- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кашапова Ф.Ф. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Руководитель
руководителя по УР
МБОУ «СОШ с. Тумутук» МБОУ «СОШ с. Тумутук» МБОУ «СОШ с.Тумутук» ______/Х.А.Нургалиева / _______/ Ф.Ф.Кашапова/ _______/ Б.С.Харрасов /
Протокол № ______ от Приказ №______от
«___ »____________2014 г «___ »___________2014 г «___ »____________2014 г
Рабочая программа
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с.Тумутук»
Кашаповой Фирюзы Фирдаусовны
учителя русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
по русскому языку для 9 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________от
«_____»_____________201 год
2014 год
Пояснительная записка
.Рабочая программа по русскому языку 9 класса составлена на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку;
-
примерной программы основного общего образования;
-
Учебного плана МБОУ «СОШ села Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2014-2015 года
Цели обучения русскому языку в 9 классе:
- научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения.
-формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, умения работы с текстом,
-воспитать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитать интерес и любовь к русскому языку;
-совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас учащихся.
Задачи преподавания русского языка в 9 классе:
- дать определенный круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах (морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и сложных синтаксических целых);
- сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки;
- привить навыки выразительного чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им;
- приобщить к культурным ценностям русского народа.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Уровень обучения - базовый.
Преподавание предмета в 9 классе ведется по учебнику русского языка для 9 класса татар. сред. общеобразоват.шк./ Н.А.Андрамонова, Л.Д.Умарова; Под редакцией Л.З.Шакировой.- Казань: «Магариф», 2008).
В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение нового материала, беседа, самостоятельный анализ учебного материала, опрос. Также используются инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированные, проблемное обучение.
Формы контроля знаний, умений и навыков различны: тестирование, диктанты (объяснительный, предупредительный, словарный, контрольный), монологическое высказывание на лингвистическую тему, анализ текста.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 9
Учитель Кашапова Фирюза Фирдаусовна
Количество часов
Всего 105 ч; в неделю 2 ч
Плановых контрольных уроков 4, зачетов , тестов ч.;
Административных контрольных уроков ч.;
Планирование составлено на основе:
-
Федерального государственного стандарта 2004 года,
-
Примерной программы основного общего образования по русскому языку
-
Учебного плана МБОУ «СОШ села Тумутук» Азнакаевского муниципального района РТ на 2014-2015 года
Учебник Русский язык: Учебник для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы/ Н.А.Андромонова, Л.Д.Умарова; Под ред. Л.З.Шакировой.- Казань.: «Магариф», 2008
Дополнительная литература
-
Русская речь , Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова, Н.А. Андромонова (под ред. Н.А.Андромоновой), Магариф, 2008
Содержание
Введение. Общие сведения о языке (1 часа)
Повторение изученного в 8 классе (4 ч.+1 д.)
Сложное предложение (1ч.)
Сложное предложение, его структура и грамматическая основа. Простые предложения в составе сложного. Средства связи простых предложений в составе сложного: интонация, союзы и союзные слова. Виды сложных предложений: союзные, бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные.
Сложносочиненные предложения(5ч.+1р.р.)
Сложносочиненные предложения; виды и способы связи. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения (сочинительные, разделительные, противительные). Знаки препинания.
Развитие речи (1 час)
Сложноподчиненные предложения (22ч.+2д.+5 р.р.)
Сложноподчиненное предложение, его структура. Место придаточной части сложноподчиненного предложения по отношению к главной. Связь придаточной части с главной посредством союзов и союзных слов. Указательные слова в главной части сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Виды сложноподчиненных предложений по значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Средства связи определительных, изъяснительных, обстоятельственных придаточных предложений с главным. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным, однородным и параллельным подчинением.
Синонимия простых предложений с обстоятельствами причины, времени, условия, уступки, цели, следствия и сложноподчиненных с соответствующей придаточной частью. Трансформация сложноподчиненных предложений в простые и простых в сложные.
Сложные предложения с разными видами связи (сложная синтаксическая конструкция)
Сложное предложение с различными видами связи.
Части сложного предложения с различными видами связи. Знаки препинания.
Развитие речи (5 часов)
Контрольная работа (2часа)
Бессоюзные сложные предложения(6ч.+2р.р.)
Сложное бессоюзное предложение, его структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Средства соединения частей бессоюзного сложного предложения: интонация, знаки препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). Синонимия бессоюзных и союзных сложноподчиненных предложений.
Развитие речи (2 часа)
Способы передачи чужой речи (7ч.+1д.+1р.р.)
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, диалог, цитата. Структура предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Ввод цитаты в речь, знаки препинания при оформлении цитат и диалога.
