Открытый урок по русскому языку в 7 классе по ФГОС по теме Буквы Е-И в приставках НЕ-и НИ-отрицательных наречии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий».

  1. Цель урока: показать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни-; развивать умение написания не и ни в наречиях и других частях речи.

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • умения правильного написания не и ни в наречиях и других частях речи;

  • формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • формирование мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  1. Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить беглые гласные в словах;

развить умение определять беглые гласные, чередование звуков;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

4.Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

5. Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

6. Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

УУД.

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

Приветствие

учащихся

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2

Актуализация и проблемное учебное действие

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности(самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

-Запишите предложение (на слайде)

Никогда не забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. Ни у кого не вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. Никто из современных ему поэтов не мог с такой искренностью раскрыть мир своей души ,ничьи произведения так не волновали , нигде не находил читатель такого музыкального ,певучего стиха.

-Какая повторяющаяся орфограмма встретилась в тексте ? (Правописание не и ни)

-В словах каких частей речи? (Глагол, местоимение, наречие)

Задание 1

Выпишите и объясните правописание:

1.глаголов с не - ни

2.местоимений с не-ни

3.наречий с не-ни

Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению программ, подводит к выводу о том, что объяснить правописание наречий с не-ни затруднительно, так как правило еще не изучено.

Осваивают лингвистические термины .Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

5 мин

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3

Выявление места и причины затруднения



























































Физкультминутка

На слайде:

Кто-никто чего-ничего

Какой-никакой кого-некого

-Ребята, вспомним, как же образуются отрицательные местоимения? (От вопросительных местоимений с помощью приставок не-ни)

-Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не, а когда ни? (Приставка не - ударная, а ни-безударная)

Запись третьего столбика.

Где-нигде

Где-негде

-По аналогии с местоимениями сформулируйте правило о написании наречий с не и ни.

-Изучение правила на стр. учебника 104-105

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова (Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.









Выполняют элементарные физические упражнения


4 мин

















3 мин

Познавательные: делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4

Целеполагание и построение выхода из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

На слайде:

7 вопросов - просто чудо!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?

-Упр.250-комментированное письмо ,выполнение заданий

Диалог с учителем. делают выводы, выполняют письменное задание.

7 мин.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

5

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

-Упр. 252-самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы

5 мин.

Познавательные :читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Проговаривание правила

-Сформулируйте правило выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

- Есть ли разница в правописании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях?

Выполняют задание, работают с учебником.

4 мин.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7

Включение в систему знаний и повторение

Обобщающий тест

1вариант

А1. В каком слове нет окончания?

1.Окно 3.плотно

2.дефис 4.прыгнул

А2.Какое наречие обозначает причину?

1.Невольно вскрикнула

2.старательно учил

3.бегут вприпрыжку

4.сделал назло

А3. В каком варианте ответа есть речевая ошибка?

  1. Пробежал быстрее всех;

  2. Играй более тише;

  3. Легче перышка;

  4. Действовал более настойчиво.

А 4.В каком варианте ответа есть определительное наречие?

1.Встретил вчера;

2.раздавался вдали;

3.увеличить слегка;

4.нарочно утаил.

В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении.

Вдруг отхлынул от сердца испуг еще скорее, чем прихлынул.

С1. Опишите, используя наречия, действия собаки.

Ответы: А1-3,А2-4,А3-2,А4-3,В1-2

Вариант 2

А1. В каком слове нет окончания?

1.Балкон 3.нарисовал

2.озеро 4.назло

А2. Какое наречие обозначает меру?

1.много 3.кое-как

2.невзначай 4.долго

А3 В каком варианте ответа есть речевая ошибка?

1.Петь громче;

2.изложить более подробно;

3.встать раньше;

4.пиши более аккуратнее.

А4. В каком варианте ответа есть обстоятельственное наречие?

1.Увеличить вдвое;

2.много сделать;

3.остановиться здесь;

4.мало тренироваться.

В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе.

С1. Опишите, используя наречия, действия кошки.

Ответы:А1-4,А2-1,А3-4,А4-3,В1-2.

Вариант 3

А1. В каком слове нет окончания?

1.Кефир 3.свернут

2.полотно 4.стойко

А2. Какое наречие обозначает цель ?

1.специально оставил

2.идет направо

3.холодно посмотрела

4.недавно познакомились

А3 В каком варианте ответа есть речевая ошибка?

1.Бежал быстрее ветра;

2.очень прекрасно образован;

3.изобразил более ярко;

4.строжайше запретил.

А4. В каком варианте ответа есть определительное наречие?

1.вполне достаточно;

2.обидел невзначай;

3.показал впереди;

4.идущий навстречу.

В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении

Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки.

С1. Опишите, используя наречия, действия птицы.

Ответы:А1-4,А2-1,А3-2,А4-1,В1-1.



Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

7 мин.

Познавательные, регулятивные УУД

9

Подведение итогов

Домашнее задание упр. 254

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

3 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД





















© 2010-2022