Пример сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (М. Соболь)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Текст

1)Около станции строили дополнительные пути. (2)Висело объявление: «Требуются рабочие на любой срок. (3)Плата посуточно» . (4)Меня и моего попутчика, пожилого человека по фамилии Скрипка, бродягу со стажем, это вполне устраивало.

(5)На рассвете всех завербовавшихся разбили попарно, выдали по лопате и лому на брата и вывели на стройку. (6)Братва попалась бывалая, оторви да брось, но работать они умели. (7)Нам со Скрипкой отвели участок - и через пять минут я понял, что судьба дала мне в напарники отъявленнейшего лодыря. (8)Афанасий Федорович ковырял землю ломом с неповторимым изяществом - так, вероятно, модницы чистят ногти. (9)А на лопату смотрел с брезгливым удивлением. (10)Однако платить нам будут на двоих - значит, хотя бы одному придется потрудиться. (11)Я был молод - и я приналег.

(12)Вечером в палатке они разговаривали со Скрипкой только многоэтажной руганью. (13)К артельному столу его не допустили. (14)Зато мне дали почетное место, солидную деревянную ложку, всячески нахваливая - в укор напарнику - мое трудовое рвение.

(15)А мне кусок не лез в горло. (16)Мне было свирепо жалко моего товарища, грустно и беззащитно сидящего в углу. (17)Но двенадцать часов с лопатой и ломом взяли свое - через некоторое время я уже уплетал наваристые щи с мясом без особых угрызений совести.

(18)И вдруг из угла прозвучал низкий печальный голос:

Занедужил я в дороге,

тай набрався я беды.. .

(19)Братва возмущенно взъерепенилась, но Скрипка продолжал петь. (20)Он пел, не обращая внимания на выкрики, на дымящиеся щи, он будто забыл, что голоден, - пел просто так, сам для себя, пел безучастно, и к кому не обращаясь: казалось, просто отводил душу.

(21)Постепенно ложки стали опускаться в котел все реже и реже. (22)Афанасий Федорович завел вторую песню, потом третью. (23)С каждой песней крепчал его голос, с каждой песней медленней двигались ложки. (24)Он словно завораживал всю нашу компанию - и, надо сказать, это ему удалось.

(25)Честное слово, у Скрипки не было никакого голоса. (26)Но был чертовский артистизм, было точное ощущение и того, что он исполнял, и того, какая перед ним аудитория, был, я утверждаю это, подлинный талант. (27)Я смотрел на просветлевшие, ставшие вдруг добрыми лица отпетых этих забулдыг и готов был и завтра копать за двоих, лишь бы ещё услышать голос Афанасия Скрипки.

(28)Много, много позже прочитал я строчки Заболоцкого о «неразумной силе искусства» . (29)А тогда моего Скрипку чуть ли не силой подтащили к котлу, просили - нет, умоляли - петь еще и еще и при расчете выдали нам втрое больше положенного.

(30)Меня не уговаривали остаться. (31)А его уговаривали - и уговорили. (32)Впрочем, он кочевряжился больше для вида. (33)Условия были превосходными - ни лопаты, ни лома, только песни по вечерам и гонорар как за двойную норму.

Марк Соболь

Рецензия

Что такое истинный талант? В чем секрет его влияния на людей? В чем его сила? Во все времена этими вопросами задавались не только поэты, художники, писатели, но и далекие от творчества люди. Этой проблеме посвящен и текст Марка Соболя.

Раскрывая проблему подлинного таланта, автор рассказывает нам историю, которая, возможно, происходила в реальности. Повествование от первого лица помогает читателю понять переживания рассказчика, ощутить себя участником событий. Мы знакомимся со Скрипкой, главным героем рассказа. Оказавшись «отъявленным лодырем», он сумел покорить тех, кто рядом с ним, простых работяг, своим потрясающим певческим талантом. Автор позволяет нам увидеть, как меняются лица «забулдыг», этих бродяг «оторви да брось». Их лица светлеют, добреют под влиянием пения Скрипки. Неслучайно автор напоминает нам слова Н. Заболоцкого о «неразумной силе искусства»: оно воздействует не на разум человека, а на его душу, на его чувства.

Таким образом, становится очевидной позиция автора: подлинный талант - это не физические данные - красота голоса или его сила. Это «чертовский артистизм» и понимание артистом того, что он исполняет и для кого.

Соглашаясь с позицией автора, я хочу добавить, что настоящий талант - это еще искренность, неподдельность чувств исполнителя. Можно в совершенстве овладеть секретами мастерства в каком-то виде творчества, но невозможно научиться любить то, что ты делаешь, и передавать эту любовь публике.

Вспоминается роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Наташа Ростова как раз не обладала никакими уникальными вокальными данными. Но ее искренность, умение вложить душу в исполнение музыкального произведения покоряли сердца слушателей. Когда Николай Ростов проиграл огромную сумму денег в карты, он был близок к самоубийству. И только голос поющей Наташи вернул ему желание и силы жить. Талант проявляется именно в этом - в способности задеть душу и подарить ей радость, а не в мастерстве и не в технике исполнения.

Я, как и многие, с увлечением смотрю «Голос» на 1 канале телевидения. И меня часто поражает то, как непрофессиональные исполнители бывают способны заставить публику плакать от глубины переживаемых впечатлений. Пускай и голос исполнителя далек от совершенства, и произведение давно известно и звучало уже много раз, но сила чувств, вложенных в исполнение, заставляет души слушателей трепетать и замирать от восторга. Это, наверное, и есть настоящий талант и настоящее искусство.

Вопросы, затронутые в этом тексте, интересны, актуальны, они всегда волнуют людей. Марк Соболь помогает нам найти ответы на эти вопросы.

368 слов

© 2010-2022