Проверка знаний учащихся с помощью новых видов диктантов

Наряду с известными видами проверочных работ, я использую и новые, дающие положительный результат. В связи с этим, предлагаю два вида диктантов. Это диктант-соревнование и релейный диктант, которые я начала применять в своей практике и хочу рассказать о них. Диктант-соревнование и релейный диктант позволяют не только выявлять знания по изученным темам, но и формировать умения и навыки самостоятельно добываться каждому улучшения личных результатов. Особенно важно это для тех, я считаю, кто по ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проверка знаний учащихся с помощью новых видов диктантов

Последние десятилетия многое изменилось в образовании. Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности.

Инновационный уровневый подход к обучению, я считаю, позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Государство ставит учителя перед необходимостью поиска оптимальных средств, способных повысить не только грамотность учащихся, языковую культуру, но и под другим углом взглянуть на обучение и воспитание. Мои коллеги, которые прошли обучение на разных курсах, внедряют много интересных приемов и методов. Я хочу поделиться опытом проверки уровня знаний, которые учитель помогает получить детям на своих уроках.

Наряду с известными видами проверочных работ, я использую и новые, дающие положительный результат. В связи с этим, предлагаю два вида диктантов. Это диктант-соревнование и релейный диктант, которые я начала применять в своей практике и хочу рассказать о них.

На мой взгляд, ценность этих видов диктантов состоит в том, что, помимо контролирующей функции, они выполняют и функцию обучающую. С их помощью не только проверяются знания и проводится самоконтроль, но и формируется желание учиться. Диктант- соревнование и релейный диктант провожу при изучении орфографии и пунктуации. Это своего рода подготовленные диктанты, но подготовленные не по тому тексту, который предстоит писать, а по программному материалу, который изучался в течение учебной четверти или полугодия.

Примерно за две недели до диктанта, я анализирую текст, выявляю все орфограммы и пунктограммы и классифицирую их. Предлагаемый мной материал предназначен для проведения в конце учебного полугодия, поэтому насыщен орфограммами больше, чем диктанты четвертные или после изучения большой по объему темы. Допустим, в тексте 16 различных орфограмм. Предоставляю возможность самостоятельно изучить детям их и подготовиться без внешней помощи. Чтобы работа была более эффективной, провожу отработку орфограмм и на уроке, в группах по 4-5 человек, во время орфографических пятиминуток, доводя правописание данных слов до автоматизма и, добавляя при этом другие слова данного правила.

И еще, примерно за две недели, вывешиваю в классе объявление, в котором сообщаю о дне проведения диктанта-соревнования. В объявлении указываются: 1) трудные слова, которые целесообразно выучить; 2) слова, о назначении которых нужно справиться в толковом словаре; 3) правила, которые необходимо повторить; 4) упражнения, которые надо выполнить устно или письменно, а также дается рекомендация готовиться к диктанту группами. В данном случае учащиеся, работая в группах и самостоятельно сами добывают знания, отрабатывают умения и навыки в применении правил по орфографии в определенной теме.

Так я не заставляя, не требуя, предлагаю ученику самому понять, что он знает, а чего нет, что ему необходимо выучить и разобрать, чтобы добиться хорошего результата. Так формируется понятие «как учиться». Здесь еще очень важна обратная связь. Надо, проанализировав результат работы каждого, показать уровень достигнутого ребенком, то есть представить «шкалу успеха». И пусть она будет не совсем высокой, но маленький шаг может стать большим рывком в достижении цели повышения грамотности.

Так, повторяя правило «Правописание корней с чередованием гласных» , подбирая текст для записи, обучающие невольно просматривают все упражнения, заостряя внимание на трудных случаях правописания и заучивая отдельные слова. Такая работа способствует успешному усвоению данного правила.

Затем повторяют следующую орфограмму, например «Не с глаголами». В таком же плане отрабатывается и оставшиеся правила, указанные в объявлении. Таким образом, те темы, которые нашли отражение в тексте контрольного диктанта, будут прочно отработаны и усвоены ребятами к моменту его написания, а также в объявлении рекомендуется обращаться к словарям в трудных случаях.

Мой опыт показывает, что диктанты - соревнования выполняются значительно лучше обычных контрольных диктантов. Дети прочно запоминают трудные случаи, усваивают все правила, изученные за данную четверть, при выполнении упражнений закрепляют умения и навыки. Те, кто попустил ту или иную тему, или плохо усвоил материал, при подготовке к диктанту- соревнованию выравнивают свои знания.

Занимаясь группами, учащиеся вместе повторяют правила, пересказывая их друг другу, обсуждают написанное, пишут под диктовку друг друга, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, в процессе работы складываются еще более тесные дружеские отношения в коллективе класса, развиваются лидерские качества каждого.

Еще один вид диктанта- это релейный, который предназначен для проверки знаний по русскому языку один раз за полугодие для учащихся старших классов и один раз в четверть для учащихся 5- 7 классов.

Релейный диктант может состоять из связного текста или отдельных слов, предложений, которые учащиеся записывали в течение этого времени как тренировочные или при проверки отдельных правил.

В начале учебной четверти или полугодия ставлю обучающихся в известность, что по изученному программному материалу в конце четверти ( или полугодия) будет проводиться релейный диктант. Но, в отличие от обычных проверочных работ , текст этого диктанта будет составлен из материала тренировочных и контрольных работ, выполненных за этот промежуток времени. Поэтому необходимо ребятам серьезнее относиться к записям и сохранять все тетради.

Примерно за две недели до релейного диктанта объявляю о дне его проведения. Чтобы хорошо справиться с работой, обучающимся предлагается вновь просмотреть свои письменные работы, обратить внимание на слова, в которых допускались ошибки, учесть трудные случаи орфографиии пунктуации, может быть, позаниматься группами.

Релейный диктант целесообразно проводить один раз в полугодие.

Опыт показал, что ценность этого диктанта бесспорна. Ученик не знает, какой текст возьмет учитель, поэтому все тренировочные и контрольные задания выполняет добросовестно, сохраняет тетради и работы, периодически просматривает их, обращая внимание на то или иное орфографически трудное слово. В результате количество ошибок у обучающихся значительно уменьшается, повышается их грамотность, проявляется интерес к урокам русского языка. Однако учащиеся должны знать, что релейные контрольные диктанты оцениваются значительно строже, так как с материалом, включенным в диктант, они уже знакомы.

Таким образом, диктант-соревнование и релейный диктант позволяют не только выявлять знания по изученным темам, но и формировать умения и навыки самостоятельно добываться каждому улучшения личных результатов. Особенно важно это для тех, я считаю, кто по разным причинам пропустил занятия или не усвоил материал. У них есть возможность повторить или разобрать с товарищами в группе, а также самостоятельно найти в других источниках (справочники, словари, интернет)

Я считаю себя учителем нового формата и хочу, чтобы на уроках русского языка не возникали ситуации, вызывающие затруднения у детей в процессе овладения языком и речью. Преодолеть все трудности мне помогают современные инновационные технологии, которые призваны повысить уровень обручения и вывести его на следующую ступень.

Я убеждена, что не все зависит от учителя, но только он является тем стержнем, который способен все изменить к лучшему. Сегодня основная цель обучения - это подготовка школьника к самостоятельной жизни. В основе нынешнего обучения необходимы как активность учителя, так и, что не менее важно, ученика. Именно к этой цели я стараюсь идти, воспитывая творческую, активную личность, которая умеет и хочет учиться, совершенствовать себя, соединяя свои интересы с интересами государства, в достижении своей цели.



© 2010-2022