Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»

Тальменского района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор

_____________ _____________ _____________

Протокол №___от Приказ №____от

«___»_________2015 «___»__________2015 «___»__________2015



Рабочая программа

по литературе для 7 класса

основное (общее) образование

(базовый уровень)


на 2015-2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе

Программы общеобразовательных учреждений «Литература»

под редакцией В.Я. Коровиной. - М., «Просвещение», 2010.











Составитель Берзина Дина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Тальменка 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Задачи курса литературы в 7 классе:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Содержание и структура предлагаемой программы построены на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся.

Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Все задания имеют аналитический, исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика (например, сочинение стихотворений, создание эссе, подготовка сообщения).

Система творческих работ представлена широко и разнообразно:

отзывы, иллюстрирование, создание стихотворных текстов, сочинений - миниатюр и т. п. Учащимся предлагается широкий спектр форм учебных занятий: ролевые игры, путешествия, КВНы, творческие практикумы, анализ и интерпретация текстов различных жанров, читательские конференции, презентации, т.п. Используются разнообразные виды деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • Выявление характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление;

  • Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;

  • Осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (просмотровое, поисковое)

  • Владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

  • Самостоятельное выполнение различных творческих работ; составление плана, конспекта;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы;

Используемые на уроках технологии: ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), технология проблемного изложения, др.

и методы:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, аудиовидеодемонстрация)

  • практические (работа с учебником, тренинг, практикум)

  • проблемное изложение (постановка проблемы, поиск решения, дискуссия)

  • исследовательский (поиск информации, отбор материала, защита проекта)

Виды работы с учащимися на уроках литературы известны и традиционны:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной выразительности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • написание отзывов, творческих работ (сочинений) по литератур. произведениям;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними, подготовка докладов и презентаций.

Средства контроля образовательных результатов: контрольные и проверочные работы в форме тестов, творческих работ (характеристика героя, развёрнутый ответ на вопрос, др.), написания сочинений, подготовке докладов, рефератов, презентаций.

Данная рабочая программа предполагает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога через программное обеспечение АИС «Сетевой край. Образование» в случае неблагоприятных природных условий: морозы, болезни учащихся и др. Дополнения вносятся в лист изменений рабочей программы о форме обучения, материально-техническом обеспечении проведения занятия непосредственно по мере востребованности такой формы обучения.

На изучение курса отводится 102 ч. из расчета 3 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

по литературе за курс 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей;

  2. Содержание изученных художественных произведений;

  3. Сюжет, особенности композиции произведения;

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений;

  5. Основные теоретико-литературные понятия;

  6. Изобразительно-выразительные средства языка;

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения;

  2. Анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

  3. Определять принадлежность произв-я к одному из литературных родов;

  4. Умело оперировать основными теоретико-литературными понятиями;

  5. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

  6. Определять жанрово-родовую специфику литературного произведения:

  7. Выразительно читать фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;

  8. Аргументированно формулировать своё отношение к прочитан-му произведению;

  9. Выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  10. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему;

  11. Писать отзывы на прочитанные произведения и сочинения различных жанров;

  12. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведений.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  2. участия в диалоге или дискуссии;

  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;

  4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Содержание тем учебного курса

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

6

Древнерусская литература.

5

Произведения русских писателей XVIII века.

2

Произведения русских писателей XIX века.

45

Произведения русских писателей XХ века.

33

Из литературы народов России.

1

Из зарубежной литературы.

12







Тематический поурочный план

учебного предмета «Литература» (102 ч.)



урока

Тема урока


Виды деятельности обучающихся (практическ. лабораторн.)

Планируемые

образовательные

результаты

изучения темы

Ведущие формы, методы, средства

обучения

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа. Тестирование

Знать: писатель и его место в культуре и жизни общества. Уметь: рассказать о прочитанных произведениях, пересказать текст, построить рассказ о писателе.

ИКТ

Исследов.

Устное народное творчество

2

Предания - поэтическая автобиография народа.

Рассказ учителя.
Беседа.

Знать: предание как жанр УНТ; сюжеты и герои русских преданий.

Уметь: выполнять худож. пересказ текста; характ-ть поэтику произведения.

ИКТ

Объяснит-иллюстр.

