Урок литературы Предупреждение писателя (по повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Предупреждение писателя

(по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»).

Цель урока: показать учащимся непреходящую ценность произведения;

заставить задуматься над общечеловеческими вопросами

бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь

до авторского понимания жизни; доказать школьникам суть

повести не только в отрицании зла, насилия и жестокости,

но и в предупреждении всем живущим сегодня.


План урока.

I. Организационный момент.

II. Разговор о повести

-Словарная работа.

-Беседа.

III. Слово учителя.

Ход урока.

I.Учащимся сообщается тема урока, цель; зачитывается эпиграф, строки

которого взяты из стихотворения «Валерик» М.Ю.Лермонтова, любимого

поэта Л.Н.Толстого.

«И с грустью тайной и сердечной

Я думал «Жалкий человек,

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?

II. Разговор о повести.

-На доске заранее делаем такую запись:

Газават - «священная война» мусульман против «неверных», т.е. не

мусульман.

Джигит (тюрк.) - искусный и отважный наездник.

Имам (арабск.) - 1) титул верховного правителя у мусульман,

соединяющего светскую и духовную власть; 2)духовное лицо, которое

руководит богослужением в мечети; главный мулла в мечети; наиболее

авторитетный богослов и правовед в суждениях по религиозным вопросам.

Ишан (перс.) - наставник и руководитель Мусульманских монахов.

Мечеть (арабск.)- мусульманский храм.

Мулла (арабск.) - служитель религиозного культа у мусульман.

Мюрид (арабск.) - послушник, последователь, ученик ишана или шейха,

воспитываемый в духе беспрекословного подчинения.

Наиб (арабск.) - в некоторых мусульманских странах - заместитель или

помощник какого-либо начальника или духовного лица;

иногда начальник местной полиции, старшина сельской

общины.

Шейх (арабск.) - 1) у арабов - глава рода, племени, деревенский староста;

2) представитель высшего мусульманского духовенства,

богослов, правовед.

Начиная разговор о повести, обратим внимание на её композицию, на тот образ, который заставляет нас вспомнить начало произведения перед тем, как закрыть его последнюю страницу. Подчеркнём эту особенность мастерства Л.Н.Толстого, который подобно живописцу, привлекающему наше внимание к своей картине каким-то особым штрихом, детально, с помощью точного высказывания, яркого образа определяет проблему повести.

-Что же отрицает Толстой? Предлагаю ребятам найти описание вспаханного поля. Обращаем внимание на те ключевые слова, которые помогают определить главный смысл повести (1гл.)

- Что же заставляет человека быть разрушительным, жестоким?

Здесь необходимо подвести учащихся к выводу о том, что борьба за власть - основной источник жестокости. Поэтому обращаем их внимание на то, о чем мечтает Хаджи Мурат, для чего ему нужна власть (гл.4)

- Итак, власть как самоцель - во что она перерастает?

- Как мы называем такую власть? (Тирания, деспотизм, т. е неограниченная власть.)

- Какие слова (ключевые) находит Толстой, чтобы показать: Хаджи - Мурат, прежде всего сам жертва деспотизма?

(«Я связан, и конец веревки у Шамиля»)

- Кто же в повести олицетворяет деспотизм, т. е высшие проявление жестокости?

( Николай 1 и Шамиль)

- Предлагаю найти портрет императора в 15 главе и те ключевые слова, с помощью которых Толстой раскрывает суть деспотизма Николая I.

- Теперь предлагаю выяснить, кем является Шамиль?

Мы решим суть первой проблемы, которая заключается в отрицании жестокости, насилия и их высшего проявления деспотической власти. Теперь переходим к разбору следующей проблемы: всякая ли власть есть зло?

- Обладал ли сам Толстой властью над людьми? Если да, то, как именно можно назвать такую власть?

( В процессе беседы выясним, что Толстой был властителем людских душ, обладал моральной властью имел ограниченный авторитет т. е духовное влияние (отсюда авторитетный - заслуживающий доверия, Авторитарный - требующий беспрекословного, слепого подчинения )

- Какой властью обладает Хаджи - Мурат?

- Какое выражение заметила Марья Дмитриевна на его мертвом лице?

- Как выявился в последнюю минуту жизни его характер?

- Предлагаю учащимся подумать, кем бы он мог стать, не будь войны?

- Какие ключевые слова подчеркивают отрицание Толстым жестокости войны?

(«Солдатство было как смерть» гл.8)

Следующая проблема, которую решаем на уроке, - это причины возникновения войн на почве религиозного фанатизма. ( Крестовые походы, « священная война» газават)

- Принял ли Хаджи - Мурат «священную войну»?

Итак, Толстой отрицает бессмысленную резню и утверждает жизнь. Выспевает и защищает человека. Вспомним взаимоотношения русских солдат и чеченцев (рядовых) (Высказывания солдата Авдеева, Марьи Дмитриевны о Хаджи - Мурате.)

А.С. Пушкин мечтал: «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…»

Ш.Заключительное слово учителя.

Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. И никогда нельзя об этом забывать. Иначе - бессмысленная гибель, смерть ни в чем не повинных людей. Об этом предупреждает нас Л.Н. Толстой.

На уроке не было сказано ни слова о событиях современности. Но связь произведения с сегодняшним днем для нас очевидна.

Предупреждение Толстого мы забыли.

© 2010-2022