Сложное синтаксическое целое. Абзац (4 ч.+2р.р.)
Развитие речи 2 час
Повторение пройденного за год (4 ч.)
Контрольная работа (1 час)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы.
Различение устной и письменной форм речи, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации.
Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.
Понятие о литературном языке и его нормах.
Нормы русского литературного языка.
Аудирование (слушание). Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации.
Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими источниками.
Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.
Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Общие сведения о русском языке
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык - язык русской художественной литературы.
Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства.
Основные лингвистические словари.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения.
Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
план
факт
Введение (1 ч.)
1
Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства.
1
Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана. Ответить на вопросы: в каких сферах деятельности русский язык используется как государственный сколько государственных языков может быть в одной стране; какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык народов, населяющих Россию
Знать основные средства художественной изобретательности, находить их в тексте
Повторение пройденного в 8 классе (4 +1 д..)
2
Повторение. Словосочетание и предложение
1
Беседа по вопросам, сообщение учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра
Уметь производить структурно- смысловой анализ словосочетаний и предложений, выразительно читать, составлять схемы.
3
Повторение. Односоставные предложения
1
Тестирование групповая
Знать виды простых предложений.
Уметь различать виды простых предложений, выразительно читать, составлять схемы, Расставлять знаки препинания.
4
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. обращениями
1
Компьютерная программа «Фраза», индивидуальная
Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснить постановку знаков препинания.
5
Проверочный диктант «По реке»
1
Диктант с грамматическими заданиями
Выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков постановке знаков 6препинания, пунктуационного и синтаксического разбора
6
Предложения с обособленными членами.. Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками
Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь предложений с обособленными членами, использовать их в речи.
Сложное предложение (1 ч)
7
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.
1
Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества и союзной сочинительной и подчинительной связи; постановка знаков препинания в ССП Групповая, индивидуальная
Знать признаки сложных предложений, различить основные виды сложных предложений, объяснить постановку знаков препинания в них.
Сложносочиненные предложения ( 5+ 1 р.р.)
8
ССП. Знаки препинания в сложных предложениях
1
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»
тест: (ГИА) уровень В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин.
Графический диктант
Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор.
9
ССП с соединительными союзами
1
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»
тест: (ГИА) уровень В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин.» Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем
Графический диктант
Расширить знания уч-ся о ССП(о союзах и их значениях),уметь вычленять из текста ССП ,производить пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.
10
ССП с противительными союзами
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»
тест: (ГИА) уровень В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин.» Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем
Графический диктант
11
ССП с разделительными союзами
1
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»
тест: (ГИА) уровень В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин.»
Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем
Графический диктант
Расширить знания уч-ся о ССП(о союзах и их значениях),уметь вычленять из текста ССП ,производить пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.
12
Повторение и обобщение по теме «ССП»
1
Подбор синтаксических синонимов.
Синтаксический анализ предложений
Построение схем ССП»
Объяснительный диктант
Тест
Расширить знания уч-ся о ССП(о союзах и их значениях),уметь вычленять из текста ССП ,производить пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.
13
Р.Р. Подготовка к изложению «Резиновая лодка»
2
Чтение текста; составление плана; пересказ по плану; повторное чтение; написание изложения
Уметь: раскрыть тему текста;
Передать его основную мысль;
Использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания;
Применять полученные ЗУН по пройденным темам
Сложноподчиненные предложения ( 22+2 д.+5 р)
14
Понятие о сложноподчиненном предложении.
1
Лингвистический . рассказ о СПП
Подбор синтаксических синонимов.
Синтаксический анализ предложений
Построение схем СПП
Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным, правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП
15
Подчинительные союзы и союзные слова.
1
Подбор синтаксических синонимов.
Синтаксический анализ предложений
Построение схем СПП
Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП, уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.
16
Указательные слова в сложноподчиненном предложении.
1
1.Конструирование ССП по заданным схемам
2.Конструирование ССП: с опорой на табл.
Комментированное
Тест
Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому от-ся придаточное предложение, и задавать от него вопрос
17
Контрольный диктант «День был жаркий..»
1
диктант
Знать: изученные правила.
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками
18
Р.Р. Средства художественной выразительности.Работа над ошибками.
1
Работа со словарем, работа с текстами, работа со сборниками
Знать: средства художественной выразительности; привитие навыков использования в речи средств художественной выразительности.
19
Виды сложноподчиненных предложений по значению
1
Перевод с русского на родной язык сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения, виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными, объяснить постановку знаков препинания
20
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
1
Конструирование предложений Анализ предложений
Знать: отличительные признаки СПП; основные группы СПП по значению; понятие придаточное определительное, признаки придаточных определительных.