3

Понятие о былине. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович».

Рассказ учителя.
Беседа.

Знать: былины как героич. песни эпического характера. Уметь: выразительно читать былины; выполнять разные виды пересказа; составлять словесный портрет героя; характеризовать сюжет, композицию и изобр. сред-ства народного языка.

Объяснит-иллюстр.

4

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Аналитиче-ская беседа

5


Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей- разбойник» Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка.

Аналитиче-ская беседа

6

Новгородский цикл былин. «Садко».

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

7

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

Беседа.

Уметь: толковать пословицы; использовать их в собс. речи

Из древнерусской литературы

8

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха

Комментиро-ванное чтение

Знать: жанр и композиция "Поучения" основы христ. морали в "Поучении".

Объяснит-иллюстр.

9

Русские летописи. «Повесть временных лет»

Знать: тема любви и святости в повести; цельность характеров героев.

Уметь: выразитель. читать; выполнять выборочный пересказ на заданную тему, от лица героя.

10-11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Беседа.

Выразит. чт.

Анализ пр-я.

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

12

Р/Р Классное сочинение обучающего характера «В чём значение древнерусской литературы для современ-ного читателя?»

Творческая работа

Из русской литературы XVIII века

13-14

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия …». Обучение выразительному чтению

Беседа.

Выразит. чт.

Доклад.

Уметь: осуществлять целенаправленный поиск информации; выступать с подготовленным сообщением; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать поэтический текст.

Исследов.

15

Г.Р.Державин. « Река времен в своем стремленьи…» , « На птичку…», « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Беседа.

Выразит. чт.

Частично- поисков.

Из русской литературы XIX века

16

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава»

Беседа.

Выразит. чт.

Доклад.

Знать: сведения о жизни и творчестве П.; реализация исторической темы в пр-ях Пушкина.

Уметь: размышлять над текстом и изобразительными средствами; создавать срав. характеристику героев; выявлять отношение поэта к описываемым событиям и героям; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать фрагменты пр-й.

Исследов.

17

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).Выражение чувства любви к Родине.

Беседа.

Аудиовидеодемонстр.

18-19

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Особенности композиции. Своеобразие языка.

Практикум.

Выразит. чт.

Анализ пр-я.

ИКТ

20-21

РР А.С.Пушкин. «Борис Годунов»; сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению « Истоия России в произведениях А.С. Пушкина»

22

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

Беседа.

Выразит. чт.

Анализ пр-я.

Знать: понятие «маленького человека» в литературе;

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

23

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Практикум: анализ эпизода.

Творческая работа

Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; давать характеристику героя.

Исследов.

24

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя…». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Рассказ учителя.

Знать текст изучаемого произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов; типическое значение характеров главных действующих лиц.

25-26

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и И. Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

Беседа.

Анализ пр-я.

Проблемнобучение

27-28

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Ангел», др.

Практикум

Анализ стих.

29

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Контрольная работа

Тестирование

30

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Рассказ учителя.
Беседа.

Уметь выразительно читать фрагменты пр-й, соблюдая нормы литер. произношения;

аргументированно формулировать собств. отношение к прочитаннму прозаическому произвед-ю; уметь анализировать фрагмент и произв-е в целом, уметь давать собств. интерпретацию произв-ю и создавать письменный отзыв о прочитанном.

31-32

Смысл противопоставления Остапа и Андрея. Патриотический пафос повести.Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Творческий практикум

ИКТ

33-34

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба».

Беседа.

Анализ пр-я.

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

35-36


И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Нравственные проблемы рассказа «Бирюк»

Беседа.

Выразит. чт.

Доклад.

Знать главные факты биографии писателя, основные вехи его творческого пути, его программные произведения.

Уметь анализировать (обучение анализу) произведение, определять роль языковых средств выразительности в произведении.

Проблемн обучение

37-38

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. .«Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

Практикум

39-40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода

Беседа.

Практикум анализ отрывка

Знать тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц.

Объяснит.- иллюстр.

ИКТ

41

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стих. о судьбе народа

Практическая работа

ТРКМЧП

42

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин».

Беседа.

Знать: жанр «баллада», «историческая баллада»

Уметь размышлять о прочитанном.

Проблемн обучение

43-44

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. « Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравств. пороков общества.

