Конспект урока литературы Басни И. А. Крылова (5 класс)

«Басни И.А.Крылова» Цели урока: Образовательные: 1.     Углубить знания детей о личности И.А.Крылова. 2.     Научить понимать аллегорический смысл басен. 3.     Повторить особенности жанра басни. Развивающие: 1.     Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство. 2.     Развивать речь учащихся. Учить выражать правильно и точно свои мысли. 3.     Способствовать эмоциональному восприятию басен. Воспитательные: 1.     Способствовать формированию нравственных начал в человеке. Не...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе..

«Басни И.А.Крылова»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Углубить знания детей о личности И.А.Крылова.

  2. Научить понимать аллегорический смысл басен.

  3. Повторить особенности жанра басни.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство.

  2. Развивать речь учащихся. Учить выражать правильно и точно свои мысли.

  3. Способствовать эмоциональному восприятию басен.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию нравственных начал в человеке. Не развивать в себе качества, над которыми можно посмеяться.

  2. Прививать любовь к литературе.

Оборудование урока:

Портрет И.А. Крылова, компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации художников басен Крылова, иллюстрации учащихся к басням Крылова, презентация к уроку.

Записи на доске: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»(Сенека)

«Басня есть поэзия рассудка» (Белинский В.Г.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы проводим последний урок по творчеству И.А.Крылова. Изучая басни Крылова, мы познакомились с историей жанра басни, его особенностями. Как вы думаете, что нам необходимо сделать на последнем уроке?

(Повторить особенности басни, читать наизусть, поработать над содержанием басен..)

-Урок у нас пройдет в форме игры по командам. Вы заранее разделились на команды, готовили домашнее задание. В ходе игры вы будете получат жетоны: точный ответ- жетон красного цвета; не точный - зеленого.

3. Вступительное слово учителя:

-Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около 200 басен и известен нам как баснописец, но не все знают, что он создавал пьесы для театра, писал статьи в журналы, был музыкален -прекрасно играл на скрипке, пробовал рисовать, был критиком. Он был талантливым человеком

Мы с вами сегодня попробуем приблизиться к творческому таланту Крылова и побудем в роли чтецов, художников, актеров, покажем знание и понимание басен.

1. Представление команд (Название и девиз из басен).

1-я команда: «Квартет»,

девиз: «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье»

2-я команда: «Лебедь, рак и щука»,

девиз: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

2. Разминка: кто быстрее ответит.

- Дайте точное определение басни.

-Из каких частей состоит басня?

- Что такое мораль?

-Что такое аллегория?

- Какая существует связь басни с русским народным творчеством? ( Связь со сказками о животных, некоторые выражения стали пословицами, поговорками. Животные разговаривают, совершают поступки людей…)

- Что является объектом изображения в баснях? (Общественные явления, человеческие поступки и взаимоотношения)

- как вы понимаете высказывания Сенеке и Белинского о пословице?

3. Конкурс на лучшее выразительное чтение басен наизусть.

Оценивается соблюдение пауз, смена темпа, интонации( передача голосом животных, отношение автора (ирония), оригинальность прочтения.

4. Конкурс знатоков басен.

-Угадайте название басни по морали.

  • У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягненок»

  • А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь. («Квартет)

  • Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…(«Ворона и лисица»)

  • Когда боится трус кого,
    То думает, что на того
    Весь свет глядит его глазами. («Мышь и крыса»)

  • Ай, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!" ( Слон и Моська»)

  • Скорей без памяти домой -
    И с той поры к Демьяну ни ногой. (Демьянова уха»)

  • Что волки жадны, всякий знает..(«Волк и журавль»)

5. Пантомима.

-Угадайте басню по изображению.(Одна команда показывает, другая отгадывает).

6. Просмотр мультфильма «Ворона и лисица»).

- Басни Крылова интересны тем, что их интересно иллюстрировать, инсценировать, по ним даже созданы мультфильмы. Просмотрите мультфильм внимательно и обратите внимание на изображение действий главных героев.

-Почему фильм начинается с показа памятника Крылову ? (Басня начинается с морали).

- Удалось ли показать хитрость лисы? Как?

7. Конкурс инсценированной басни (Домашнее задание)

Одна команда показывает, а другая выступит в роли критиков.

8.Распредели героев по басням.

В конкурсе используется презентация «КМ-образование»

9. Конкурс рисунков.

- Ребята, дома вы иллюстрировали басни. Угадайте басню по иллюстрации.

- А теперь обратимся к иллюстрациям художников. Угадайте басню. Почему художнику удалось подчеркнуть мораль, основные черты басни.

10. Итог урока. Рефлексия.

- А сейчас подведем итоги нашей игры. Выигрывает команда, набравшая большее количество красных жетонов.

- Как бы вы оценили свою работу, выбирая оценки: «активно», «очень активно», «хорошо», «удовлетворительно»? (Дети показывают учителю карточки.)

- Какие знания приобрели на уроке?

Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение «Я расскажу про басню».





Очень активно

Активно

Хорошо

удовлетворительно

Очень активно

Активно

Хорошо

удовлетворительно

Тест по рассказу «Кавказский пленник»

Отметьте знаком + , если выражение считаете правильным, знаком - если выражение считаете неправильным.

  1. События происходили осенью.

  2. Жилин был невелик ростом, да удал.

  3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил.

  4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.

  5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.

  6. Жилин в плену скучал, тосковал и ждал выкупа.

  7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.

  8. Во второй раз Жилин бежал один.

  9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.

  10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.



Тест по рассказу «Кавказский пленник»

Отметьте знаком + , если выражение считаете правильным, знаком - если выражение считаете неправильным.

  1. События происходили осенью.

  2. Жилин был невелик ростом, да удал.

  3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил.

  4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.

  5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.

  6. Жилин в плену скучал, тосковал и ждал выкупа.

  7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.

  8. Во второй раз Жилин бежал один.

  9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.

  10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.


© 2010-2022