Уметь: различать ССП и СПП; находить в сложноподчиненном предложении; распознавать СПП с определительными; определять к какому слову относится придаточное предложение, место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними., составлять схемы таких предложений.
21
Сложноподчиненные предложения придаточными изъяснительными.
1
Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот..
Разбор предл. по схеме
Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными изъяснительными , объяснить постановку знаков препинания
22
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.Сложноподчиненные предложения с придаточными места .
1
1.Конструирование ССП по заданным схемам
2.Конструирование ССП: с опорой на табл..Графический диктант
Тест
Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными
23
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
1
1.Конструирование ССП по заданным схемам
2.Конструирование ССП: с опорой на табл..Графический диктант
Тест
Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными
24
Р.Р.Подготовка к сочинению на тему «
1
Объяснительный диктант, работа с текстом, выводы
Знать: пройденное в 5-8 классе по теме текст;
Уметь: анализировать содержание и композицию текста, определять синтаксические средства связи предложений и абзацев текста;
25
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
1
Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот..
Разбор предл. по схеме .Тест
Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными, производить пунктуационный разбор, использовать вречи
26
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.
1
1.Конструирование ССП по заданным схемам
2.Конструирование ССП: с опорой на табл. Графический диктант
Тест
27
Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.
1
Конструирование предл. по заданным схемам;
самостоятельная
работа: расставить знаки препинания), карточка.по схеме
Знать особенности структуры СПП с придаточными условными и уступительными, производить пунктуационный разбор, использовать вречи
28
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.
1
Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №186 по вариантам;
составление схем предложений
29
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными
1
Инд. карточки: работа с синтаксическими синонимами придат. определительн.: замена конструкций простыми предложениями и с причастными оборотами и наоборот..
Разбор предложений.по схеме
Знать особенности структуры СПП с придаточными сравнительными, производить пунктуационный разбор, использовать вречи
30
Повторение по теме «Виды сложноподчиненныхпредложении »
1
Тестирование
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения
31
Контрольный диктант
1
Диктант с грамматическими заданиями.
Знать: изученные правила. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
32
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения . Работа над ошибками.
1
Работа с карточками
33
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
1
Работа с карточками, Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение
Уметь различать СПП с однородным , параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
34
Р/Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Левитана «Свежий ветер. Волга»
1
Знакомство с репродукцией картины
Выполнение упражнений; ответы на вопросы
Написание сочинения
Развивать устную и письменную речь учащихся. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
35
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
1
Работа с карточками, Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение
Уметь различать СПП с однородным , параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
36
Однородное и неоднородное подчинение.
1
Анализ предложений Составление схем предложений Тренировочные упражнения
Уметь различать СПП с однородным , параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
37
Однородное и неоднородное подчинение
1
Анализ предложений Составление схем предложений Тренировочные упражнения
Уметь различать СПП с однородным , параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
38
Р.Р.Подготовка к сжатому изложению на тему «Память».
1
Сжатое изложение
Развивать устную и письменную речь учащихся. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
39
Р.Р.Написание сжатого изложения на тему «Память».
1
Сжатое изложение
Развивать устную и письменную речь учащихся. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
40
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением.
1
Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени
Умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средством связи
41
Сложные предложения с разными видами связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная)
1
Составление схем предложений, предупредительный диктант
Уметь различать СПП с однородным , параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
42
Повторение по теме «СПП»
1
тестирование
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложений и СПП с несколькими придаточными; определять вид придаточного в СПП, его место по отношению к главному предложению и средства связи между ними; разграничивать союзы и союзные слова; расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы;
Понятие о бессоюзном сложном предложении (6+2 р.р.)
43
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
1
Работа с карточками
Графический диктант
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП, отработать пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора
44
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
Работа с карточками, тестирование
Творческий диктант
45
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1
Работа с карточками, тестирование.
Изучить правила постановки двоеточия в БСП и сформировать соответствующий пунктуационный навык, уметь соблюдать в практике основные правила пунктуации, нормы построения БСП
46
Тире в бессоюзном сложном предложении
1
Работа с карточками, тестирование
Творческий диктант
47
Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Повторение
Синтаксический разбор бессоюзного предложения; выполнение упражнений
Выявить уровень усвоения темы
с точки зрения теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, употребления в речи
48
Синтаксический разбор бессоюзного сложногопредложения
1
Повторение
Синтаксический разбор бессоюзного предложения; выполнение упражнений
Выявить уровень усвоения темы
с точки зрения теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, употребления в речи
Умение разбирать БСП, сформировать соответствующий пунктуационный навык, уметь соблюдать в практике основные правила пунктуации, нормы построения БСП
49
Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.Кончаловского «Сирень».
