить карточку для соседа на изученноеправило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях) 3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.

Выставление оценок



© 2010-2022