Аналитиче-ская беседа

Комментиро-ванное чтение

Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; давать характеристику героя.

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

45-46

РР «Дикий помещик» Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е Салтыкова-Щедрина»

Творческий практикум

Знать: «гротеск», Уметь: выразительно читать сказку; выполнять пересказ ; составлять словесн. портрет героя; характеризовать сюжет, композицию и изобр. средства народного языка.

Исследов.

47

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений русских писателей (Тургенева, др.)

Контрольная работа

Тестирование

48-49

Л.Н.Толстой Слово о писателе. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношенй детей и взрослых.

Рассказ учителя. Беседа

Уметь: размышлять над текстом и изобразительными средствами; создавать срав. характеристику героев; выявлять отношение поэта к описываемым событиям и героям; выражать свое отношение к прочитанному

Объяснит.- иллюстр.

50

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Беседа.

ТРКМЧП

51

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Практикум

Знать текст изучаемого произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов; типическое значение характеров главных действующих лиц.

52-53

И.А.Бунин «Лапти» Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина -прозаика и поэта.

Рассказ учителя. Беседа

Частично-поисковый

54

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

Знать: понятие о юморе и сатире, языковые средства создания образа, деталь.

Уметь отличать юмор и сатиру как средства комического.

ИКТ

55

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Практическая работа

Исследов.

56

Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник»

Практикум

Частично- поисков.

57

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Аналитиче-ская беседа

58-59

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, И.Бунин, А.К.Толстой…

Обучение анализу лирического текста.

Уметь создавать творч. Работу (сочинение) по русской поэзии XIX века.

Исследов.

ТРКМЧП

Из русской литературы XX века

60-61

М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Рассказ учителя.

Аналитиче-ская беседа.

Уметь интерпретировать худож. произведение, используя сведения по теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразит.-выразительные средства языка)

Частично- поисков.

Тестирование

62-63

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

64

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького « Детство» .Портрет как средство характеристики героя

Анализ эпизода

Частично- поисков.

65

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».Романтический характер легенды.

66-67

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Комментиро-ванное чтение

Уяснить мысли автора о роли поэзии в жизни ч-ка и общ-ва;Уметь: размышлять над текстом; выявлять отношение поэта к описываемым событиям; выразительно читать текст.

ТРКМЧП

68

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» . Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Обучение анализу лирич.текста.

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

69-70

Л.Н.Андреев.слово о писателе. «Кусака» . Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека.

Практикум

ТРКМЧП

71-72

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка».Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутрен. красота человека.

Практикум

Знать текст изучаемого произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов; типическое значение характеров главных действующих лиц.

ТРКМЧП

73-74

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире. Труд как основа нравственности .Вечные нравств.ценности.

Беседа.

Анализ пр-я.

ТРКМЧП

ИКТ

75

РР Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произ-ям писателей XX века)

Контрольная работа

76-77

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Обучение анализу лирического текста.

Знать о способах создания поэтич-х образов. Уметь создавать интерпретацию поэтич-го произв-я.

Частично- поисков.

78

Контрольная работа: анализ эпизода или одного стихотворения

Проверочная работа

Тестирование

79-80

Интервью с поэтом- участников ВОВ. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

Обучение анализу лирического текста.

Развитие понятия о лирическом герое.

81-82

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетич.и нравств. -экологич. проблемы рас-за.

Беседа.

Анализ пр-я.

Развитие понятия о литературной традиции.

ТРКМЧП

83-84

Е.И.Носов. Слво о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Беседа.

Практикум

Анализ пр-я.

Уметь: размышлять над текстом и изобразительными средствами; создавать срав. характеристику героев; выявлять отношение поэта к описываемым событиям и героям; выражать свое отношение к прочитанному.

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

85-86

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Беседа.

Практикум

Анализ пр-я.

Частично- поисков.

87

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окруж. мира.

Семинар

Уметь: осуществлять поиск информации; выступать с подготовл. сообщением;

Исследов.

88-89

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. « Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», « На дне моей жизни…» Философские проблемы в лирике Твардовского.Развитие понятия о лирическом герое.

Практикум

Знать: публицистика, мемуары как жанр литературы.

Проблемнобучение

90

Д.С.Лихачев. Слово описателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

91

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рас-зах писателя

Практикум.

