План-конспект открытого урока литературы в 7-ом классе. «Надо быть милосердным» (по повести В. К. Железникова «Чучело»)

Урок  учит  детей  милосердию,  умению  отстаивать  свою  позицию  убеждением, а не силой;  умению  находить  выходы  в  любой  конфликтной  ситуации;  приобщает  семиклассников  к  сложным  духовным и нравственным  поискам. Учит  детей  дискуссионному  исследованию,  обоснованию   своего  мнения  с  опорой на текст  художественного  произведения ,  выдвигать проблему; Учить  сравнивать  разные  произведения  искусства,  учить понимать язык кино, проводить параллели  между  языком  художественно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








План-конспект

открытого урока

литературы в 7-ом классе.

«Надо быть милосердным»

(по повести В.К.Железникова «Чучело»)




Учитель: Скребнева Татьяна Александровна














Цели урока:

Обучающие: используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой. Через композицию, систему персонажей проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе. Учить сравнивать разные произведения искусства, учить понимать язык кино.

Развивающие: учить детей дискуссионному исследованию, умению:

  • выдвигать проблему;

  • обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

  • проводить параллели между языком художественного произведения и кино;

  • развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

  • исследовать проблему, излагая результаты работы в школьном проекте.

Воспитывающие: приобщить семиклассников к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

Оформление урока:

  1. Портрет В.К.Железникова.

  2. Опорный конспект урока.

  3. Фрагменты кинофильма Ролана Быкова «Чучело»

  4. Мультимедиа-проектор, слайды к уроку

  5. Иллюстрации учащихся.

  6. Исследовательский проект ученицы «Конфликты и их разрешение»

Предварительное домашнее задание:

  1. Индивидуальное:

    • Выбрать персонаж, написать характеристику, дать оценку его поступкам.

    • Нарисовать портрет полюбившегося героя

    • Работа с толковым словарём (нравственно-этические термины: доброта, милосердие, унижение).


  1. Групповые:

  • Составить характеристику ребят 6-го класса в виде синквейнов-наоборот.

  • Выразительное чтение сцены сожжения чучела (гл.11)


Эпиграфы урока:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

Верю я: придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Прочитана повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело», многие из вас посмотрели фильм Ролана Быкова, снятый по этому произведению. И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, постараемся обозначить проблему, поднятую автором, и попытаемся найти решение этой проблемы.

Обратимся к эпиграфам урока.

  • Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

2. Погружение в проблему.

А я хочу зачитать вам письмо школьницы, которое совсем недавно было опубликовано в одной из центральных газет:

« Недавно я прочитала книгу В.Железникова «Чучело». Эта повесть потрясла меня тем, как точно писатель сумел показать жестокость среди подростков. Хотя книга написана давно, кажется, что писатель только вчера заглянул в нашу школу и вынес на суд читателя все, что творится в ней…»

  • Ребята, неужели и вправду «только вчера»? Неужели и правда «в нашу школу»?

  • Значит, судя по вашим ответам, эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело». Зачем? Для чего?

Ответы учащихся.

3. Беседа по повести.

  • Итак, повесть Владимира Железникова о глубоком, драматичном конфликте, произошедшем в детском коллективе. Давайте уясним, а что же такое конфликт? (Это столкновение двух или более точек зрения).

  • Когда возникла конфликтная ситуация в классе, о котором нам рассказал автор? Когда, по мнению коллектива, Лена предала класс? Или раньше?


  • Почему ребята в классе не приняли Лену? (Не такая, как все:)


  • Кто участники конфликта? Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - ответы учащихся, а с другой - ответы учащихся.


  • Давайте охарактеризуем каждого героя, каким вы его увидели.

Учащиеся дают характеристику Лены Бессольцевой (1человек), Димы Сомова (1человек) и всех остальных ребят - синквейны (2 человека)

Ученики получили индивидуальное домашнее задание: дать оценочную характеристику Лены Бессольцевой, Димы Сомова, Маши Мироновой, Шмаковой и др.

Причем, для характеристики одноклассников Лены можно использовать прием ТРИЗ «Синквейн», но наоборот. Высказать свои впечатления о героях при помощи лирического произведения-рефлексии. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

Название (обычно существительное) - 1 слово.

Описание (прилагательное) - 2-3 слова.

Действия - 3 глагола.

Чувство (фраза, состоящая из 4-5 слов, показывающая отношение к теме)

Повторение сути - синоним.


  • Почему у многих ребят нет имен, только фамилии и клички?


  • В чем же причина конфликта? Что одноклассники Лены считают преданностью, а что - предательством. (Ответы с опорой на текст). Шестиклассники из повести имеют превратные представления о том, что такое преданность и предательство. По их мнению, все обязаны поступать одинаково; даже если коллектив ведет себя неправильно, противоречить никто не имеет право: это предательство. Преданность для них заключается в понятии «быть, как все».


  • Почему в глазах ребят Ленка "чучело", а для Николая Николаевича "красавица", "чудный человек"? В чем истинная красота человека?


  • Что такое унижение? (Унижение - это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)


  • Какие произведения русской литературы, где описаны подобные ситуации, вы читали? (Л.Н. Толстой. «Детство». Сцена, где ребята, играя, унизили Иленьку. Мальчик плакал не от боли, а от отчаяния.)


  • Какой момент в повести, по вашему мнению, является кульминационным в данном конфликте? Эпизод сожжения чучела.

Обратимся к этому эпизоду. Чтение главы 11-ой (стр.290)


  • Вопросы после прочтения главы:

    • Лена говорит: «Чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом…на шее у меня…» Почему она говорит «у меня»?

    • Почему именно Димке предоставили право поджечь костер?

    • «Мне почему-то страшно не хотелось, чтобы чучело сгорело». Почему страшно не хотелось?

    • «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Почему другим? Как вы понимаете этот эпизод?


  • А теперь мы посмотрим этот эпизод в фильме Р.Быкова. Перед вами на слайде вопросы, прочитайте их перед просмотром эпизода, чтобы знать, на что обратить внимание.

    • Какими художественными средствами пользуется режиссер?

    • Как он расставляет акценты?

    • Как ему удается показать превращение коллектива в толпу?

    • Кому удалось убедительнее показать кульминационную сцену - писателю или режиссеру?


  • Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок». Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?


  • В итоге получилось так, что это именно Лена преподнесла ребятам урок. Какой? Что они вынесли для себя из всей этой истории? (Обратимся к тексту).


  • Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую - портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой. Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.


  • А вот такой её увидела Лиза, изобразившая её портрет.


  • И мы вновь обращаемся к эпиграфам и попробуем сформулировать урок, который получили все мы благодаря замечательной повести В.Железникова «Чучело». Ответы учащихся.


  • Думаю, что эта повесть научила вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. Ваша одноклассница Света, заинтересовавшись этим вопросом, для школьной научной конференции подготовила проект, фрагменты которого она представит сегодня. (Краткая защита проекта ученицы 7 класса Дьяковой Светланы «Конфликты и их разрешение»)

4. Поэтическая минутка. Чтение ученицей стихотворения Эдуарда

Асадова «Именем совести».

5. Домашнее задание.

  • Напишите письмо какому-нибудь герою этого произведения. Что бы вы ему сказали?

  • Читать повесть Алексина «Безумная Евдокия».



6

© 2010-2022