- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игра «Путешествие по сказкам В. И. Даля»
Игра «Путешествие по сказкам В. И. Даля»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Е.И. |
Дата | 25.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ИГРА «Путешествие по сказкам В. И. Даля»
Маршрутный лист команды______класса
Название команды___________________________
№
Название станции
Время пребывания на станции
Место проведения, ответственный
Баллы, примечание
«Биографическая»
10 минут
Библиотека
«Музей забытых вещей»
10 минут
Музей
«Шерлок Холмс, мсьё Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»
10 минут
Кабинет английского языка
«Театральная»
10 минут
Кабинет
литературы
«Растолкуй слово»
10 минут
Кабинет русского языка №1
«В мире сказочных слов»
10 минут
Кабинет русского языка №2
Итог участия в игре «Путешествие по сказкам В. И. Даля»:______баллов
Члены жюри: ____________
____________
____________
ИГРА «Путешествие по сказкам В. И. Даля»
Цель:
1. Вызвать интерес к личности В. И. Даля, его произведениям;
2. Развивать познавательные интересы обучающихся, мышление, память, воображение, способности высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать, умение коллективно решать проблему;
3. Прививать любовь к русскому языку и литературе.
Предварительная подготовка:
- обучающиеся к началу игры должны хорошо знать жизненный и творческий путь В. И. Даля;
- необходимо прочитать следующие сказки В. И Даля: «Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами», «Старик годовик», «Ворона», «Медведь-половинщик», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница», «Журавль и Цапля», «Привередница», «Лучший певчий», «Лиса и Заяц» и др.
Описание игры:
от каждого класса представляется команда в составе 5-6 человек.
Памятка для сопровождающих команды:
- сопровождать команду согласно маршрутному листу;
- на каждой станции контролировать время (указано в маршрутном листе);
- через пять минут после начала работы сообщать ребятам о времени.
1. Вступительное слово:
Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным, даже смерть отступает, если на помощь приходят верные и надёжные друзья. Эта дивная Страна сказок находится «за тридевять земель в тридевятом царстве». Когда мы произносим слова сказка, сказочный, перед нашим взором предстаёт мысленно особый, таинственный мир, мир, полный чудес. Произнесёшь волшебные слова: «Сивка-бурка, вещая каурка!» - и появится невиданный конь: из ушей - пламя, из ноздрей дым валит. Взмахнёшь волшебной палочкой - и исполнится любое желание. Герои сказок борются со злом, полсвета пройдут, чтобы помочь другу. В трудную минуту им приходят на помощь волшебники, звери и деревья, травы и птицы. Да это и понятно: добрые всегда защищают всё живое на земле, и природа отвечает им тем же. Сейчас нас ждёт мир сказок Владимира Ивановича Даля, учёного писателя, лингвиста и фольклориста.
Отправимся же в его сказочную страну!
2. Путешествие по станциям
3. Подведение итогов. Награждение
Станция «Биографическая»
Ответьте на следующие вопросы:
1. Когда и где родился В. И. Даль?
2. Кто были его родители?
3. Где получил В. И. Даль начальное образование?
4. Сколько было лет В. И. Далю, когда его отправили учиться в Петербургский морской кадетский корпус?
5. А что изучал В. И. Даль в Дерптском университете?
6. Под каким псевдонимом вступил В. И. Даль в литературный мир?
7. Что стало смыслом всей его жизни? Что принесло ему популярность и славу?
8. Назовите известные вам сказки В. И. Даля (1 балл присуждается при условии, если дети назовут 6 сказок, если больше - + 1 балл).
Критерий оценивания:
за каждый правильный ответ 1 балл + 1 балл + 2 балла можно получить за точную формулировку ответа и грамотную речь. Всего - 11 баллов
Станция «Шерлок Холмс, мсьё Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»
По описанию портрета и действиям литературного персонажа сказок
В. И. Даля назовите героя и сказку, в которой он фигурирует
1) «Жила-была …, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек…
Подметила это … и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!» (Ворона, сказка «Ворона»)
2) «Жила-была кума-…; надоело … на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:
- Впусти меня, Михаило Потапыч, я … старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу…»
(Лиса, сказка «Лиса и Медведь»)
3) «Вышел …. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул… первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул … второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул … третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул … четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы…
(Старик годовик, сказка «Старик годовик»)
4) «Жили-были …, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. … поднял комочек да и говорит:
- А что, …, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!»
(Старик со старухой, «Девочка снегурочка»)
5) «Пошла …, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит - другую увязит. Крылышко вытащит - клюв засадит; ну пришла и говорит:
- Журавль, я иду за тебя!»
(Цапля, «Журавль и Цапля»)
6) « А уж …испривередничалась, так такой не что на селе, а чай, и в городе не было! Ты подай ей хлебца не то что пшеничного, а сдобненького, - на ржаной …и смотреть не хочет!»
(Малашечка, «Привередница»)
Критерий оценивания:
за каждый правильный ответ 2 балла (1 балл за узнавание героя, 1 балл за указание сказки). Всего - 12 баллов
Станция «Музей забытых вещей»
Назовите персонаж сказки В. И. Даля, которому принадлежит данный предмет (+ название сказки):
1. Лапоть
(Лиса, сказка «Лиса-лапотница»)
2. Соха и борона
(Мужик, сказка «Медведь-половинщик»)
3. Кадочка с мёдом
(Медведь, сказка «Лиса и Медведь»)
4. Короб
(Тётка Варвара, сказка «Война грибов с ягодами)
5. Яблоки, ржаной хлеб
(Малашечка, «Привередница»)
6. Лубяная избушка
(Заяц, сказка «Лиса и Заяц»)
Критерий оценивания:
за каждый правильный ответ 2 балла (1 балл за узнавание героя, 1 балл за указание сказки). Всего - 12 баллов
Станция «Растолкуй слово»
1. Раскрой смысл устойчивых выражений, встречающихся в сказках В. И.
Даля: «как по маслу» («Девочка Снегурочка»), «красное лето» («Война
грибов с ягодами»), «шапками закидать» («Война грибов с ягодами»),
«как ни в чём не бывало» («Лиса-лапотница»), «хлеб-соль» («Лиса-
лапотница»), «куда глаза глядят» («Лиса и Заяц»).
2. Определите значение следующих слов и сочетаний: кузовок, ветошка,
прогалина, приняли в милость, нетореная дорожка, долговязый, полати,
прогневаться, лобызать, соха, борона, острог.
Примечание: можно справиться в толковых и фразеологических
словарях.
Критерий оценивания:
-
Самостоятельно определили смысл устойчивых выражений - 2 балла, нашли в словаре - 1 балл.
-
Самостоятельно определили значение слова или выражения - 1 балл,
нашли в словаре - 0,5 балла. Всего - 20 баллов.
Станция «Театральная»
Участники инсценируют любой отрывок полюбившейся сказки В. И. Даля
Критерий оценивания:
-
Максимальное количество баллов - 15 (учитываются артистизм (эмоциональная подача, вхождение в образ), соответствие костюмов).
Станция «В мире сказочных слов»
Критерий оценивания:
За каждое слово присуждается один балл
1 задание: «Кто больше?»
Составьте как можно больше слов из слова
«В. И. Даль-сказочник»
2 задание: «Ступеньки»: впишите в кружки слова, начинающиеся с буквы С. Слова должны так или иначе относится к слову «сказка».
Примечание:список слов может быть продолжен словами с любым количеством букв.