1
Знакомство с репродукцией картины
Выполнение упражнений по учебнику
Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. Использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой; Соблюдать языковые нормы и правила правописания.
50
Р.Р.Написание сочинения-описания по картине П.Кончаловского «Сирень».
1
Выполнение упражнений по учебнику
Развивать устную и письменную речь учащихся. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
Способы передачи чужой речи.Прямая и косвенная речь. (7+_1д.+1р.р. )
51
Способы передачи чужой речи .
1
Практикум
Дать представление о разных способах передачи чужой речи Знать основные способы передачи чужой речи
52
Прямая и косвенная речь.
1
Выполнение упражнений по учебнику
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимические конструкции
53
Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.
1
Работа с карточками .
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимические конструкции
54
Контрольный диктант «Петька на даче»
1
диктант
Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками
55
Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.Работа над ошибками.
1
Творческое списывание
Определить тип речи
Работа с учебником 230-232
Уметь: заменять прямую речь косвенной и наоборот; ставить знаки препинания при косвенной речи.
56
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
1
Словарный диктант, запись предложений и анализ; выполнение упражнений. Запись предложений и анализ; выполнение упражнений
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, уметь находить подобные предложения в тексте,
объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимические конструкции
57
Р/Р. Диалог. Составление диалога по ситуации
1
Чтение по ролям
Составление диалога
тренировочные упражнения
Знать: понятие диалог.
Умение вести диалог и правильно интонировать; умение ставить знаки препинания в диалоге;
58
Цитата. Эпиграфы
1
Слово учителя
Работа с учебником упр.246
Оформление цитат
Оформление эпиграфа
Работа с учебником
Знать: понятия цитата, эпиграфы.
Уметь: использовать цитаты в устных высказываниях, а также в сочинениях, изложениях; заменять цитаты прямой речью и наоборот; оформлять цитаты знаками препинания; Ставить знаки препинания в диалоге и оформлять цитаты.
59
Повторение и систематизация изученного.
1
Слово учителя
Словарный диктант, запись предложений и анализ;
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, разорванной словами автора, уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимические конструкции
Сложное синтаксическое целое. Абзац. (4 часа +2 р.р.)
60
Сложное синтаксическое целое.
1
Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой:
Обобщить и закрепить знания по теме «Абзац».Совершенствование навыков правописания. Формировать умения определять способы и средства связи между частями текста, закрепить навыки правописания, умение анализировать текст
Уметь: свободно мыслить, логически последовательно рассуждать, анализировать готовый текст ; писать сочинение
61
ССЦ сцепной и параллельной связью.
1
Работа с карточками
62
Абзац. Связь между начальными предложениями абзаца. Связь между начальными предложениями абзаца
1
Составление предложений, определение связей
Знать: что такое абзац.
Уметь: выделять абзацы в письменной речи, устанавливать границы абзацев и сложных синтаксических целых.
63
Повторение и систематизация изученного.
1
Повторение пройденного материала
Знать: Синтаксис.
Уметь: расставлять знаки препинания во всех предложениях.
64
Р.Р. Подготовка к сжатому изложению.
1
Аудирование текста составление примерного плана; пересказ содержания текста по плану; письменная работа уч-ся;
Развитие навыков связной речи учащихся; научить писать изложения; расширение словаря; совершенствование строить сложного предложения;
65
Р.Р.Написание сжатого изложения
1
Аудирование текста составление примерного плана; пересказ содержания текста по плану; письменная работа уч-ся;
Развитие навыков связной речи учащихся; научить писать изложения; расширение словаря; совершенствование строить сложного предложения;
Повторение (4 +1 ч.)
66
Фонетика.Графика.Орфография
1
Списать, обозначить орфограммы,выбор которых зависит от фонетических условий.
Уметьделать по плану сообщение о звуках речи
67
Морфемика. Словообразование. Орфография
1
Практикум на основе экзаменационных материалов по подготовке к ГИА Прохождение материала быстрым темпом.
Знать виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образов-ания слов.
Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.
68
Контрольный диктант
«Степь»
1
диктант
Знать: изученные правила. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся
69
Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Работа над ошибками.
1
Практикум на основе экзаменационных материалов по подготовке к ГИА. Прохождение материала быстрым темпом.
Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однород-ные и обособленные члены
Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.
70
Урок-зачет по программе 9 класса
1
Проверка знаний. Выявление уровня усвоения программного материала 9 класса.
Знать основные группы СП, их отличительные признаки особенности СП с разными видами связи.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуациионный и синтак-сический разбор.