Аналитиче-ская беседа

Исследов.

92

Песни на слова русских поэтовXX века .А.Вертинский,И.Гофф,Б.Окуджава. лирические размышления о жизни, времени, и вечности.

Доклад.

Осознавать, что песни - это лирические размышления о жизни, времени, вечности.

Исследов.

ИКТ

93

Из литературы народов России. Р.Гамзатов. Рассказ о поэте. « Опять за спиною родная земля…», « Я вновь пришел сюда и сам не верю…», « О моей Родине». Размышление поэта об истоках и основах жизни.

Из зарубежной литературы

94

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представление поэта о справедливости и честности.

Рассказ учителя. Практикум

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; давать характеристику героя.

95

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

Частично- поисков.

96

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Беседа

Знать особенности жанра хокку.

ТРКМЧП

97-98

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Беседа.

Практикум

Анализ пр-я.

Знать сюжет рождественского рассказа.

Уметь размышлять над текстом и изобразительными средствами; создавать срав. характеристику героев; выявлять отношение поэта к описываемым событиям и героям; выражать свое отношение к прочитанному.

Аудиовидеодемонстр.

ИКТ

99-100

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». «Зеленое утро». Фантастические рассказы - предупреждения.

Беседа.

Практикум

Анализ пр-я.

Проблемнобучение

101 -102

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса Итоги года и задания на лето.

Тренажёр

ИКТ

Формы и средства контроля

Промежуточный:

  • Пересказ (подробный, сжатый, выборочный),

  • Выразительное чтение,

  • Развернутый ответ на вопрос,

  • Анализ эпизода, стихотворения,

  • Комментирование,

  • Характеристика литературного героя,

  • Письменная работа (сочинение)

Итоговый:

  • Тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Критерии оценивания по литературе :


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1977, № 26. В книге

«Проверочные работы по литературе в VIII - X классах» (Пособие для

учителя). Авторы: Громцева С. Н., Маранцман В. Г., Мурин Д. Н. М.,

«Просвещение», 1982, с. 113-117.

Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.

Контроль уровня обученности по литературе


Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Устное монологическое высказывание на заданную тему (подготовка докладов, рефератов, выступлений (в т.ч. с презентацией), чтение наизусть, т.п.)

  2. Сочинение (рассуждение, эссе, анализ или интерпретация лирического или эпического произведения, т.п.)

  3. Контрольная работа (зачёт, тест, т.п.)

Нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по литературе.


  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка " OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Оценка " ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Оценка " УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Оценка " НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение раскрыть тему, объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

При оценке письменных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4»: Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3»: Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2»: сочинение обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение раскрыть тему, серьёзные нарушения логики повествования, наличие грубых фактических ошибок.

3.Оценка контрольных работ

При проведении контрольных работ по литературе (зачёт, тест, т.п.) критерии оценок следующие:

«5» - 85 - 100 % верно выполненных заданий;

«4» - 60 - 84 % верно выполненных заданий;

«3» - 30 - 59 % верно выполненных заданий;

«2»- менее 30 % верно выполненных заданий.

Требования по оформлению письменных творческих работ

по русскому языку и литературе


1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради.
Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. Рецензия и т. д.
2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.
Именительный темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).
Например: Дом, который построю я...; Символические образы в пьесе А. А. Чехова «Вишневый сад».
Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...»
3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.
Например: «Гений и злодейство - две вещи несовместны» (А. С. Пушкин.)
4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения ставятся точки.

Например:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Б. Л. Пастернак. «Гамлет».

5. Цитата оформляется следующим образом:
1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь.
В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в Рим».
2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие, цитата в кавычки не заключается.
В посвящении к «Евгению Онегину» написано:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир».
Образец оформления:

Двенадцатое декабря.
Изложение.
Забытые герои

Двенадцатое декабря.
Сочинение.
Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
А. С. Пушкин. «Бесы».


Произведения для заучивания наизусть:

Сложность работы по заучиванию наизусть в этом году объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками,

но и работать с прозаическими отрывками.


  1. А. С. Пушкин отрывок из поэмы «Медный всадник» (от слов «Люблю

тебя, Петра творенье...» до «Тревожить вечный сон Петра!»)