Учебно-методический комплект
1. Андрамонова Н.А. , Л.Д.Умарова. Учебник для 9 класса татар.сред.общеобразоват.шк.- Казань: Магариф, 2008
2. Н.А.Андрамонова, Л.Дж. Умарова .Дидактические материалы по русскому языку для 9 класса татарской школы: -Казань, Магариф - 2001
3. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка. -С.-Петербург:филиал изд-ва "Просвещение" (Казань,Магариф), 2003
4. Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова, Л.Дж. Умарова. Русская речь. учебное пособие для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы: -Казань, Магариф - 2008
5. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку ( универсальное пособие): Вако, Москва, 2006
6. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
Введение. Общие сведения о языке
Основные единицы языка и их признаки;
Смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;
Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
уметь:
Опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
Определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
Выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний и предложений, вызванного влиянием родного языка;
Соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;
Сложное предложение
уметь:
- выделять в сложных предложениях простые и указывать в них основу;
- правильно интонировать сложные предложения
Сложносочиненные предложения
уметь:
- разграничивать предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения
- выделять грамматическую основу в простых предложениях, входящих в состав сложносочинённого
- правильно интонировать сложносочинённые предложения и ставить в них знаки препинания
- правильно ставить знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом
- употреблять видовременные формы глаголов- сказуемых в сложносочинённых предложениях
- употреблять в речи сложносочинённые предложения с сочинительными союзами
Сложноподчиненные предложения
уметь:
- выделять и придаточные части в сложноподчинённом предложении
- разграничивать подчинительные союзы и союзные слова
- находить в главном предложении указательные слова
- ставить запятую между главным и придаточным предложениями
- согласовывать союзные слова который, какой, чей в роде и числе с определяемым словом главного предложения
- пользоваться в речи определительными придаточными для характеристики - описания предметов
- переводить с русского языка на родной язык сложносочинённые предложения с придаточным определительным
-употреблять в главном предложении опорные слова определённых семантических групп
- использовать сл/подчинённые предложения с придаточными изъяснительными и дополнением как синтаксические синонимы
- заменять предложения с прямой речью сложноподчинёнными изъяснительными
- преобразовывать простые предложения в сл/подч. с придаточными места
- разграничивать сл/подч. предложения с придаточными места, определительными и изъяснительными
- преобразовывать простые предложения в сл/подч. с придаточными причины
- правильно ставить знаки препинания
- соотносить видо-временные формы глаголов- сказуемых в главном и придаточном предложениях
- разграничивать сл/подч. предложения, в которых союз когда и союзное слово когда присоединяет придаточные времени, определительные, изъяснительные
- преобразовывать простые предложения с обособленными обстоятельствами (деепричастными оборотами) в сложносочинённые предложения с придаточными времени при построении текстов-рассуждений
- умение производить устный и письменный синтаксический разбор сложноподчинённых предложений, составлять их схемы.
- умение заменять придаточные части сл/подч .предложений причастными, деепричастными оборотами и наоборот
- различать однородное и неоднородное соподчинение придаточных и ставить в предложениях знаки препинания
- употреблять в речи сложносочинённые предложения с параллельным подчинением придаточных частей
- ставить знаки препинания между однородными придаточными, соединёнными соединительными и разделительными союзами и, да (и), или
- составлять схемы предложений с параллельным, последовательным, со смешанным подчинениями
- ставить знаки препинания при стечении двух подчинительных союзов что если…, то; что хотя, но и др.
Бессоюзные предложения
уметь:
- выражать различные смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений
- преобразовывать союзные сложные предложения в бессоюзные
- правильно интонировать бессоюзные сложные предложения и ставить знаки препинания в них
Способы передачи чужой речи
уметь:
- правильно интонировать предложения с прямой речью и ставить в них знаки препинания
- преобразовывать сл/подч. предложения с придаточными изъяснительными в предложения с прямой речью
- умение заменять прямую речь косвенной и наоборот
- вести диалог и правильно его интонировать
- ставить знаки препинания в диалоге
Сложное синтаксическое целое
уметь:
- делить текст на сложные синтаксические целые
- определять микротемы
- выписывать из изучаемых художественных произведений или других источников сложные синтаксические целые и указывать в них микротемы
- выделять абзацы в письменной речи
- устанавливать границы абзацев и сложных синтаксических целых
аудирование и чтение
Понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора по радио, телевидения, официального лица и др.);
Читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);
Пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
говорение и письмо
Пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;
Создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
Вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
Осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);
Переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
Приобщения к русской и мировой культуре;
Официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации;
Развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.