«Песнь о вещем Олеге» (учитель определяет границы отрывка или предлагает выучить текст полностью)

отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог от слов «Ещё одно, последнее сказанье...» до «А прочее погибло невозвратно»)


  1. М. Ю. Лермонтов отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою...» до «Для охотницкого бою, одиночного»)

«Когда волнуется желтеющая нива...»

«Молитва» («В минуту жизни трудную...» 1839)


  1. Н. В. Гоголь отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове...» до «...чем дал Бог, что ни есть в тебе, а...», затем пропустить слова автора и завершить чтение фразой «Нет, так любить никто не может!»)


  1. И. С. Тургенев стихотворение в прозе «Русский язык»


  1. И. А. Бунин «Родине»


  1. С. А. Есенин «Топи да болота...»


  1. Е. М. Винокуров «Москвичи»


Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники:

Коровина В. Я.

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Части 1, 2.Москва « Просвещение»,2012

Авторская программа:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др. / Под. ред. Коровиной В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Москва « Просвещеение»

Тематическое планирование:

И.В.Золотарева,С.М. Аникина.

Поурочные разработки по литературе 7 класс. Москва « Вако», 2010

Книга для учителя:

Кутейникова Н. Е.Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Москва « Просвещение»

Контрольные,самостоятельные , проверочные, дидактические материалы:

Коровина В. Я.Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва « Проосвещение»

Мультимедийные пособия:

  1. Уроки литературы. 7 - 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. / ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.

  2. Литература. 5 - 11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий. / ООО «Дрофа», 2004.

  3. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Литература. Нестандартные уроки с использованием новых технологий. 5 - 11 классы. / Издательство «Учитель», 2008.

  5. Презентации по литературе. 7 класс. /Коллекции учителя.

Оборудование

Номер п/п

Оборудование

Количество

1.

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3.

Экран

1

4.

МФУ (многофункциональное устройство)

1

5.

Колонки акустические

1

Интернет-ресурсы

  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» lit.1september.ru

  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала litera.edu.ru

  • BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки bibliogid.ru

  • Kidsbook: библиотека детской литературы kidsbook.narod.ru

  • Виртуальный музей литературных героев likt590.ru/project/museum/

  • В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской skolakras.narod.ru

  • Древнерусская литература pisatel.org/old/

  • Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО ruslit.ioso.ru

  • Методика преподавания литературы metlit.nm.ru

  • Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия foxdesign.ru/legend/

  • Русская виртуальная библиотека rvb.ru

  • Слова: поэзия Серебряного века slova.org.ru

  • Стихия: классическая русская / советская поэзия litera.ru/stixiya/

  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

  • Академик Дмитрий Сереевич Лихачев likhachev.lfond.spb.ru

  • Белинский Виссарион Григорьевич belinskiy.net.ru

  • Булгаковская энциклопедия bulgakov.ru

  • Герцен Александр Иванович gercen.net.ru

  • Гоголь Николай Васильевич nikolaygogol.org.ru

  • Гончаров Иван Александрович goncharov.spb.ru

  • Грибоедов Александр Сергеевич griboedow.net.ru

  • Добролюбов Николай Александрович dobrolyubov.net.ru

  • Достоевский Федор Михайлович dostoevskiy.net.ru

  • Жуковский Василий Андреевич zhukovskiy.net.ru

  • Лев Толстой и «Ясная Поляна» tolstoy.ru

  • Карамзин Николай Михайлович karamzin.net.ru

  • Крылов Иван Андреевич krylov.net.ru

  • Куприн Александр Иванович kuprin.org.ru

  • Лермонтов Михаил Юрьевич lermontow.org.ru

  • Островский Александр Николаевич ostrovskiy.org.ru

  • Некрасов Николай Алексеевич nekrasow.org.ru

  • Пушкин Александр Сергеевич aleksandrpushkin.net.ru

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович saltykov.net.ru

  • Толстой Лев Николаевич levtolstoy.org.ru

  • Тургенев Иван Сергеевич turgenev.org.ru

  • Тютчев Федор Иванович tutchev.net.ru

  • Фонвизин Денис Иванович fonvisin.net.ru

  • Чернышевский Николай Гаврилович chernishevskiy.net.ru

Чехов Антон Павлович antonchehov.org.ru



© 2010-2022